ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством постановки вопросов Форма организации учебной деятельности фронтальные Дидактические средства визуальные Формы и методы контроля устные | |
Добрый день, ребята меня зовут Ирина Игоревна и сегодня я проведу у вас уроки математики. Но для начала давайте посмотрим на слайд, что это? (изображение детской яркой пирамидки) Из чего она состоит? Верно. Давайте ее соберем. Вы называете, по очереди номер под которым на слайде колечко, и мы попробуем собрать пирамидку. Отлично. Так из чего состоит наша пирамидка? Верно. А теперь посмотрите на кружочки, который на ваших партах. В чем отличие этих двух фигур? Хорошо. А если вы снимете все колечки с пирамидки и уберете палочку, что останется? -Верно, а в чем отличие круга, который у нас остался и кружочка на ваших партах? -А если собрать все колечки на палочку и вместо основания, подставить наш плоский кружочек. У нас получится пирамидка? То есть если поменять основание, ничего не измениться. И правда получится, мы с вами заменили основание фигуры. Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Наводящие вопросы: мы сейчас с вами меняли у пирамидки, что? -основание, верно. Так, о чем пойдет речь на уроке? -Узнаем по ходу урока, верно ли ваше предположение. Ребята, а с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Если отличное пальчик вверх, если вам грустно - пальчик вниз) Я вижу, что все готовы к активной работе. Приступим к нашему уроку. | Здравствуйте. Пирамидка Из колечек и основания - палочки Работаю с учителем Из колечек, основания - палочки и из основания - круг. Круг - плоский, пирамидка - объемная Основание круг. Так же, одно объемное, а другое плоское. Получится. Про основание фигуры | ЛИЧНОСТНЫЕ: Способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (П) 3)Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; (К) |
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового материала |
Форма организации учебной деятельности коллективная Дидактические средства словесные, групповые Формы и методы контроля самопроверка | ЛИЧНОСТНЫЕ: Элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; (П) 3)Уважительно вести диалог с товарищами, строить речевое высказывание в устной форме (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Актуализировать знания частей объемных тел - фигур 2) Актуализировать знания о выполнении заданий проговариванием во внешней речи |
1.Повторение прошлого материла. Для того что бы мы провели урок с пользой необходимо размяться. Сейчас мы проведет разминку. Для этого обратимся к учебнику и выполним номер 169. Верно. Мы сравнили фигуры, а из чего же они состоят? Конус и цилиндр. Верно. | 1.Сходство фигур - фигуры качения. ? Основания - круг.? Различия - Ц: 2 основания, К: 1 основание и 1 вершина Если их толкнуть, то конус будет катиться по кругу, тк вершина останется на месте, не сдвинется. Если толкнуть цилиндр он укатится в прямом направлении. 2.Что бы признаков сходства стало больше нужно расположить вертикально обе фигуры, и удалить верхушку у конуса. Конус: Вершина. Ось = высота. Боковая поверхность. Круг внизу- основание? Цилиндр - Ось. Образующие. Высота =ось. Основание - круг внизу? | |
Промежуточная рефлексия. | |
Ребята как вы думаете, для чего мы выполняли эти задания? | Для закрепления предыдущих тем. | |
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формированию учебной проблемы, построение плана достижения цели. |
• Создание проблемной ситуации Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства визуальные Формы и методы контроля устные | | ЛИЧНОСТНЫЕ: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи(п) 1)Принимать активное участие в работе: определять общие цели работы,. (К) Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.(к) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Показать учащимся необходимость расширения имеющихся знаний |
Задание 1. Обратимся к номеру 175 в учебнике. (Макет призмы!) Откроем тетради. Отступим от предыдущей работы 4 клеточки в низ, 1,2,3 на 4 запишем число 16 декабря. 1 клеточку вниз- Классная работа. Проверим точки. Правильное написание, удвоенной “СС” Отступим 1 клеточку вниз и с первой клеточки запишет №175. И выполним из №175, 5 вопрос. Ребята, мы изобразили прямоугольную призму. А может ли у призмы в основании быть окружность? Треугольник? 6-угольник? Ребята давайте изобразим конус. Кто выйдет к доске и изобразит его? (остальные выполняют работу в тетрадях) Назовите основание конуса А может ли у конуса быть в основание кроме окружности, другая фигура? Если мы изобразим конус, в основании которого будет лежать квадрат, то получим четырехугольную пирами? Получается, что для конуса может быть основание только окружность? Если мы заменим основании получим другое объемное тело? Какое? Сформулируйте тему урока. Какая будет цель нашего урока? | 2) квадрат, ромб? 3) На изображении тупые и острые. А в действительности углы ровные 4)Никита ответил верно, тк в действительности призма прямоугольная, у нее 2 тупых и 2 острых угла. Нет, да, не знаем Окружность Да, прямоугольник Да Да Да, пирамиду Основания объемных тел. Научиться определять основание объемных фигур | |
4.Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор гипотезы.) |
Вариант 1. Методом побуждающего диалога. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства визуальные Формы и методы контроля устные | ЛИЧНОСТНЫЕ: элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (П) 3) уважительно вести диалог с товарищами; (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Выполнять правильный порядок действий при выполнении заданий |
Мы можем нарисовать конус, чтобы в основании был квадрат? А какая фигура у нас получится? А почему? В чет затруднение? То есть, можно предположить, что для каждой фигуры существует свое основание? Значит, что мы сегодня будем делать, какой вопрос исследовать? ФИЗМИНУТКА В понедельник я купался, (Движения руками, выполняемые при плавании.) А во вторник – рисовал, (Показать, как рисовал.) В среду долго умывался, (Показать, как умывался.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.) Очень долго танцевал. (Покружиться.) А в субботу, в воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Сесть на корточки, руки под щёку, закрыть глаза.) ЗАДАНИЕ1 Продолжим занятие. У вас на партах лежать макеты объемных тел. Все знают их названия? Назовите. Верно, так же на ваших партах конверты, посмотрите, что внутри конвертов. Верно, в ваших конвертах плоские фигуры. Ваше задание будет, в парах, подобрать вашей объемной фигуре - основание. И понаблюдать всем ли подходят различные основания. Приступим к работе. Расскажите о своих наблюдениях. Что же вы выяснили? Верно. Наши предположения подтвердились? | Нет. Получится пирамида Нельзя для конуса в основании использовать другую фигуру, кроме окружности! Да Будем узнавать для каких фигур есть разные основания и какие нельзя изменить, так что бы фигура осталась прежней. Призма прямоугольная, конус, куб, пирамида, цилиндр. Плоские фигуры Выполняют задание. Рассказ детей. У каждого объемного тела определенное основание. Да. | |
Промежуточная рефлексия: − Ребята, с чем мы сейчас с вами познакомились? − Все ли тела могут менять основания и оставаться прежними? | С разными основаниями фигур Не все. | |
5.Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведение нового знания в форме выполнения заданий. |
• Выражение решения Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства словесные Формы и методы контроля устные | |
Давайте зачитаем со слайда определение “основание”. И в реальной жизни существуют основания. Где вы встречали основания? Любая постройка имеет основу. на которой она держится. Это и является основанием, зданий, гор, игрушек и даже рек. Задание 1. - А теперь подберите для каждого предмета ту объёмную фигуру, на которую он похож ( изображение предметов на слайде, фигуры на столе детей.) + Коробка – параллелепипед. • Яблоко – шар. • Пирамидка – пирамида. • Банка – цилиндр. • Горшок из-под цветка - конус. • Колпачок – конус. • Ваза – цилиндр. • Мяч – шар. | Читают В постройках зданий, в игрушках... Выполняют задание | ЛИЧНОСТНЫЕ: элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (П) 3) уважительно вести диалог с товарищами; (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Выполнять правильный порядок действий при решении примеров |
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
Форма организации учебной деятельности коллективная Дидактические средства наглядная Формы и методы контроля устная | ЛИЧНОСТНЫЕ: элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2) осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (П) 3) уважительно вести диалог с товарищами,(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1.Решать задания, следуя порядку выполнения |
Задание1. Обратимся к номеру 177 в учебнике на странице 89 . Вернемся к заданию. От предыдущей работы отступим 3 клеточки вниз. Выполним рисунок в тетради 2 см*2см. Отступим 3 клеточки вправо. Изобразим основание призмы. У каких объемных тел в основании лежит квадрат? Назовите. Выберите одно из названных и сделайте рисунок. В основании каких тел лежит окружность? Выберите одно и сделайте чертеж. Отлично, какие тела у вас получились? | 1)Под наклоном 3)Называют: прямоугольная пирамида, куб, прямоугольная призма Изображают 4) Плоским, сузив окружность 6)Называют: цилиндр, конус Изображают в тетради Призма прямоугольная, цилиндр | |
Практическая работа. Каждая пара получает одну из фигур: куб, пирамиду, параллелепипед. Полученную фигуру дети изучают, выводы записывают в подготовленную учителем карточку.) Группа 1. (Для изучения параллелепипеда) Эта объемная фигура называется ______________ Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ Их ровно ______________ Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ В основании этой фигуры лежит ___________________ | Группа 2. (Для изучения пирамиды) Эта объемная фигура называется ______________ Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ Их ровно ______________ Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ В основании этой фигуры лежит ___________________ | Группа 3. (Для изучения куба) Эта объемная фигура называется ____________ Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру _____________ Их ровно ______________ Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ В основании этой фигуры лежит ___________________ | Группа 4. (Для изучения конуса) Эта объемная фигура называется ______________ Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ Их ровно ______________ Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ В основании этой фигуры лежит ___________________ Все справились? Давайте проверим. (на слайде правильные ответы) | |
Промежуточная рефлексия: | |
Мы выполнили задания по новой теме. Были ли у вас затруднения? | Ответы детей | |
Сможете ли вы теперь самостоятельно, определять основания фигур и рисовать их модели? | Да | |
7. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства наглядные Формы и методы контроля самопроверка | ИЧНОСТНЫЕ: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Применять полученные знания в изменённых условиях; (П) 3)Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;. (К) |
- Сейчас, на листочках вы должны зарисовать объемное тело, о котором мы сегодня говорили в начале урока и подписать части фигуры по вариантам, 1 часть колонки цилиндр, 2 часть колонки - конус. (Для справки, на слайд вывести части у каждого объемного тела) -Поменяйтесь с соседом по парте своими рисунками, проверим. ( на слайде выводятсяправильные ответы) | Выполняют задание. Дети выполняют взаимопроверку. | |
Промежуточная рефлексия: Есть те, кто не верно, подписал части фигур? В чем возникла проблема | Ответы детей | |
8. Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
Задание1. Разделите фигуры на группы: Назовите основание каждой объемной фигуры. Задание 2. Выполним задание под № 180 в учебнике. Но для начало повторим правило округления чисел, их разряды. 1)Округли числа с точностью до десятков. 732 2 944 588 6 821 324 6 682 2)Округли эти же числа с точностью до сотен. 3)Если число 6 682 округлить до тысяч, то в каких разрядах должны стоять нули? Округли четырёхзначные числа из пункта 1 с точностью до тысяч. 4)Округли числа с точностью до десятков тысяч. 10 324 66 827 24 642 5)С какой точностью округлено каждое число? 327 847 - 327 800 596 968 - 597 000 168 294 - 170 000 Ребят, мы можем округлить числа, а можно ли при измерении для изображения объемных фигур делать приблизительные значения? Да, вы правы. | 1.Плоские фигуры 2.Объемные фигуры Называют классы, разряды, правило округления. Можно, если верно выполнить округления | ЛИЧНОСТНЫЕ: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Применять полученные знания в изменённых условиях; (П) 3)Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;. (К) ЛИЧНОСТНЫЕ: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) 2)Применять полученные знания в изменённых условиях; (П) 3)Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: Выполнять задания с применением нового знания |
9. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
• Фиксирование нового содержания | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; (Р) |
Ребята, что мы делали с вами на сегодняшнем уроке? | Изображали объемные фигуры, искали основания, части фигур, выполняли задания | |
• Соотнесение цели учебной деятельности и ее результата | |
Какую цель ставили на урок? | Научиться определять основание объемных фигур | |
Как вы считаете, вы достигли этой цели? | Да | |
• Рефлексия процесса учебной деятельности | |
Продолжите предложение: ▪ На сегодняшнем уроке я узнал... ▪ На этом уроке я похвалил бы себя за... ▪ Сегодня я сумел... | Ответы детей | |
• Планирование цели дальнейшей деятельности | |
Ребята, скажите, где вы сможете применить знание, полученное на сегодняшнем уроке? | Ответы детей | |
Спасибо за урок, вы большие молодцы. До свидания. | | |