СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое моделирование

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математическое моделирование»

Моделирование и формализация Основные  этапы моделирования

Моделирование и формализация

Основные этапы моделирования

Формализация  — это процесс выделения внутренней структуры предмета, явления или процесса и перевода ее в определенную информационную структуру -  форму Модель задачи  определяет, что дано , что требуется получить , как связаны исходные данные и результаты

Формализация — это процесс выделения внутренней структуры предмета, явления или процесса и перевода ее в определенную информационную структуру - форму

Модель задачи определяет, что дано , что требуется получить , как связаны исходные данные и результаты

Математическое моделирование  Под математической моделью понимают систему математических соотношений — формул, уравнений, неравенств и т. д., отражающих существенные свойства объекта или процесса .

Математическое моделирование

Под математической моделью понимают систему математических соотношений — формул, уравнений, неравенств и т. д., отражающих существенные свойства объекта или процесса .

Пример  Определить площадь поверхности письменного стола Из свойств стола важны три : форма поверхности и размеры Предположив , что поверхность стола — прямоугольник , указываем исходные данные и результат   Они связаны соотношением S = а * b

Пример

Определить площадь поверхности письменного стола

Из свойств стола важны три :

форма поверхности и размеры

Предположив , что поверхность стола — прямоугольник , указываем

исходные данные и результат

Они связаны соотношением S = а * b

Этапы решения задач на компьютере Постановка задачи — точная формулировка условий и целей решения, описание наиболее существенных свойств объекта. Построение математической модели - описание наиболее существенных свойств объекта с помощью математических формул. Разработка алгоритма. Запись алгоритма на языке программирования. Отладка и тестирование программы на компьютере. Анализ полученных результатов.

Этапы решения задач на компьютере

  • Постановка задачи — точная формулировка условий и целей решения, описание наиболее существенных свойств объекта.
  • Построение математической модели - описание наиболее существенных свойств объекта с помощью математических формул.
  • Разработка алгоритма.
  • Запись алгоритма на языке программирования.
  • Отладка и тестирование программы на компьютере.
  • Анализ полученных результатов.
Решение задач Задача 1. Вычислить  количество краски  для покрытия пола в спортивном зале, составив программу на Pascal Решение Постановка задачи  Реальный объект — пол зала  — заменяется прямоугольником , для которого площадь является произведением длины на ширину . Для выполнения этого задания измеряют длину ,  ширину  пола и вычисляют его площадь

Решение задач

Задача 1.

Вычислить количество краски для покрытия пола в спортивном зале, составив программу на Pascal

Решение

Постановка задачи

Реальный объект — пол зала — заменяется прямоугольником , для которого площадь является произведением длины на ширину .

Для выполнения этого задания измеряют длину , ширину пола и вычисляют его площадь

Математическая модель Пусть а  - длина пола, b  - ширина пола, s 1 -  площадь, которую можно покрасить содержимым 1-й банки, n  -  количество банок площадь пола   S = а* b количество банок :

Математическая модель

Пусть

а - длина пола, b - ширина пола,

s 1 - площадь, которую можно покрасить содержимым 1-й банки,

n - количество банок

площадь пола S = а* b

количество банок :

Алгоритм Начало Ввод a , b , s1 n := [ a * b / s1 ]+1 Вывод n Конец

Алгоритм

Начало

Ввод a , b , s1

n := [ a * b / s1 ]+1

Вывод n

Конец

Программа program p 1;      var a, b, s 1 : real; n: integer; begin writeln (‘ Введите a, b, s1:’);  readln (a, b, s1);  n: =a*b div s1+1;     writeln ('Кол-во банок n =' , n :3); end.

Программа

program p 1;

var a, b, s 1 : real; n: integer;

begin

writeln (‘ Введите a, b, s1:’);

readln (a, b, s1);

n: =a*b div s1+1;

writeln ('Кол-во банок n =' , n :3);

end.

Решение математических задач

Решение

математических задач

Задача 1  На научный семинар собрались ученые и обменялись друг с другом визитными карточками. Всего было роздано  210  визитных карточек. Сколько ученых приехало на семинар, если известно, что их было  не более 20 ?  Решение Постановка задачи Пусть  х  — количество ученых, приехавших на семинар Так как в процессе обмена каждый раздает по одной карточке всем, кроме себя, то он раздаст ( х - 1 ) карточку Следовательно, всего будет роздано n = х * ( х - 1 ) карточек

Задача 1

На научный семинар собрались ученые и обменялись друг с другом визитными карточками. Всего было роздано 210 визитных карточек. Сколько ученых приехало на семинар, если известно, что их было не более 20 ?

Решение

Постановка задачи

Пусть х — количество ученых, приехавших на семинар

Так как в процессе обмена каждый раздает по одной карточке всем, кроме себя, то он раздаст

( х - 1 ) карточку

Следовательно, всего будет роздано

n = х * ( х - 1 ) карточек

=2 x — целое " width="640"

Математическая модель

n = x * ( x - 1)

n = 210

x = 20

x =2

x — целое

Компьютерный эксперимент  A 1 Количество участников  ( x ) B 2 C 3 Количество карточек  ( n ) = B1 *( B 1-1)

Компьютерный эксперимент

A

1

Количество участников ( x )

B

2

C

3

Количество карточек ( n )

= B1 *( B 1-1)

Анализ  полученных  результатов Проверим результат, решив уравнение х (х - 1) = 210 х 2 - х - 210 = 0 х = 15; -14 Удовлетворяющий условию задачи корень уравнения x = 15  Ответ :  15 человек

Анализ полученных результатов

Проверим результат, решив уравнение

х (х - 1) = 210

х 2 - х - 210 = 0

х = 15; -14

Удовлетворяющий условию задачи

корень уравнения x = 15

Ответ : 15 человек

Задача 2  Знаменатель правильной дроби на 2 больше числителя . Если числитель увеличить в 5  раз, а к знаменателю прибавить 5 и сократить дробь, то в результате получится . Найти исходную дробь. Постановка задачи Постановка задачи Постановка задачи Пусть х  — числитель исходной дроби, Тогда х +  2 — знаменатель исходной дроби, х * 5  — новый числитель , ( x + 2) + 5 = x +7 — новый знаменатель . Составим уравнение:

Задача 2

Знаменатель правильной дроби на 2 больше числителя . Если числитель увеличить в 5 раз, а к знаменателю прибавить 5 и сократить дробь, то в результате получится . Найти исходную дробь.

Постановка задачи

  • Постановка задачи
  • Постановка задачи

Пусть х числитель исходной дроби, Тогда

х + 2 знаменатель исходной дроби,

х * 5 — новый числитель ,

( x + 2) + 5 = x +7 — новый знаменатель .

Составим уравнение:

Математическая модель Компьютерный эксперимент х — целое А 1 В 2 Модель задачи Числитель С 3 Дроби D 4 Знаменатель Новый  числитель  5 = В2+2 Проверка Новый знаменатель =В2* 5 =В3+ 5 = D2 *2 = D3 *3 Основное свойство пропорции - 5*х * 2 = (х + 7) * 3

Математическая модель

Компьютерный эксперимент

хцелое

А

1

В

2

Модель задачи

Числитель

С

3

Дроби

D

4

Знаменатель

Новый числитель

5

= В2+2

Проверка

Новый знаменатель

=В2* 5

=В3+ 5

= D2 *2

= D3 *3

Основное свойство пропорции - 5*х * 2 = (х + 7) * 3

Анализ полученных результатов Для проверки правильности решим линейное уравнение  5х * 2 = (х + 7) * 3 10* x = Зх +  21 7х  = 21 х = 3  3 - это числитель исходной дроби, тогда ее знаменатель равен 5 , т. е. исходная  дробь

Анализ полученных результатов

Для проверки правильности решим линейное уравнение

5х * 2 = (х + 7) * 3

10* x = Зх + 21

= 21

х = 3

3 - это числитель исходной дроби, тогда ее знаменатель равен 5 , т. е. исходная дробь

Задача 3 .  Через иллюминатор затонувшего корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями. Удастся ли это сделать? Решение. Постановка задачи  Пусть иллюминатор корабля имеет форму  круга , а  сундук имеет форму  параллелепипеда.  Чтобы вытащить сундук, необходимо, чтобы  диаметр иллюминатора  был  больше  любой из трех  диагоналей поверхности сундука . d3 d1 c d2 b a

Задача 3 . Через иллюминатор затонувшего корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями. Удастся ли это сделать?

Решение.

Постановка задачи

Пусть иллюминатор корабля имеет форму круга , а сундук имеет форму параллелепипеда.

Чтобы вытащить сундук, необходимо, чтобы диаметр иллюминатора был больше любой из трех диагоналей поверхности сундука .

d3

d1

c

d2

b

a

КОРЕНЬ ( а * а + b * b ) ) ; 1; 0 ) ЕСЛИ ( ( 2 * r КОРЕНЬ ( а * а + c * c ) ) ; 1; 0 ) ЕСЛИ ( ( 2 * r КОРЕНЬ ( с * с + b * b ) ) ; 1; 0 ) Компьютерный эксперимент " width="640"

Математическая модель

Пусть r — радиус иллюминатора,

а , b , с размеры сундука,

d 1, d 2, d 3 — диагонали боковых поверхностей сундука

d3

d1

c

d2

b

a

Должно быть истинно хотя бы одно из условий:

ЕСЛИ ( ( 2* r КОРЕНЬ ( а * а + b * b ) ) ; 1; 0 )

ЕСЛИ ( ( 2 * r КОРЕНЬ ( а * а + c * c ) ) ; 1; 0 )

ЕСЛИ ( ( 2 * r КОРЕНЬ ( с * с + b * b ) ) ; 1; 0 )

Компьютерный эксперимент

Задача 4 .  « Определение максимального объема коробки »  Имеется квадратный лист картона со стороной  a .  Из него делается коробка  следующим образом: x по углам листа вырезаются четыре одинаковых квадрата , коробка склеивается по швам.  Какова должна быть длина стороны вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость ? Разработать математическую модель задачи  и реализовать ее в среде ЭТ.

Задача 4 . « Определение максимального объема

коробки »

Имеется квадратный лист

картона со стороной a .

Из него делается коробка

следующим образом:

x

по углам листа вырезаются четыре одинаковых квадрата , коробка склеивается по швам.

Какова должна быть длина стороны вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость ?

Разработать математическую модель

задачи и реализовать ее в среде ЭТ.

Постановка задачи Исходный объект (картонный лист) имеет заданные размеры, а именно длину стороны а.  Созданный объект ( коробка ) характеризуется объемом , а вырезы — размером стороны Математическая модель Пусть  а -  длина стороны картонного листа, х -  длина стороны вырезаемого квадрата.  a - 2*x x Тогда длина стороны дна коробки - ( а – 2*х ), площадь дна -  ( а — 2*х ) 2 , объем коробки -  ( а — 2*х ) 2 * х

Постановка задачи

Исходный объект (картонный лист) имеет заданные размеры, а именно длину стороны а. Созданный объект ( коробка ) характеризуется объемом , а вырезы — размером стороны

Математическая модель

Пусть а - длина стороны

картонного листа,

х - длина стороны вырезаемого квадрата.

a - 2*x

x

Тогда

длина стороны дна коробки - ( а – 2*х ),

площадь дна - ( а — 2*х ) 2 ,

объем коробки - ( а — 2*х ) 2 * х