СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по математике для детей с ОВЗ (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по предмету «Математика» для  5 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Составлена на основе: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009.

Уровень  изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для математи­ческого развития обучающихся  с ОВЗ, совершенствовать  возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к математике.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по математике для детей с ОВЗ (5 класс)»



МБОУ СОШ ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО

Г.КАРАЧЕВА БРЯНСКОЙ ОБЛ.





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ

им. А.М. Горького

_______ Литвиненко Т.Н.

« ___ » ____________20__ г.




Адаптированная рабочая программа

по учебному курсу «Математика»

5 класс

для детей с ограниченными возможностями здоровья

базовый уровень







Миникина Г.П.


учитель математики




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 5 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 №1089). Составлена на основе: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009.

Уровень  изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для математи­ческого развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.

Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ГИА по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.

Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …)».

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

 овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

 развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

 формирование предметных основных общеучебных умений;

 создание условий для социальной адаптации учащихся.


Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

 в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;

 проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

 реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;

 предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;

 пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.


В 5-м классе в начале учебного года проводится тест за курс начальной школы, чтобы выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний. Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы 5 класса можно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики. Учащиеся решают задачи на вычисление скорости, времени, расстояния без заучивания формул. Можно уменьшить количество часов на следующие темы: «длина отрезка», «шкалы», «переместительный и сочетательный законы умножения», «равные фигуры»,Некоторые темы давать как ознакомительные: «куб», «прямоугольный параллелепипед», «среднее арифметическое».

Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий.

Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (на 35 учебных недели по 2 часа в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:

  • Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011

  • Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010.

  • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010

  • Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.

  • Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.

Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;

  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

В течение года планируется провести 12 контрольных работ.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.

Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ,

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

  1. Арифметика;

  2. Элементы алгебры;

  3. Элементы геометрии;

  4. Вероятность и статистика;

  5. Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.

«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

«Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.

Содержание учебного предмета

1. Натуральные числа и шкалы (5 ч)                               

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков

2.Сложение и вычитание натуральных чисел (7 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

3. Умножение и деление натуральных чисел (10 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами

4. Площади и объемы (6 ч)

Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

5. Обыкновенные дроби (10 ч)

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (5 ч)

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Умножение и деление десятичных дробей (13 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

8. Инструменты для вычислений и измерений (8 ч)

Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

9. Повторение (5 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

должны знать/понимать:

  • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;

  • понятия «уравнение» и «решение уравнения»

  • смысл алгоритма округления десятичных дробей;

  • переместительный, распределительный и сочетательный законы;

  • понятие среднего арифметического;

  • понятие натуральной степени числа,

  • определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);

  • выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;

  • переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;

  • выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;

  • выполнять действия с числами разного знака;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;

  • находить значения степеней с натуральными показателями;

  • решать линейные уравнения;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • решать текстовые задачи на дроби и проценты;

  • вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.



Информационное сопровождение:

  • Сайт ФИПИ;

  • Сайт газеты «Первое сентября»;

  • Сайт «uztest».





Календарно – тематическое планирование по математике 5 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ темы,

пункт

учебника

Содержание материала

Цели и задачи

Кол-во

часов

I. Натуральные числа и шкалы (5 ч.)


1

Обозначение натуральных чисел.

Учить правильно записывать и читать натуральные числа, называть разряды и классы натурального числа.

1

2

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Сформировать понятие отрезка, длины отрезка. Учить строить и обозначать отрезки, заданной длины, измерять длину данного отрезка.

1

3

Плоскость. Прямая. Луч.


Сформировать понятия: плоскость, прямая, луч. Учить строить и обозначать прямую, отмечать точки, принадлежащие прямой, не принадлежащие прямой.

1

4

Шкалы и координаты.

Сформировать понятия: шкала, координата точки. Учить строить числовую шкалу, определять координаты точек, расположенных на шкале и записывать их.

1

5

Контрольная работа № 1

Проверить уровень усвоения темы.


1

II. Сложение и вычитание натуральных чисел (7 ч.)


6

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Учить складывать натуральные числа.

1

7

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Учить складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.


1

8

Вычитание.

Учить вычитать натуральные числа.

1

9

Вычитание.

Учить решать задачи, в которых применяется вычитание.

1

10

Числовые и буквенные выражения.

Сформировать понятия: числового и буквенного выражений.

Учить находить значение числового выражения.

1

11

Уравнения.

Повторить правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания, учить применять их при решении уравнений.

1

12

Контрольная работа № 2


Проверить уровень усвоения темы.


1



III. Умножение и деление натуральных чисел (10 ч.)

13

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Учить умножать натуральные числа.


1

14

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Учить умножать натуральные числа, применять свойства умножения.


1

15

Деление натуральных чисел.

Учить делить натуральные числа.


1

16

Деление натуральных чисел.

Учить решать задачи, в которых применяется деление.

1

17

Деление с остатком.

Учить находить остаток, неполное частное, восстанавливать делимое по делителю, неполному частному и остатку.

1

18

Контрольная работа № 3


Проверить уровень усвоения темы.


1

19

Упрощение выражений.

Сформировать понятие «подобные слагаемые», учить находить среди выражений подобные слагаемые.

1

20

Порядок выполнения действий.

Учить определять правильный порядок действий в примерах и находить значение числовых выражений.

1

21

Квадрат и куб числа.

Сформировать понятия квадрата и куба числа. Учить вычислять квадрат и куб чисел.

1

22

Контрольная работа № 4


Проверить уровень усвоения темы.


1

IV. Площади и объёмы (6 ч.)

24

Формулы.

Сформировать понятие формулы.

Учить составлять и работать по формуле.

1

25

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Дать понятие площади. Закреплять навык работы с формулой площади прямоугольника.

1

26

Единицы измерения площадей.

Учить переводить одни единицы площади в другие (м2 в см2 , дм2 в

см2, м2 в дм2 и наоборот)

1

27

Прямоугольный параллелепипед.

Сформировать понятие прямоугольного параллелепипеда и его элементов. Учить изображать прямоугольный параллелепипед, обозначать его элементы, приводить примеры применения параллелепипеда в жизни.

1

28

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Сформировать понятие объёма.

Учить находить объём прямоугольного параллелепипеда по формуле V= a . b . c.

1

29

Контрольная работа № 5.


Проверить уровень усвоения темы.


1



V. Обыкновенные дроби (10 ч.)


30

Окружность и круг.

Cформировать понятие окружности и круга. Научить строить окружность, проводить радиус и диаметр.

1

31

Доли. Обыкновенные дроби.

Сформировать понятия: доли от целого, обыкновенной дроби.

1

32

Сравнение дробей.

Учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем.


1

33

Правильные и неправильные дроби.

Сформировать понятия: правильной и неправильной дробей.

Учить выделять целую и дробную части неправильной дроби.

1

34

Контрольная работа № 6

Проверить уровень усвоения темы.


1

35

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Учить складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.


1



36

Деление и дроби.

Сформировать понятие деления как дроби, учить переходить от деления натуральных чисел к обыкновенной дроби и от обыкновенной дроби к делению.

1

37

Смешанные числа.

Сформировать понятие смешанного числа. Учить выделять целую и дробную часть неправильной дроби.

1

38

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Учить складывать смешанные числа


1

39

Контрольная работа № 7


Проверить уровень усвоения темы.


1

VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (5 ч.)



40

Десятичная запись дробных чисел.

Учить записывать десятичные дроби, грамотно читать десятичные дроби, переходить от десятичных дробей к обыкновенным.

1



41

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учить складывать десятичные дроби.


1

42

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учить складывать и вычитать десятичные дроби.

1

43

Приближенное значение чисел, округление чисел.

Сформировать понятие приближенного значения числа. Учить округлять числа.

1

44

Контрольная работа № 8


Проверить уровень усвоения темы.


1

VII. Умножение и деление десятичных дробей (13 ч.)


45

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Учить умножать десятичные дроби на натуральное число. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

46

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Применять полученный навык при решении различных упражнений.

1



47

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Учить делить десятичные дроби на натуральное число.

1

48

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Учить делить десятичные дроби на натуральное число.

1

49

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Закреплять навык деления десятичной дроби на натуральное число при решении задач и уравнений.


1

50

Контрольная работа № 9.


Проверить уровень усвоения темы.


1

51

Умножение десятичных дробей.

Учить умножать десятичные дроби. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

52

Умножение десятичных дробей.

Совершенствовать навык умножения десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

53

Деление на десятичную дробь.

Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь. Закреплять навык деления натуральных чисел.

1

54

Деление на десятичную дробь.

Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

55

Деление на десятичную дробь.

Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений.


1

56

Среднее арифметическое.

Сформировать понятие и учить находить.

среднее арифметическое двух и более чисел.

1

57

Контрольная работа № 10.


Проверить уровень усвоения темы.


1

VIII. Инструменты для вычислений и измерений (8 ч.)


58

Микрокалькулятор.

Познакомить учащихся с примерами применения микрокалькулятора для выполнения различных арифметических действий с натуральными и десятичными числами.

1

59

Проценты.

Сформировать понятие процента.


1

60

Проценты.

Учить находить процент от числа.

1

61

Проценты.

Учить восстанавливать число по заданному проценту.

1

62

Контрольная работа № 11.

Проверить уровень усвоения темы.

1

63

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Сформировать понятия: угол, прямого и развернутого углов.

Учить находить на рисунках прямые и развернутые углы.


1

64

Измерение углов. Транспортир.

Учить измерять углы с помощью транспортира.



1

65

Контрольная работа № 12.


Проверить уровень усвоения темы.


1

IX. Итоговое повторение курса математики 5 класса (5 ч.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!