СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 5 класс. "Равные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разарботка по учебнику Никольской С.М. для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Математика. 5 класс. "Равные дроби"»

Понятие  дроби.

Понятие дроби.

Ребята, помогите мне  ответить  на  вопросы Как называются числа вида: 1, 2, 3, 4, 5, … ?  Верно!  Натуральные. А  существуют  ли  числа  отличные  от  натуральных?  Д а р е б я т а, с ущ е ст в у ю т е щ е  раци о н а льные, иррациональные  и  др.  числа Как вы  думаете,  а  зачем  нам  нужны  «другие  числа»,  то  есть числа  не вида 1, 2, 3, 4, 5,  …? (по  вашему мнению)  Например,  температуру зимой  мы  не  можем записать в  натуральных  числах,  да  и треть арбуза  как  записать  натуральным  числом

Ребята, помогите мне ответить на вопросы

  • Как называются числа вида: 1, 2, 3, 4, 5, … ? Верно! Натуральные.
  • А существуют ли числа отличные от натуральных?
  • Д а р е б я т а, с ущ е ст в у ю т е щ е раци о н а льные, иррациональные и др. числа
  • Как вы думаете, а зачем нам нужны «другие числа», то есть числа не вида 1, 2, 3, 4, 5, …? (по вашему

мнению)

  • Например, температуру зимой мы не можем записать в натуральных числах, да и треть арбуза как записать натуральным числом
Рациональные,  иррациональные, я  умею считать  1,2,3,4, ...  мне хватит.  Да и  задачи я  умею  решать Давайте  попробуем  решить следующие  задачи

Рациональные, иррациональные, я умею считать 1,2,3,4, ... мне хватит. Да и задачи

я умею решать

Давайте попробуем решить

следующие задачи

1)  Разделите  24  яблока шести друзьям!  Решение: 24:6=4  яблока  каждому Ребята,  помогите  решить  задачи 2)  Разделите  одно  яблоко шести  друзьям! 1:6=? Проблема: как  записать  ответ?

1) Разделите 24 яблока шести друзьям! Решение: 24:6=4 яблока каждому

Ребята, помогите решить задачи

2) Разделите одно яблоко шести друзьям!

1:6=?

Проблема: как записать ответ?

Доли Мама купила арбуз и разрезала его на 6  равных частей: бабушке, дедушке, папе,  двум  детям  и  себе. Полученные  равные  части  называют  долями Доля  – каждая из  равных  частей  единицы.

Доли

Мама купила арбуз и разрезала его на 6 равных частей: бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе.

Полученные равные части называют долями

Доля каждая из равных частей единицы.

Доли Так  как  арбуз  разрезали  на  6  долей,  то  каждый  получил  «одну  шестую  долю  арбуза». 1  арбуза 6 Пишут: 1 6

Доли

Так как арбуз разрезали на 6 долей, то каждый получил «одну шестую долю арбуза».

1 арбуза

6

Пишут:

1

6

Доли Длина  отрезка  AB  равна  5  см.  Значит,  1  см  составляет  1  отрезка  AB. 5

Доли

Длина отрезка AB равна 5 см. Значит, 1 см составляет 1 отрезка AB.

5

Названия основных  долей: 1 2 -  половина 1 3 -  треть 1 4 -  четверть

Названия основных долей:

1

2

- половина

1

3

- треть

1

4

- четверть

Доли Пирог разрезали на 8 долей.  За  обедом  съели 3 доли. Осталось на блюде 5 долей  пирога. Эти 5  долей  обозначают  : 5 пирога 8

Доли

Пирог разрезали на 8 долей. За обедом съели 3 доли.

Осталось на блюде 5 долей пирога.

Эти 5 долей обозначают :

5

пирога

8

Рассмотрим  примеры  в  учебнике  на  стр.  163-164

Рассмотрим примеры в учебнике на стр. 163-164

Обыкновенные  дроби 1  1  1  3  6 ,  ,  ,  , Записи  вида 2  4  8  4  8 и  т.  д.  называют обыкновенными дробями или  дробями.

Обыкновенные дроби

1 1 1 3 6

, , , ,

Записи вида

2 4 8 4 8

и т. д. называют

обыкновенными дробями или дробями.

числитель знаменатель С к ол ь к о  ? К а к их  ? Числитель  дроби  пишут над  чертой ,  а  знаменатель –  под чертой .
  • числитель
  • знаменатель

С к ол ь к о ?

К а к их ?

Числитель дроби пишут

над чертой , а знаменатель

под чертой .

Что показываю т  числитель  и знаменатель  дроби? Знаменатель  показывает,  на  сколько долей  делят,  а числитель – сколько таких  долей взято. Прочитайте  дроби.  Что  показывает  числитель и  знаменатель  каждой дроби?

Что показываю т числитель и знаменатель дроби?

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а

числитель – сколько таких долей взято.

Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой

дроби?

1)  Разделите  24  яблока шести друзьям!  Решение: 24:6=4  яблока  каждому Ребята,  помогите  решить  задачи 2)  Разделите  одно  яблоко шести  друзьям! 1:6=? Как же  записать  ответ?

1) Разделите 24 яблока шести друзьям! Решение: 24:6=4 яблока каждому

Ребята, помогите решить задачи

2) Разделите одно яблоко шести друзьям!

1:6=?

Как же записать ответ?

Число,  которое можно  записать в p виде  q  (читается  «пэ  кутых»),  где p и  q – натуральные  числа,  называют  рациональными  числами.

Число, которое можно записать в

p

виде q (читается «пэ кутых»), где p и q – натуральные числа, называют рациональными числами.

Дробь  с  числителем  p  и  знаменателем 1 есть другая форма  записи  натурального числа . p    p 1 Н апр и м е р ,  5    5 ,  8    8 ,  1    1 1  1  1

Дробь с числителем p и знаменателем 1 есть другая форма записи натурального числа .

pp

1

Н апр и м е р , 5  5 , 8  8 , 1  1

1 1 1

Подумай  и  ответь Какой  частью  метра  являются  7  сантиметров? Какой частью  метра  являются  13  миллиметров? Какой частью тонны являются 15  килограмм? Какой  частью  часа  являются  две минуты?

Подумай и ответь

  • Какой частью метра являются 7 сантиметров?
  • Какой частью метра являются 13 миллиметров?
  • Какой частью тонны являются 15 килограмм?
  • Какой частью часа являются две минуты?
Найт и : 1 м   1 мин  1  часа   60 1 см 100 1   1  т    1 кг м 3   1 см 3 1000 1 0 0 0 0 00  1  суток   24 1 час   1  года   365 1 д ень 1 а   1 м 2 50 копеек 1  рубля   2 100

Найт и :

1

м

1 мин

1 часа

60

1 см

100

1

1 т  1 кг

м 3 

1 см 3

1000

1 0 0 0 0 00

1 суток

24

1 час

1 года

365

1 д ень

1

а

1 м 2

50 копеек

1 рубля

2

100

Проверь  себя: Какую  часть  фигуры  составляет  закрашенная  часть? 1 2 1 5 2 4 9 100 2 1 2 5 3 5 8 5

Проверь себя:

Какую часть фигуры составляет закрашенная часть?

1

2

1

5

2

4

9

100

2

1

2

5

3

5

8

5

Исторические  сведения Дроби  появились  в глубокой древности.  При  разделе добычи, при измерениях величин, да и в  других  похожих  случаях  люди  встретились  с  необходимостью  ввести дроби. Интересная система дробей была в Древнем Риме . Она основывалась на делении на 12 долей  единицы  веса,  которая  называлась асс. Двенадцатую долю  асса  называли  унцией.  А  путь, время и другие величины сравнивали с  наглядной  вещью  -  весом. Современную  систему записи дробей  с числителем  и знаменателем  создали в  Индии. Только  там  писали  знаменатель  сверху,  а числитель  -  снизу,  и  не  писали  дробной  черты. А  записывать дроби в точности, как сейчас, стали  арабы.

Исторические сведения

  • Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
  • Интересная система дробей была в Древнем Риме . Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс.

Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом.

  • Современную систему записи дробей с

числителем и знаменателем создали в Индии.

Только там писали знаменатель сверху, а

числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.