СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по математике для 8 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа

для детей с ОВЗ

по математике для 8 класса

 

 

 

Составлена на основе  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида

Программа по математике /  Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001/

Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Так как учащаяся занимается на дому, то количество часов по предмету уменьшено до 2 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по математике для 8 класса»

Пояснительная записка


Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Так как учащаяся занимается на дому, то количество часов по предмету уменьшено до 2 часов в неделю.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

-дать учащимся такие доступные количественные, пространствен­ные и временные геометические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

-использовать процесс обучения математике для повышения уров­ня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, дру­гими учебными предметами.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по диф­ференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участво­вать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у дос­ки с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Ука­зания относительно упрощений даны в примечаниях.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требо­ваний следует осуществлять только в том случае, если с ними про­ведена индивидуальная работа с использованием специальных ме­тодических приемов.


Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Эти уча­щиеся с грубой акалькулией из-за дополнительного локального по­ражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повтор­ное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей.

Решение об обучении по индивидуальной программе принима­ется педагогическим советом школы.

Геометрический материал в 1—4 классах, изучается на уроках математики в 5—9 классах, из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. По­вторение геометрических знаний, формирование графических уме­ний происходят и на других уроках математики. Большое внима­ние при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.

В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.

Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таб­лица и счеты.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических дей­ствий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безоши­бочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой уче­ников, включая проверку письменных работ учителем.

Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, на­правленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование уме­ния слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающая­ся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необхо­димо отводить значительное место.

Разбор письменных работ учеников в классе является обязатель­ным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины оши­бок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осоз­наны учеником.

В тех случаях, когда учитель в письменных вычислениях отдель­ных учеников замечает постоянно повторяющиеся ошибки, необ­ходимо организовать с ними индивидуальные занятия, чтобы сво­евременно искоренить эти ошибки и обеспечить каждому ученику полное понимание приемов письменных вычислений.

Систематический и регулярный опрос учащихся являются обя­зательным видом работы на уроках математики. Необходимо при­учить учеников давать развернутые объяснения при решении ариф­метических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполне­нию задания, к самоконтролю, что очень важно для общего разви­тия умственно отсталого школьника.

На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычис­лительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с не­которыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последователь­ное возрастание трудности) и интересными по изложению.

Учителю вспомогательной школы необходимо постоянно учи­тывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и за­поминают задания на слух, поэтому следует создавать такие усло­вия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим при занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учеб­ники. В течение всех лет обучения необходимо также широко ис­пользовать наглядные пособия, дидактический материал.

Подбор для занятий соответствующих игр — одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Учи­тель подбирает игры и продумывает методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что игры только вспомогательный материал. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия вспомо­гательных средств обучения.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения да­ются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частны­ми приемами выполнения устных вычислений.

Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продол­жается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единица­ми для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т. п.).

Выполнение арифметических действий с числами, полученны­ми при измерении величин, должно способствовать более глубоко­му знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в даль­нейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дро­бями и производить вычисления в десятичных дробях.

Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме — в 9 классах. В результате выполнение разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоу­гольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.

Завершением работы является подведение учащихся к прави­лам вычисления площади прямоугольника и объема прямоуголь­ного параллелепипеда. Для более способных школьников возмож­но введение буквенных обозначений и знакомство с формулами вычисления периметра, площади, объема.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей.

Десятичные дроби (6 класс) рассматриваются как частный слу­чай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).

Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновен­ных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися ос­нов десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимо­сти, длины, массы.

При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание ее является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью.


На решение арифметических задач необходимо отводить не ме­нее половины учебного времени, уделяя большое внимание само­стоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

При подборе арифметических задач учитель не должен ограни­чиваться только материалом учебника.

В учебной программе указаны виды арифметических задач для каждого класса. В последующих классах надо решать все виды за­дач, указанные в программе предшествующих лет обучения.

Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и пре­образование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Оп­ределять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойства­ми фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительно­го и вычислительного характера.

Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

В коррекционной школе VIII вида учащиеся выполняют пись­менные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каж­дого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школь­
ников. Мастерство учителя должно проявляться в способности сочетания самостоятельности в работе учащихся с предупреждением появления ошибок.


8 класс

(2 ч в неделю)


Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 20 000; 5, 50, 5 000, 50 000; 25, 250, 2 500,

25 000 в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при из­мерении одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выра­женных в десятичных дробях.

Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.

Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа.

Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выра­женной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифме­тического двух и более чисел.

Составные задачи на пропорциональное деление, на части, спо­собом принятия общего количества за единицу.

Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построе­ние и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.

Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.

Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв. мм, (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения.

Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотно­шения.

Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, по­лученные при измерении одной, двумя единицами площади, их пре­образования, выражение в десятичных дробях.

Длина окружности С = 2nR, сектор, сегмент. Площадь круга S = nR2.

Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.

Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра сим­метрии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

— величину Г;

  • размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного,смежных углов, сумму углов треугольника;

  • элементы транспортира;

  • единицы измерения площади, их соотношения;

  • формулы длины окружности, площади круга.
    Учащиеся должны уметь:

  • присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах

1 000 000;

  • выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкно­венных и десятичных дробей;

  • находить число по одной его доле, выраженной обыкновен­ной или десятичной дробью;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел;

  • решать арифметические задачи на пропорциональное деление;

  • строить и измерять углы с помощью транспортира;

  • строить треугольники по заданным длинам сторон и величи­не углов;

  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

  • вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;

  • строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

  • уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10 000; по возможности с десятичными и обыкновенными дро­бями;

  • знать наиболее употребительные единицы площади;

  • знать размеры прямого, острого, тупого угла в градусах;

  • находить число по его половине, десятой доле; ,

  • вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;

  • вычислять площадь прямоугольника.











Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Корректировка

1 четверть

1

Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200,

2 000, 20 000



2

Присчитывание и отсчитывание чисел 5, 50, 5 000, 50 000



3

Присчитывание и отсчитывание чисел 25, 250, 2500, 25000



4

Письменное сложение чисел



5

Письменное вычитание чисел



6

Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями



7

Умножение обыкновенных дробей



8

Умножение обыкновенных дробей



9

Умножение десятичных дробей



10

Умножение десятичных дробей



11

Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов



12

Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов



13

Деление обыкновенных дробей



14

Деление обыкновенных дробей



15

Деление обыкновенных дробей



16

Деление десятичных дробей



2 четверть

17

Деление десятичных дробей



18

Деление десятичных дробей



19

Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выра­женной обыкновенной или десятичной дробью



20

Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выра­женной обыкновенной или десятичной дробью



21

Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построе­ние и измерение углов с помощью транспортира



22

Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построе­ние и измерение углов с помощью транспортира



23

Простые задачи на нахождение среднего арифме­тического двух и более чисел



24

Простые задачи на нахождение среднего арифме­тического двух и более чисел



25

Контрольная работа



26

Составные задачи на пропорциональное деление, на части, спо­собом принятия общего количества за единицу.



27

Составные задачи на пропорциональное деление, на части, спо­собом принятия общего количества за единицу.



28

Составные задачи на пропорциональное деление, на части, спо­собом принятия общего количества за единицу.



29

Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выра­женной обыкновенной или десятичной дробью



30

Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выра­женной обыкновенной или десятичной дробью



3 четверть

31

Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построе­ние и измерение углов с помощью транспортира



32

Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построе­ние и измерение углов с помощью транспортира



33

Простые задачи на нахождение среднего арифме­тического двух и более чисел



34

Простые задачи на нахождение среднего арифме­тического двух и более чисел



35

Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.



36

Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.



37

Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.



38

Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.



39

Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв. мм, (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения.



40

Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв. мм, (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения.



41

Контрольная работа



42

Единицы измерения земельных площадей: 1 га,

1 а, их соотно­шения



43

Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.



44

Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.



45

Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.



46

Измерение и вычисление площади прямоугольника



47

Измерение и вычисление площади прямоугольника



48

Измерение и вычисление площади прямоугольника



49

Числа, по­лученные при измерении одной, двумя единицами площади, их пре­образования, выражение в десятичных дробях



50

Числа, по­лученные при измерении одной, двумя единицами площади, их пре­образования, выражение в десятичных дробях



51

Числа, по­лученные при измерении одной, двумя единицами площади, их пре­образования, выражение в десятичных дробях



4 четверть

52

Числа, по­лученные при измерении одной, двумя единицами площади, их пре­образования, выражение в десятичных дробях



53

Длина окружности С = 2nR, сектор, сегмент



54

Длина окружности С = 2nR, сектор, сегмент



55

Контрольная работа



56

Площадь круга S = nR2.



57

Площадь круга S = nR2.



58

Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.



59

Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.



60

Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра сим­метрии



61

Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра сим­метрии



62

Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра сим­метрии



63

Итоговая контрольная работа



64

Повторение. Письменное сложение чисел



65

Повторение. Умножение обыкновенных дробей



66

Повторение. Умножение десятичных дробей



67

Повторение. Деление обыкновенных дробей



68

Повторение. Деление десятичных дробей












Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике


Оценка устных ответов учащихся


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Оценка письменных работ учащихся


Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.


Литература:


1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

2. Математика. 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!