СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика.(12)СПО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика.(12)СПО»

Тождественные преобразования алгебраических выражений

Комментарий. Задания на тождественные преобразования алгебраических выражений часто встречаются в вариантах экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ как в качестве отдельных заданий, так и в качестве компонентов заданий (например, при решении алгебраических уравнений и неравенств). Для их выполнения требуется умение применять формулы сокращенного умножения, разложения квадратного трехчлена на множители и знать определения и свойства степеней, уметь выделять полный квадрат.

Формулы для справок

Действия с дробями:

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

Перестановка членов пропорции:

Производные пропорции

Дана пропорция  , справедливы следующие пропорции:

Формулы сокращенного умножения:

 

где x1 и x2 — корни уравнения 

 

Формулы корней квадратного уравнения:

, дискриминант 

D  0

D = 0

D 

Среди действительных чисел корней нет

Формулы корней приведенного квадратного уравнения:

, дискриминант 

D0  0

D0 = 0

D0 

Среди действительных чисел корней нет

Теорема Виета . В приведенном квадратном уравнении   сумма корней равна коэффициенту при x, взятому с противоположным знаком, а их произведение — свободному члену:

Если задано квадратное уравнение в общем виде  , то делением уравнения на можно свести к приведенному, где , 

Действия со степенями:




При работе с модулями используют различные свойства модулей, например:

Действия с корнями (корни предполагаются арифметическими):







Свойства числовых неравенств

пусть c 0, тогда

и 

 


пусть a 0 b 0, тогда






Пояснения

Алгебраическим выражением  называется выражение, в котором числа и буквы соединены действиями сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень или извлечения арифметического корня.

Равенство, обе части которого принимают одинаковые числовые значения при любых допустимых значениях входящих в него букв, называется тождеством .

Например, каждая из формул сокращенного умножения представляет собой тождество, ибо левая и правая части каждого из равенств:



равны друг другу при любых значениях a и b. При этом одно выражение преобразуется в другое, ему тождественно равное.

При выполнении тождественных преобразований алгебраических выражений необходимо знать порядок выполнения действий, действия с дробями и степенными выражениями, формулы сокращенного умножения и др.

Следует иметь в виду, что при тождественных преобразованиях остаются неизменными:

1) величина допустимых изменений буквенных величин;

2) область допустимых значений каждой из буквенных величин.

Первое из этих требований является обязательным при всех преобразованиях, имеющих целью упрощение выражения или приведение его к нужному виду. Если надо, например, дополнить квадратный трехчлен   до полного квадрата, то, прибавив к нему число 9, необходимо такое же число и вычесть, т.е.:

Тождественные преобразования последнего выражения можно продолжить и привести исходное выражение к произведению двучленов:

Второе требование — неизменность областей допустимых значений — не всегда выполняется при обычно применяемых нами преобразованиях. Сократив, например, дробь   на разность a - 1 и написав равенство  , мы замечаем, что нарушено второе требование, которому должно удовлетворять тождественное преобразование: правая часть равенства имеет смысл при любых значениях , а левая только при условии, что a ≠ 1, т.е. произошло изменение области допустимых значений величины a. Следовательно, преобразование в данном случае не является тождественным.

Однако это не значит, что мы должны отказываться от таких преобразований, которые изменяют области допустимых значений величин. Напротив, мы ими часто пользуемся и при упрощении выражений и при решении уравнений. Нужно только при каждом таком преобразовании указать, как изменились области допустимых значений буквенных величин.

Порядок выполнения действий:

1) действия с одночленами;

2) действия в скобках;

3) умножение или деление (в порядке появления);

4) сложение или вычитание (в порядке появления).

Обыкновенная дробь  — число вида a — целое число, b — натуральное число. Две дроби   равны, если a ∙ d = b ∙ c. Основное свойство дробей:  , где c — любое отличное от нуля действительное число.

В пропорции   a и d — крайние члены, b и c — средние члены.

Основное свойство пропорции: a ∙ d = b ∙ c (в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов).

Модуль (абсолютное значение)  действительного числа a обозначается символом  . По определению модуль действительного числа a является неотрицательным числом:

При действиях с радикалами следует иметь в виду, что правила, по которым они выполняются, безоговорочно верны лишь для арифметических корней. По определению корень   называется арифметическим  лишь в том случае, если число a положительно или равно нулю, а также положительна или равна нулю и величина самого корня. Если этого не учитывать, то можно допустить ошибку. Например, равенство   верно лишь при условии, что x ≥ 0. При x  нужно писать так:

Аналогично равенство   верно лишь в случае, если a ≥ b. При a  оно неверно и нужно писать  . Оба случая можно охватить такой записью:  .

Пример 1.1.

Упростите выражение  .

Решение

Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием):  .

Ответ: 

Пример 1.2.

Сократив дробь   вычислите ее значение, если  .

Решение

Для того чтобы сократить дробь, необходимо разложить на множители числитель и знаменатель этой дроби. Данное тождественное преобразование можно сделать разными способами.

Способ 1

Попробуем выполнить группировку в числителе, записав его следующим образом:

3m2  - 3mn + mn - n2 = 3m(m - n) + n(m - n) = (3m + n)(m - n).

Способ 2

Составим и решим уравнение 3m2  — 2mn — n2 = 0 как квадратное уравнение относительно m, считая n параметром.

Получаем, что:

Тогда 

Аналогично разложим на множители знаменатель дроби:

6m2  - 7mn + n2 = (6m - n)(m - n).

Следовательно, есть возможность сокращения дроби на множитель (m - n), т.е.:

.

Из условия   следует, что   (воспользовались свойством пропорции). Значит,  .

Ответ: 

Комментарий. При тождественных преобразованиях иррациональных выражений в ряде случаев удобно выполнить замену переменных таким образом, чтобы для новых переменных получить рациональное выражение (другими словами, исключить иррациональность). При этом лучше просматриваются возможности для применения формул сокращенного умножения и другие способы упрощения рассматриваемого выражения.

Пример 1.3.

Сократите дробь:  .

Решение

Так как дробь содержит выражения   целесообразно выполнить замену переменных следующим образом:

Тогда, воспользовавшись формулой «разность квадратов» и сократив дробь, получаем:

Следует отметить, что другие варианты замены переменных, например,   или   не приводят к получение рационального выражения.

Ответ: 

Комментарий. В выражениях, содержащих двойную иррациональность (корень из иррационального выражения) бывает полезным представление подкоренного выражения в виде полного квадрата (выделение полного квадрата). При этом используется формулы «квадрат суммы» или «квадрат разности». Подбор первого и второго слагаемого следует выполнять, ориентируясь на предполагаемое удвоенное произведение первого слагаемого на второе.

Пример 1.4.

Найдите значение выражения:

Решение

Этап 1

Преобразуем знаменатель:

8 = 5 + 3, 15 = 5 ∙ 3,

поэтому  , то есть  .

Следуя несколько иной логике, можно рассмотреть число   в качестве возможного удвоенного произведения первого слагаемого на второе. Далее, используя свойство квадратного арифметического корня, представим его в виде произведения  . Таким образом, получаем, что:

,

т.к.  .

Этап 2

Раскроем скобки в числителе дроби:

.

Учитывая, что 150 = 25 ∙ 6, 90 = 9 ∙ 10, получаем следующее:

.

Далее приведем подобные слагаемые (первое и последнее, второе и третье), и, помня, что наша цель — разложить знаменатель дроби на множители для ее сокращения, вынесем за скобку множитель  :

Тогда:

Заметим, что подкоренное выражение в знаменателе можно было записать и как  , но   а   поэтому  .

Ответ: 

Пример 1.5.

Укажите все номера целых чисел данного множества:

1)  ;

2)  ;

3)  ;

4)  ;

5)  .

Решение

Упростим запись каждого из данных чисел.

  1. Воспользуемся свойством степени с отрицательным показателем, получаем  . Далее, выполним умножение показателей степеней для возведения степени в степень,  . Так как целыми числами называются натуральные числа, им противоположенные и ноль, получаем, что число под номером 1 — целое.

  2. Преобразуем выражение  , используя выделение полного квадрата из выражения под знаком корня.

Видно, что число   следует представить в виде произведения множителей 23 и  . Можно проверить, что другие способы разложения числа   на множители не приводят к выделению полного квадрата (например, 2,  , 1).

Таким образом, получаем, что  .

Следовательно:

Для дальнейшего упрощения воспользуемся формулой «разность квадратов»:

 — целое число.

  1. Для преобразования выражения   сначала исключим иррациональность из знаменателя первого слагаемого, умножив числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное к знаменателю:

Следовательно,   — не является целым числом.

  1. Выполним переход к одинаковому основанию 2 и запишем кубический корень в виде степени:

Далее для деления степеней с одинаковым основанием, вычислим разность показателей:

Выделим целую часть дроби, полученной в показателе  , и запишем результат тождественных преобразований в виде произведения:

Таким образом, выражение под номером четыре — не целое число.

  1. Представим основание в виде степени числа 4, тогда:

Используя правило возведения степени в степень, следует записать   — целое число.

Ответ: 

В экзаменах традиционной формы задачи на упрощение встречаются редко, но подобные навыки могут пригодиться и при решении заданий, сформулированных иначе.

Пример 1.6.

Найдите наименьшее значение выражения:

5x2 + 2y2  - 4xy - 4x - 8y + 19.

Представим формулу, задающую функцию, в виде выражения, в которое входят суммы полных квадратов:

5x2 + 2y2  - 4xy - 4x - 8y + 19 = (4х2  - 4ху + у2 ) + (х2  - 4х + 4) + (у2  - 8у + 16) - 1 = (2х - у)2 + (х - 2)2 + (у - 4)2  - 1.

Вспомним, что наименьшее значение квадрата любого выражения равно нулю. Следовательно, наименьшее значение каждого из первых трех слагаемых равно нулю, причем все они обращаются в 0 при х = 2 и у = 4. Таким образом, наименьшее значение функции равно -1 и достигается в точке (2; 4).

Ответ: 

Пример 1.7.

Вычислить:  .

Решение

Указанные действия следует выполнять, не пользуясь микрокалькулятором, не делая округлений и приближенных вычислений, так как предполагается, что все заданные числа являются точными.

Будем выполнять вычисления по действиям:

1)  ;

2)  ;

3)  ;

4)  .

Таким образом:

Ответ: 

Пример 1.8.

Упростите выражение:   при a ≠ b и ab 0.

Решение

Покажем прежде, что при заданном условии все подкоренные выражения положительны:

,

Поскольку a – b ≠ 0, то (a – b)2  0ab 0 по условию.

Следовательно, дробь   положительна, т.е. x – 1 0, а, значит, и x + 1 0.

Теперь перейдем к упрощению заданного выражения. Освободимся от иррациональности в знаменателе:

Подставляя значение  , получим:

По условию ab  0, значит,  , поэтому 

Рассмотрим оба возможных случая:

1) если a2  b2 , другими словами,  , то   и  ;

2) если a2 2 , другими словами  , то   и  .

Ответ.

Пример 1.9.

Сократите дробь:

.

Решение

С целью сокращения дроби разложим числитель и знаменатель на множители. Корни числителя x1 = 1; x2 = 4, поэтому имеем:

x2 – 5x + 4 = (x – 1) ∙ (x – 4).

Чтобы разложить знаменатель на множители, применим метод группировки:

x3 – x – 4x2 + 4 = (x3 – x) – (4x2 – 4) = x (x2 – 1) – 4 (x2 – 1) = (x2 – 1) (x – 4) = (x – 1) (x + 1) (x – 4).

Тогда при x ≠ 1, x ≠ -1, x ≠ 4 будем иметь:

Ответ: 

Пример 1.10.

Пользуясь теоремой Виета, вычислить  , где x1 и x2  — корни уравнения 2x2 + 6x + 1 = 0.

Решение

Преобразуем исходное выражение в дробь  . Числитель данного выражения может быть разложен, как сумма кубов двух выражений:  . Выполним тождественные преобразования:

.

Воспользуемся теоремой Виета. Для начала убедимся, что дискриминант квадратного трехчлена 2x2 + 6x + 1 больше нуля.

Действительно, D = 62 – 4 ∙ 2 ∙ 1 = 36 – 8 = 28 0. Следовательно, у уравнения 2x2 + 6x + 1 = 0 имеются два действительных корня, и теорема Виета может быть применена.

Таким образом,  , и  . Поэтому, имеем:

.

Ответ: 

Тождественные преобразования тригонометрических выражений

Комментарий. Цель данного раздела — проработать выполнение заданий на тождественные преобразования тригонометрических выражений, поскольку они встречаются в ЕГЭ как в качестве отдельных заданий, так и используются для решения тригонометрический уравнений и неравенств, а так же комбинированных заданий. Для решения задач на упрощение тригонометрических выражений требуется достаточно хорошо знать правила преобразования алгебраических выражений и тригонометрические формулы (уметь применять их как по одной, так и в комплексе).

Основные формулы тригонометрии

Перевод градусной меры угла в радианную и обратно.

Пусть α — градусная мера угла, β — радианная, тогда справедливы формулы:

Формулы зависимости между функциями одного и того же аргумента:

1.

4.

2.

5.

3.

6.

Формулы сложения.



Формулы двойных и половинных углов.

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

8.

Формулы преобразования суммы в произведение:

Формулы преобразования произведения в сумму:



Формулы приведения:

sin φ

- sin α

cos α

cos α

sin α

- sin α

- cos α

- cos α

- sin α

sin α

cos φ

cos α

sin α

- sin α

- cos α

- cos α

- sin α

sin α

cos α

cos α

tg φ

- tg α

ctg α

- ctg α

- tg α

tg α

ctg α

- ctg α

- tg α

tg α

ctg φ

- ctg α

tg α

- tg α

- ctg α

ctg α

tg α

- tg α

- ctg α

ctg α

Рассмотрим сначала достаточно простые задания на применение формул тригонометрии.

Пример 2.1.

Вычислить значение sin α, если cos α = 0,3, α — угол в первой четверти.

Решение

Применим основное тригонометрическое тождество, связывающее тригонометрические функции  .

Так как по условию задачи cos α = 0,3, то cos2α = 0,09. Значит, sin2α + 0,09 = 1, sin2α = 1 – 0,09 = 0,91. Решая уравнение sin2α = 0,91, получаем два случая ( ), из которых, обращая внимание на то, какой четверти принадлежит искомый угол, следует выбрать один. Вспомним, что в первой четверти все тригонометрические функции имеют знак «+». Следовательно,  .

Ответ: 

Пример 2.2.

Вычислите значение tg α, если ctg α = 0,2.

Решение

Воспользуемся формулой, связывающей тригонометрические функции y = tg α, y = ctg α : tg α ∙ ctg α = 1. Подставляя заданное в условии значение 0,2, получаем, что tg α ∙ 0,2 = 1, откуда tg α = 5.

Ответ: 

Пример 2.3.

Упростите выражения;

1)  ;

2)  ;

3)  ;

4)  ;

5)  ;

6)  ;

Решение

Данные задания — на применение формул сложения.

1)  . Обратимся далее к таблице значений тригонометрических функций. Получаем, что  .

2)  .

3) Воспользуемся формулой «косинус суммы», тогда  .

4)  .

5) Применим формулу «тангенс суммы», получим  .

6)  .

Ответ: 

Пример 2.4.

Вычислите:

1)  ;

2)  ;

3)  ;

4)  ;

5)  .

Решение

1) Воспользуемся свойством периодичности функции y = sin x, тогда  .

2) Так как период функции y = tg x равен π, получаем:  .

3) Представим 75° в виде суммы двух «удобных» слагаемых: 75° = 45° + 30°. Следовательно,  . Обратимся к табличным значениям тригонометрических функций, получим:  .

4)  . Окончательно получаем, что  .

5) Для вычисления значения cos 15° представим 15° как 15° = 45° - 30° (или 15° = 60° - 45°). Тогда  . Обратимся далее к табличным значениям тригонометрических функций. Получаем, что  . Cледовательно,  .

Ответ: 

Отдельную группу заданий этого типа составляют задания на вычисление одних тригонометрических функций по известным другим.

Пример 2.5.

Известно, что sin α – cos α = 0,3. Найти:

1) sin2α ;

2) sin4α + cos4α ;

3) sin6α + cos6α .

Решение

1) Возведем в квадрат обе части заданного в условии примера равенства и используем формулу «квадрат разности», получаем, что:

sin2α  - 2sinα cosα + cos2α = 0,09.

Вспомним основное тригонометрическое тождество и применим формулу синуса двойного угла:

1 - sin2α = 0,09, откуда:

sin2α = 1 - 0,09 = 0,91.

2) Воспользуемся полученным результатом для ответа на вопрос 2.

Для этого сумму sin4α + cos4α представим в специальном виде:

sin4α + cos4α = (sin4α + 2sin2α  cos2α + cos4α ) — 2sin2α  cos2α = (sin2α + cos2α )2  - 1/2 ∙ sin2 2α = 1 - 1/2 ∙ 0,91 = 0,545.

Комментарий. Специальный вид, использованный при решении данного примера, позволяет применить формулу «квадрат суммы» и использовать результат, полученный в пункте 1. При последующих преобразованиях использована формула синуса двойного угла.

3) Обратим внимание, что для вычисления значения выражение sin6α + cos6α можно представить в виде суммы кубов.

sin6α + cos6α = (sin2α )3 + (cos2α )3 = (sin2α + cos2α )(sin4α - sin2α  cos2α + cos4α ) = 1 ∙ (0,545 – 1/4 ∙ 0,91) = 0,3175.

Ответ:

Пример 2.6.

Найти tgα, если 

Решение

Проверкой можно убедиться, что при cos α = 0 приведенное равенство неверно. Поэтому следует разделить числитель и знаменатель дроби на cos α (на основании основного свойства дроби):

, следовательно,   тогда:

раскрывая скобки, приведем далее подобные слагаемые:

3tgα + 4 = 5tgα - 10, 2tgα = 14, получаем, что tgα = 7.

Ответ: 

Пример 2.7.

Вычислить cos α, если cos2α = 3/4 и 

Решение

Как известно,  . Выясним, в каких пределах лежит угол α и какой знак при этом имеет его косинус. Преобразуем заданное в условии задачи двойное неравенство. Разделив одновременно все три части двойного неравенства на 2, получим:

, то есть угол α располагается во второй четверти и, следовательно, cos α

В приведенной выше формуле выберем знак «минус»:

Ответ: 

Комментарий. Следующая группа заданий — вычисление значений различных тригонометрических выражений с использованием тригонометрических формул.

Пример 2.8.

Найти значение выражения:  .

Выполним упрощение каждой дроби по отдельности.

С целью сокращения дроби   воспользуемся формулой «разность кубов» и получим:

.

Рассмотрим далее выражение  . Нужно заметить, что первое третье слагаемые в сумме дают единицу в силу основного тригонометрического тождества. Таким образом:

.

Обратимся далее к преобразованию второй дроби. Применим одну из формул приведения:  . Поэтому:

Тогда  .

Окончательно получаем: 

Ответ: 

Пример 2.9.

Вычислить sin10° sin30° sin50° sin70°.

Используем формулу преобразования произведения тригонометрических функций в сумму: sin10° sin50° = 1/2 (cos40° - cos60°) = 1/2 cos 40° - 1/4. Подставим в первоначальное произведение это выражение и учтем, что sin30° = 1/2, получаем:

Ответ: 

Комментарий. Для выполнения аналогичных заданий необходимо знание не только тригонометрических формул, но и табличных значений тригонометрических функций.

Рассмотрим далее примеры упрощения тригонометрических выражений с произвольным аргументом.

Пример 2.10.

Упростить выражение:  .

Так как числитель заданной дроби имеем достаточно простой вид, начнем с упрощения знаменателя. Для этого применим представление   :

.

Приведем полученную разность дробей к общему знаменателю:

.

Следовательно, 

Ответ: 

Пример 2.11.

Доказать тождество при 

Комментарий. Задания на доказательство тождеств вполне можно воспринимать как задания на упрощение выражений, причем с готовым ответом в виде более простой и компактной части равенства.

Решение

В частности, в данном примере попробуем упростить левую часть, чтобы получить такое же выражение, как справа. Для этого помножим числитель и знаменатель подкоренного выражения на 1 + sin α:

.

Вспомнив, что  , получаем 

Исследуем далее знак числителя и знаменателя подмодульного выражения:

sin α ≥ -1, тогда 1 + sin α ≥ 0 поэтому  ;

при   следовательно, 

Таким образом:

Аналогичным образом преобразуем второе слагаемое левой части:

Тогда , 

что и требовалось доказать.

Пример 2.12.

Найти значение следующих тригонометрических выражений: sin 2α, cos 2α, tg 2α, если  .

Решение

Выпишем формулы для вычисления искомых функций:

.

Из основного тригонометрического тождества вычислим:

Далее найдем значения искомых выражений:

Ответ: 

Пример 2.13.

Доказать тождество  .

Решение

Приведем левую часть к 1:

.

Тождество доказано.

Пример 2.14.

Вычислить значение выражения:

.

Решение

Обратим вниманием, что 

Далее, используя формулы приведения, получим:

Воспользуемся табличными значениями и свойствами тригонометрических функций:

Итак, значение выражения равно 0.

Ответ: 

Комментарий. Для выполнения заданий, связанных с обратными тригонометрическими функциями, нужно, во-первых, четко помнить определения этих понятий:

Удобно при решении таких задач сделать замену (например, α = arcsin x) и работать с более привычным объектом — углом α, лежащем в первой или четвертой четверти тригонометрического круга, синус которого равен х. При этом выясняется, что задача намного проще, чем казалось вначале.

Пример 2.15.

Вычислить cos(4arctg 5).

Решение

Пусть α = arctg5, тогда tg α = 5. Требуется найти cos4α. Вычислим вначале cos2α, используя универсальную подстановку:

Тогда получаем, что:

Ответ: 

Пример 2.16.

Выразить через все обратные функции 

Решение

Пусть  . Угол α лежит в четвертой четверти, следовательно, cos α 0.

Найдем все тригонометрические функции угла:

В четвертой четверти находятся арктангенсы отрицательных чисел, поэтому можно утверждать, что  .

Но  , так как арккосинусы положительных чисел принадлежат первой четверти. В силу четности косинуса cos (-α) = cos α, при этом  , то есть  , тогда  .

Арккотангенсы отрицательных чисел расположены во второй четверти. Например,  , следовательно,  . Таким образом, угол α выражен через все обратные функции.

Ответ: 

Пример 2.17.

Найти arcsin (sin 12).

Решение

По условию задачи требуется найти угол, синус которого равен синусу угла в 12 радиан и который принадлежит промежутку  . Заметим, что  , поэтому  .

Поскольку  , угол 12 - 4π является искомым углом: его синус равен sin 12, и он находится в области возможных значений арксинуса.

Ответ: 

Пример 2.18.

Вычислить 

Решение

Введем два угла:   Оба они лежат в первой четверти, значит, все их тригонометрические функции положительны. Мы знаем, что  . Требуется найти синус суммы этих углов, а для этого нужно знать их синусы и косинусы.

Во-первых, 

Во-вторых,  .

Следовательно, 

Ответ: 





Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений

Комментарий. Для выполнения заданий этой группы требуется хорошо знать свойства логарифмов и уметь их применять. Эта работа очень полезна для подготовки к решению логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Рассмотрим далее задания, связанные с упрощением показательных и логарифмических выражений.

Формулы для справок

Вспомним основные свойства логарифмов.

  1. .

Комментарий. Логарифм единицы по любому основанию равен нулю. Для того, чтобы убедиться в истинности данной формулы, достаточно вспомнить, что любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице.

  1. .

Комментарий. Логарифм равен единице в случае равенства чисел (выражений) — основания логарифма и выражения, стоящего под логарифмом.

  1. .

Комментарий. Представленная формула является одним из вариантов записи определения логарифма.

  1. .

  2. .

  3. .

  4. .

  5. .

Комментарий.

Данная формула называемая формулой перехода к новому основанию, имеет два важных следствия. Приравняем в формуле  , тогда  . Рассмотрим числитель полученной дроби. Поставим вопрос: в какую степень следует возвести число b, чтобы получить число b. Ответ — в первую степень, т.е. числитель рассматриваемой дроби равен единице. Таким образом,  . В ряде задач полезно бывает полученную формулу записать в преобразованном виде:  .

  1. .

Комментарий. Предполагается, что во всех представленных формулах параметры принимают допустимые значения.

Пример 3.1

Вычислить 

Решение

Представим   в виде степени числа 5, тогда 

Далее воспользуемся правилом умножения степеней одинаковым основанием (при умножении степеней с одинаковым основанием показатели складываются):

.

Преобразуем полученную в процессе решения разность логарифмов (по одному основанию) и применим определение логарифма (зададим вопрос: В какую степень следует возвести основание логарифма 3, чтобы получить число, стоящее под логарифмом — 9?):

Ответ: 

Пример 3.2.

Упростить выражение 

Решение

Упростим показатель степени подкоренного выражения: 

Тогда

Ответ: 

Пример 3.3.

Упростить выражение: 

Решение

Вначале упростим логарифмируемое выражение. Если Вы уже занимались упрощением алгебраических выражений, то вид первого множителя в знаменателе вызовет предположение, что перед нами полный квадрат. Действительно,   Тогда:

Следовательно, 

Ответ: 

Пример 3.4.

Найти значение выражения 

Решение

Разделим на знаменатель каждое слагаемое числителя по отдельности:

Переходя далее в каждом слагаемом к новому основанию 18, получаем, что:

Преобразуем далее сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения и используем определение логарифма:

Ответ: 

Пример 3.5.

Вычислить 

Решение

Для преобразования данного выражения перейдем во всех логарифмах к основанию 4:

.

Тогда выражение принимает вид:

Далее разложим на множители логарифмируемые выражения, выделяя в каждом из них множитель вида 4n :

28 = 4 ∙ 7, 112 = 16 ∙ 7 = 42  ∙ 7, 448 = 64 ∙ 7 = 43  ∙ 7.

Продолжим преобразование выражения, используя свойства логарифмов:

Ответ: 

Пример 3.6.

Вычислить 

Решение

Представим числа 2 и 1 в виде:   Тогда 

Ответ: 

Пример 3.7.

Найти   если 

Решение

Обратим внимание на то, что в каждом логарифме (либо в основании, либо в аргументе) присутствует множитель 7. Поэтому перейдем к основанию 7 во всех логарифмах:

Обратим внимание, что  , тогда:

Следовательно, для вычисления этого логарифма нужно знать значения и   Воспользуемся формулами перехода к новому основанию:

Подставим далее найденные значения в преобразованное исходное выражение:

Ответ: 

Пример 3.8.

Известно, что   лежит между числами 8 и 13, а   принимает целые значения. Найти количество этих значений.

Решение

Перейдем в обоих логарифмах к основанию b.

Для этого воспользуемся сначала формулой «логарифм частного»:  . Обратим далее внимание, что  .

Получаем, что

Решим методом интервалов неравенство:  .

Для этого перейдем к систем нестрогих неравенств:  .

Рассматривая каждое из записанных неравенств отдельно и впоследствии находя решение как пересечение множеств (решений первого и второго неравенств), получаем: 

Выполним преобразования полученного двойного неравенства.

Прибавим 1 ко всем частям неравенства:   Поскольку   его значения задаются неравенством:

 или 

Следовательно,   может принимать 6 целых значений – от 11 до 16.

Ответ: