МБОУ СОШ ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО
Г.КАРАЧЕВА БРЯНСКОЙ ОБЛ.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ им. А.М. Горького _______ Литвиненко Т.Н. « ___ » ____________20__ г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
5 класс
для детей с ограниченными возможностями здоровья
базовый уровень
Миникина Г.П.
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 5 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Составлена на основе: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009.
Уровень изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для математического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.
Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ГИА по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.
Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …)».
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
формирование предметных основных общеучебных умений;
создание условий для социальной адаптации учащихся.
Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие:
в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;
проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.
В 5-м классе в начале учебного года проводится тест за курс начальной школы, чтобы выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний. Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы 5 класса можно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики. Учащиеся решают задачи на вычисление скорости, времени, расстояния без заучивания формул. Можно уменьшить количество часов на следующие темы: «длина отрезка», «шкалы», «переместительный и сочетательный законы умножения», «равные фигуры»,Некоторые темы давать как ознакомительные: «куб», «прямоугольный параллелепипед», «среднее арифметическое».
Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий.
Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (на 35 учебных недели по 2 часа в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010
Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.
Цели:
формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
В течение года планируется провести 12 контрольных работ.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ,
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
Арифметика;
Элементы алгебры;
Элементы геометрии;
Вероятность и статистика;
Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
«Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (5 ч)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков
2.Сложение и вычитание натуральных чисел (7 ч)
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел (10 ч)
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
4. Площади и объемы (6 ч)
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
5. Обыкновенные дроби (10 ч)
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (5 ч)
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей (13 ч)
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями
8. Инструменты для вычислений и измерений (8 ч)
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
9. Повторение (5 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
должны знать/понимать:
сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
понятия «уравнение» и «решение уравнения»
смысл алгоритма округления десятичных дробей;
переместительный, распределительный и сочетательный законы;
понятие среднего арифметического;
понятие натуральной степени числа,
определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
должны уметь:
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
выполнять действия с числами разного знака;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
находить значения степеней с натуральными показателями;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи на дроби и проценты;
вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Информационное сопровождение:
Календарно – тематическое планирование по математике 5 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ темы, пункт учебника | Содержание материала | Цели и задачи | Кол-во часов |
I. Натуральные числа и шкалы (5 ч.) |
1 | Обозначение натуральных чисел. | Учить правильно записывать и читать натуральные числа, называть разряды и классы натурального числа. | 1 |
2 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | Сформировать понятие отрезка, длины отрезка. Учить строить и обозначать отрезки, заданной длины, измерять длину данного отрезка. | 1 |
3 | Плоскость. Прямая. Луч. | Сформировать понятия: плоскость, прямая, луч. Учить строить и обозначать прямую, отмечать точки, принадлежащие прямой, не принадлежащие прямой. | 1 |
4 | Шкалы и координаты. | Сформировать понятия: шкала, координата точки. Учить строить числовую шкалу, определять координаты точек, расположенных на шкале и записывать их. | 1 |
5 | Контрольная работа № 1 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
II. Сложение и вычитание натуральных чисел (7 ч.) |
6 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Учить складывать натуральные числа. | 1 |
7 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Учить складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. | 1 |
8 | Вычитание. | Учить вычитать натуральные числа. | 1 |
9 | Вычитание. | Учить решать задачи, в которых применяется вычитание. | 1 |
10 | Числовые и буквенные выражения. | Сформировать понятия: числового и буквенного выражений. Учить находить значение числового выражения. | 1 |
11 | Уравнения. | Повторить правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания, учить применять их при решении уравнений. | 1 |
12 | Контрольная работа № 2 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
III. Умножение и деление натуральных чисел (10 ч.) |
13 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | Учить умножать натуральные числа. | 1 |
14 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | Учить умножать натуральные числа, применять свойства умножения. | 1 |
15 | Деление натуральных чисел. | Учить делить натуральные числа. | 1 |
16 | Деление натуральных чисел. | Учить решать задачи, в которых применяется деление. | 1 |
17 | Деление с остатком. | Учить находить остаток, неполное частное, восстанавливать делимое по делителю, неполному частному и остатку. | 1 |
18 | Контрольная работа № 3 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
19 | Упрощение выражений. | Сформировать понятие «подобные слагаемые», учить находить среди выражений подобные слагаемые. | 1 |
20 | Порядок выполнения действий. | Учить определять правильный порядок действий в примерах и находить значение числовых выражений. | 1 |
21 | Квадрат и куб числа. | Сформировать понятия квадрата и куба числа. Учить вычислять квадрат и куб чисел. | 1 |
22 | Контрольная работа № 4 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
IV. Площади и объёмы (6 ч.) |
24 | Формулы. | Сформировать понятие формулы. Учить составлять и работать по формуле. | 1 |
25 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Дать понятие площади. Закреплять навык работы с формулой площади прямоугольника. | 1 |
26 | Единицы измерения площадей. | Учить переводить одни единицы площади в другие (м2 в см2 , дм2 в см2, м2 в дм2 и наоборот) | 1 |
27 | Прямоугольный параллелепипед. | Сформировать понятие прямоугольного параллелепипеда и его элементов. Учить изображать прямоугольный параллелепипед, обозначать его элементы, приводить примеры применения параллелепипеда в жизни. | 1 |
28 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | Сформировать понятие объёма. Учить находить объём прямоугольного параллелепипеда по формуле V= a . b . c. | 1 |
29 | Контрольная работа № 5. | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
V. Обыкновенные дроби (10 ч.) |
30 | Окружность и круг. | Cформировать понятие окружности и круга. Научить строить окружность, проводить радиус и диаметр. | 1 |
31 | Доли. Обыкновенные дроби. | Сформировать понятия: доли от целого, обыкновенной дроби. | 1 |
32 | Сравнение дробей. | Учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем. | 1 |
33 | Правильные и неправильные дроби. | Сформировать понятия: правильной и неправильной дробей. Учить выделять целую и дробную части неправильной дроби. | 1 |
34 | Контрольная работа № 6 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
35 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Учить складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. | 1 |
36 | Деление и дроби. | Сформировать понятие деления как дроби, учить переходить от деления натуральных чисел к обыкновенной дроби и от обыкновенной дроби к делению. | 1 |
37 | Смешанные числа. | Сформировать понятие смешанного числа. Учить выделять целую и дробную часть неправильной дроби. | 1 |
38 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | Учить складывать смешанные числа | 1 |
39 | Контрольная работа № 7 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (5 ч.) |
40 | Десятичная запись дробных чисел. | Учить записывать десятичные дроби, грамотно читать десятичные дроби, переходить от десятичных дробей к обыкновенным. | 1 |
41 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | Учить складывать десятичные дроби. | 1 |
42 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | Учить складывать и вычитать десятичные дроби. | 1 |
43 | Приближенное значение чисел, округление чисел. | Сформировать понятие приближенного значения числа. Учить округлять числа. | 1 |
44 | Контрольная работа № 8 | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
VII. Умножение и деление десятичных дробей (13 ч.) |
45 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | Учить умножать десятичные дроби на натуральное число. Закреплять навык умножения натуральных чисел. | 1 |
46 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | Применять полученный навык при решении различных упражнений. | 1 |
47 | Деление десятичных дробей на натуральное число. | Учить делить десятичные дроби на натуральное число. | 1 |
48 | Деление десятичных дробей на натуральное число. | Учить делить десятичные дроби на натуральное число. | 1 |
49 | Деление десятичных дробей на натуральное число. | Закреплять навык деления десятичной дроби на натуральное число при решении задач и уравнений. | 1 |
50 | Контрольная работа № 9. | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
51 | Умножение десятичных дробей. | Учить умножать десятичные дроби. Закреплять навык умножения натуральных чисел. | 1 |
52 | Умножение десятичных дробей. | Совершенствовать навык умножения десятичных дробей при решении различных упражнений. | 1 |
53 | Деление на десятичную дробь. | Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь. Закреплять навык деления натуральных чисел. | 1 |
54 | Деление на десятичную дробь. | Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений. | 1 |
55 | Деление на десятичную дробь. | Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений. | 1 |
56 | Среднее арифметическое. | Сформировать понятие и учить находить. среднее арифметическое двух и более чисел. | 1 |
57 | Контрольная работа № 10. | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
VIII. Инструменты для вычислений и измерений (8 ч.) |
58 | Микрокалькулятор. | Познакомить учащихся с примерами применения микрокалькулятора для выполнения различных арифметических действий с натуральными и десятичными числами. | 1 |
59 | Проценты. | Сформировать понятие процента. | 1 |
60 | Проценты. | Учить находить процент от числа. | 1 |
61 | Проценты. | Учить восстанавливать число по заданному проценту. | 1 |
62 | Контрольная работа № 11. | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
63 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | Сформировать понятия: угол, прямого и развернутого углов. Учить находить на рисунках прямые и развернутые углы. | 1 |
64 | Измерение углов. Транспортир. | Учить измерять углы с помощью транспортира. | 1 |
65 | Контрольная работа № 12. | Проверить уровень усвоения темы. | 1 |
IX. Итоговое повторение курса математики 5 класса (5 ч.) |