План урока
Урок №
Предмет :Математика
Дата проведения : 15.04.2020.
Группа № 2-4
Специальность: 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Преподаватель :Хизриева Н.А.
Тема урока : Выполнение упражнений на нахождение производных .
Конспект урока
Производные - это такие функции, которые получаются из заданных функций путем вычисления предела разностного отношения. Разностным отношением называется отношение разности значения функции к разности значений переменной.
После закрепления знаний по таблице производной, приступаем к изучению теорем дифференцирования.
Теорема 1. Производная суммы любого числа функций равна сумме производных этих функций. Для трех функций, например, имеем:
Теорема 2. Производная произведения двух функций равна:
Теорема 3. Производная частного двух функций равна:
Приложение 1
Ранее мы рассматривали производные отдельных функций. Здесь мы рассмотрим правила дифференцирования, то есть правила дифференцирования суммы, разности, произведения и частного отдельных функций. Мы выведем соответствующие формулы, обоснуем их и решим типовые примеры.
Производная суммы
1.
Пример
1.
.
2. Найти значение производной функции
в точке
:
;
Производная произведения
2.
Производная степенной функции
Производная степенной функции:
Рассмотрим частные случаи:
;
Найдем эту производную по правилу произведения:
С другой стороны:
И так далее. Поэтому угадывается формула:
– мы принимаем ее без доказательства.
Производная частного
3 .
Решение примеров
Пример
.
.
Домашнее задание: Итоговые тесты по теме «Производная функции»
1. Найдите производную функции y(х) = x4+ 3x3 + 4.
1) 4x3 + 9x2 + 4
2) 4x3 + 9x2 + 4x
3) 4x2 + 3x2 + 4
4) 4x3 + 9x2
2. Производная функции F(x) = cos(4x) равна:
1) -4sin(4x)
2) 4cos(- 4x)
3) 4xsin(4x)
4) 4xcos(- 4x)
3. Вычислите значение производной функции
в точке
.
1) | 16 | 2) | 64 | 3) | – 16 | 4) | – 64 |
4. Производная функции y(х) = x3+ 2x5 -6 равна:
1) 3x3 + 10x4 + 6
2) x3 + 10x2 -6х
3) x2 + 3x4
4) 3x3 + 10x4-6
5. Производная функции F(x) = sin(3x) равна:
1) 3cos(x)
2) 3xsin(3x)
3) cos(3x)
4) xcos(3x
Жду ваши ответы и вопросы на своей электронной почте
[email protected]
План урока
Урок №
Предмет :Математика
Дата проведения : 17.04.2020.
Группа № 2-4
Специальность: 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Преподаватель :Хизриева Н.А.
Тема :Выполнение упражнений на нахождение наибольшего и наименьшего значения .
Конспект урока .
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции без производной
Дано:
,
. Нарисуем график функции (см. рис.1).
Рис. 1. График функции
.
Известно, что эта функция возрастает на промежутке
, значит, она возрастает и на отрезке
. А значит, если найти значение функции в точках
и
, то будут известны пределы изменения данной функции, ее самое большое и самое маленькое значение.
Когда аргумент возрастает от
до 8, функция возрастает от
до
.
Ответ:
; .
4. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной
Дано:
,
. Найти наибольшее и наименьшее значение функции на данном отрезке.
Если в предыдущем случае можно было обойтись без производной – мы знали, как себя ведет функция, то в данном случае функция довольно сложная. Поэтому, ту методику, которую мы упомянули на предыдущей задаче, применим в полном объеме.
Найдем производную
. Найдем критические точки
, отсюда
,
- критические точки. Из них выбираем те, которые принадлежат данному отрезку:
. Сравним значение функции в точках
,
,
. Для этого найдем
;
;
.
Проиллюстрируем результат на рисунке (см. рис.3).
Рис. 3. Пределы изменения значений функции
Видим, что если аргумент меняется от 0 до 2, функция изменяется в пределах от -3 до 4. Функция меняется не монотонно: она либо возрастает, либо убывает.
Ответ:
;
.
Алгоритм решения задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции
Итак, на трех примерах была продемонстрирована общая методика нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке, в данном случае – на отрезке.
Алгоритм решения задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции:
1. Найти производную функции.
2. Найти критические точки функции и отобрать те точки, которые находятся на заданном отрезке.
3. Найти значения функции на концах отрезка и в отобранных точках.
4. Сравнить эти значения, и выбрать наибольшее и наименьшее.
6. Решение задачи
Рассмотрим еще один пример.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции
,
.
Ранее был рассмотрен график этой функции (см. рис.4).
Рис. 4. График функции
.
На промежутке
область значения этой функции
. Точка
- точка максимума. При
- функция возрастает, при
– функция убывает. Из чертежа видно, что
,
- не существует.
7. Итог урока
Итак, на уроке рассмотрели задачу о наибольшем и наименьшем значении функции, когда заданным промежутком является отрезок; сформулировали алгоритм решения подобных задач.
Домашнее задание: Пример № 1
Найти наименьшее значение функции
на отрезке
.
Жду ваши ответы и вопросы на своей электронной почте
[email protected]