Основная общеобразовательная программа основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (У11 вид).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
МАТЕМАТИКА 1-4 кл. (ОВЗ 7 вид)
Пояснительная записка
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на 4 года (в 1 классе – 4ч в неделю, 2-4 - по 5 часов в неделю).
Уровень программы – базовый.
Программа является типовой.
Рабочая программа разработана на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение:нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М. : Дрофа, 2001.
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях :часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г
Интеграция двух общеобразовательных программ объясняется тем, что ОУ не обеспечено учебно-методическим комплектом, предназначенным для реализации авторской программы Г.М.Капустиной (Математика. Математика и конструирование) в 1-4 классах ОВЗ (7вид). Учебная программ реализуется по действующим в настоящее время учебникам по математике для четырёхлетней начальной школы (авторы М.И.Моро и др.)
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:
изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
формирование практических умений — измерительных, графических;
формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
|, • активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Программа также предполагает доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
С целью того, что большое значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в фактах, материал программы сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
В программу I класса введен пропедевтический период, все обучение в котором носит наглядно-действенный характер. Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток — сотня — тысяча — многозначные числа.Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых ЗУН.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету на II ступени ОУ.
Целеполагание.
Вооружить учащихся предусмотренным программой кругом ЗУН на уровне государственного образовательного стандарта начального образования по математике.
Воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.
Обеспечить необходимый уровень общего и математического развития обучающихся, их творческих, интеллектуальных способностей, достижение уровня элементарной грамотности (счет), овладение элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Задачи:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных преставлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Формы контроля
Текущий, тематический и итоговый контроль успеваемости проводится учителем по пятибалльной шкале оценивания, кроме 1 класса.
Формы текущего контроля в 2 – 4 классах:
- индивидуальный (устный и письменный) беседа, объяснение, с/р, упражнение, работа по карточкам, практическая работа, проверочная работа и контрольная работы);
- фронтальный (устный и письменный) объяснение, беседа, с/р, упражнение, практическая, самостоятельная, проверочная и контрольная работы);
- поурочный балл.
Формы тематического контроля – письменный (с/р, проверочная работа, к/р, диагностическая работа, математический диктант).
Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы уч-ся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки.
Формы итогового контроля:
- письменный (К/Р, М/Д),
Количество работ по классам:
Вид работы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Матем. диктант | 3 | 5 | 7 |
Проверочная работа | 4 | 5 | 8 |
Контрольная работа | 6 | 8 | 10 |
класс | текущие | тематические | итоговые |
2 класс | - Пров/р № 1, 2,3,4 М/Д № 1, 2, | К/Р «Входная» К/Р «Устные приемы + и – » | К/Р за I, II, III четверть и за год М/Д «Итоговый» |
3 класс | К/Р № 5, 9 Пров/р № 2, 4 М/Д № 1, 2, | К/Р «Входная» Пров/р № 1 «Порядок выполнения действий» Пров/р № 3 «Табл. умножение и деление» Пров/р № 5 «Внетабл. умножение и деление» М/Д № 3 «Решение задач» М/Д № 4 «Табл. умножение и деление» | К/Р за I, II, III четверть и за год Диагностическая работа за I полугодие М/Д № 5 «Итоговый» |
4 класс | К/Р № 5, 8 Пров/р № 1, 2, 4, 6,7, 8 М/Д № 1, 3, 4, 7 | К/Р «Входная» К/Р № 4 «Величины» К/Р № 7 «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями» К/Р № 9 «Действия над многозначными числами» Пров/р № 3 «Сложение и вычитании. Величины.» Пров/р № 5 «Умножение и деление на двузначные числа» М/Д № 2 «Нумерация многозначных чисел» М/Д № 6 «Задачи» | К/Р за I, II, III четверть и за год М/Д № 5 «Итоговый» |
Учебно-тематический план
Кл. | Кол-во часов в неделю | Содержание |
БУП | Нац.-рег. комп. | Школьный компонент |
1кл. | 4 | - | - | 132ч: 1. Пропедевтический период. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 10 ч 2. Числа от 1 до 10 и число 0: 1) Нумерация – 30 ч 2) Сложение и вычитание – 46 ч 3. Числа от 1 до 20: 1) Нумерация – 16 ч 2) Табличное сложение и вычитание – 24 ч 4. Итоговое повторение – 6 ч |
2кл. | 5 | - | - | 170 ч: 1. Повторение изученного – 16 ч. 2. Числа от 1 до 100: 1) Нумерация – 28ч 2) Сложение и вычитание – 60 ч 3) Умножение и деление – 48 ч 3.. Итоговое повторение – 18 ч |
3кл. | 5 | - | - | 170 ч: 1. Повторение изученного – 16 2. Числа от 1 до 100 (продолжение): 1) Табличное умножение и деление – 60 ч 2) Внетабличное умножение и деление –28 ч 3. Числа от 1 до 1000: 1) Нумерация - 12 ч 2) Арифметические действия – 36 ч 4. Итоговое повторение – 18 ч |
4кл. | 5 | - | | 170 ч: 1. Повторение изученного в 3 классе - 16 2. Числа от 1 до 1000 (продолжение): 1) Арифметические действия – 20 ч 3. Числа, которые больше 1000: 1) Нумерация - 12 ч 2) Величины – 12 ч 3) Сложение и вычитание – 11 ч 4) Умножение и деление – 87 ч 4. Итоговое повторение – 12ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
виды углов: прямой, острый, тупой;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1—3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Учебно-методическое обеспечение
Класс | Кол-во часов | Учебные пособия для учащихся | Методические пособия для учителя | Пособия для контроля знаний |
По БУП | По уч.плану |
1 | 4 | 4 | Математика. Учебник для 1 кл. В 2ч. / М. И.Моро, М, А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2007 | Поурочные разработки по математике. 1 кл. – 2-е исправ. и доп.изд. М.: «ВАКО», 2003 Сборник текстовых задач. М.: «ВАКО», 2004 | Рудницкая В. Н. Тематические и итоговые контр. работы по математикев нач. шк. Метод.пособие. – М.: Дрофа, 1996 Журнал «Начальная школа» Рудницкая В. Н. Математика. К/Р в нач.шк. 1-4. – М.: Дрофа, 1996 Форощук А. А., Форощук А. Е. Практические задания по математике для нач. шк. – К.: «Феникс», 1999 Волкова С. И., Степанова С. И. Проверочные работы по математике. – М.: Просвещение, 1988 Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контр. и провер. работы по математике. М.: Аквариум, 1997 Гордеев Э. В. 1200 задач и примеров по математике. 1-4 кл. для нач. шк. – Тула: «Родничок», 2000 Туркина В. М. Дополнительные задачи по математике для 2, 3 классов. – Петрозаводск, 1996 Узорова О. 3000 задач и примеров по математике. 3 класс. М.: Аквариум, 1999 Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс / Сост. Т.Н.Ситникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. Проверочные работы. Математика / 4 класс/ С.И. Волкова. Пособие для учащихся, 3-е издание, М.: «Просвещение», 2010. Тесты по математике: 4 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. В 2-х частях. 4 класс» / В.Н. Рудницкая. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. О.А. Мокрушина Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах: http://www.it-n.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.nachalka.com/ http://www.4stupeni.ru/ http://www.uroki.net/docnach.htm http://www.pedsovet.su/load/100 http://www.openclass.ru/node/324 .http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a |
2 | 5 | 5 | Математика. Учебник для 3 кл. В 2ч. / М. И.Моро, М, А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2005 | М. А, Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. Метод. пособие к учебнику «математика. 2кл.». – М.: Просвещение, 2006 |
3 | 5 | 5 | Математика. Учебник для 3 кл. В 2ч. / М. И.Моро, М. А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2006 | Обучение в 3 кл. Пособия для уч-ля нач. шк. В 2 кн. Кн.2. Математика/ М. И.Моро, М. А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 1988 |
4 | 5 | 5 | Математика. Учебник для 4 кл. В 2ч. / М. И.Моро, М, А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2006 | Мокрушина О. А.Поурочные разработки по математике. – М.: «ВАКО», 2004 |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Материально-техническая база является одним из важнейших условий в повышении эффективности обучения.
Для реализации ОП имеются оборудованные учебные классы для 1 – 4 классов. На занятиях используются:
Наглядные пособия (иллюстрации к задачам, счеты, счетный материал, таблицы, панно для счета, природные средства и др).
Демонстрационный и раздаточный материалы (абак, счетные палочки и пучки, тематические таблицы, карточки для индивидуальной работы и др).
Информационно-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, диафильмы, видеофильмы, иллюстрированные материалы.
Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
http://www.it-n.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.4stupeni.ru/
http://www.uroki.net/docnach.htm
http://www.pedsovet.su/load/100
http://www.openclass.ru/node/324
.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a
Кадровое обеспечение (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).