СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Математика и бизнес" программа элективного курса по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс разработан для учащихся 10-11 классов, планирующих связать свю будущую профессию с экономикой, бизнесом.

Просмотр содержимого документа
«"Математика и бизнес" программа элективного курса по математике»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»;


Программа утверждена

на Методическом объединении:

протокол № _____

от «__»________ 20___ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2017-2018 УЧ.ГОД

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Математика и бизнес»


Год обучения – первый;

Номер группы – первая;

Возраст обучающихся – 15-17 лет.















Составитель:

Киселева Ольга Викторовна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДЮЦ»













Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Математика и бизнес» составлена на основе материалов, представленных в пособии авторов Лысенкер В.Л. и Лесенкер Л.Ш. «Математика и бизнес», выпущенного в рамках серии «Математика: элективный курс».

Оканчивая школу, большинство ребят оказывается перед сложной задачей — выбором профессии. Знания математики, полученные в школе, могут стать базой, отправной точкой на пути овладения целым рядом профессий технического, экономического и других профилей.

Курс «Математика и бизнес» включает в себя разделы «Математика в экономике», «Математика в предпринимательской практике» и предназначен для старшеклассников (10-11 кл), желающих получить знания о работе в бизнес-среде. Материалы этого курса помогут учащимся в профессиональной ориентации, понимании и решении различные задач из области предпринимательской практики.

Настоящее время предъявляет к человеку современного общества такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях и умение быстро принимать решения. Для этого нужны знания не только деловой этики и психологии, управленческого менеджмента и законодательной практики, но и знания математики, полученные в школе. Решать задачи, возникающие перед предпринимателем, позволяют хорошо известные еще со школьной парты знания математических уравнений и неравенств, правил построения графиков элементарных функций, решения систем уравнений, а также знания из области теории вероятностей, комбинаторики и т.д.

Цели данного курса: интеграция знаний по экономике и математике, в процессе которой

- знакомство учащихся с основными экономическими понятиями, вводимыми

не формально, а в ходе решения практических задач различного содержания;

- развитие навыков решения математических задач и ознакомления с

профессиональными действиями предпринимателя.

Задачи данного курса:

  1. сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и бизнеса;

  2. познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

  3. научить учащихся применять математический аппарат при решении бизнес-задач;

  4. научить понимать и анализировать экономические процессы, благодаря проведенным расчетам.

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет.

Изменений в содержании нет.

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

Количество учебных часов по программе – 74ч;

Режим занятий:

занятия проводятся раз в неделю по 2 часа.

Формы занятий:

лекция, деловые игры, семинар, конференции, проект, тестирование, исследование, практикум (практическая работа). Данные формы занятий соответствуют старшему школьному возрасту, они позволяют максимально усвоить учащимися материал программы.

Планируемые результаты усвоения учебного материала

В результате изучения курса «Математика и бизнес» учащиеся получают возможность

знать и понимать:

  1. историю развития торговли, денежного обращения, бизнеса;

  2. природу и сущность рассматриваемых экономических процессов;

  3. основные термины и понятия: маркетинговые исследования, контракт, производительность труда, процент, прибыль, налоги и т.д.

  4. функции розничной и оптовой торговли.

уметь:

  1. объяснять, на основе какого математического аппарата основано содержание конкретной экономической задачи или ситуации;

  2. правильно применять основные категории, понятия, наиболее употребляемые формулы;

  3. извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;

  4. решать основные задачи прикладного характера на вычисление себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов и др.

  5. моделировать и анализировать простейшие экономические процессы.

Виды деятельности учащихся:

- работа с дополнительной литературой,

- лабораторные и практические работы,

- уроки экспериментальных задач и творческого характера,

- семинары по решению задач,

- конференции,

- тестирование, блиц-турниры,

- доклады, рефераты,

- работа над исследовательскими проектами.

Формы проведения аттестации, способы оценки результатов: тестирование

Основное содержание курса

Часть 1. «Математика в экономике»

Раздел 1. Введение.

Краткий исторический очерк развития рынка. Определение математического моделирования. Этапы моделирования. Схема процесса математического моделирования. Для чего нужны модели. Примеры математических моделей. Математические величины и зависимости – отображение реальных рыночных отношений.

Раздел 2. Решение задач из области бизнес-планирования.

Введение понятия бизнес-ситуация. Проведение анализа данной бизнес-ситуации. Схема процесса принятия решения. Условия, содействующие принятию эффективных решений в предпринимательской практике.

Раздел 3. Решение прикладных задач из области теории вероятностей.

Введение понятий риск, случайность, случайная величина, математическое ожидание случайной величины, дисперсия, среднеквадратическое отклонение. Определение вероятности событий. Правило минимизации риска

Раздел 4. Решение задач на знание экономических законов и категорий.

Закон редкости. Закон спроса и предложения. Закон предложения. Введение понятий: равновесная цена, бизнес, акции обыкновенные и привилегированные, поведение потребителей, рынок труда, заработная плата. Рента, дивиденды, процент. Индивидуальное предприятие, преимущества и недостатки. Общество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Полезность, функции полезности. Закон предельной полезности. Доход потребителя, пути получения дохода.

Часть 2. «Математика в предпринимательской практике»

Раздел 5. Решение логических задач в предпринимательской практике.

Типы логических задач: рациональный перебор вариантов, денежные расчеты, планирование действий, комбинаторные задачи, задачи на поиск закономерностей, разрешение противоречий и принятие альтернативных стратегий действий. Алгоритм рассмотрения логических ситуаций и принятия решений. Простые и сложные проценты. Использование диаграмм, таблиц, графиков элементарных функций, уравнений и неравенств при построении моделей бизнес-ситуаций. Применение диофантовых уравнений. Решение задач на соотношение веществ в смесях, сплавах. Решение задач на оптимизацию.

Раздел 6. Методика отбора персонала и оценка интеллектуальных

способностей соискателя рабочего места.

Методы отбора персонала: оценочное интервью, тестирование. Основные особенности проведения тестирования. Коэффициент прикладного интеллекта.

Раздел 7. Тесты для оценки интеллектуальных способностей индивида.

Интеллектуальные тесты, тесты профессиональных способностей, психомоторные тесты, личностные тесты и тесты интересов, проективные тесты. Тесты для оценки интеллектуальных способностей индивида.


Тематическое планирование.

№ п/п


Название темы


Количество часов


Математика в экономике (36ч)

1

Раздел 1. Введение.

3

2

Раздел 2. Решение задач из области бизнес-планирования.

8


Раздел 3. Решение прикладных задач из области теории

вероятностей.

7


Раздел 4. Решение задач на знание экономических законов и категорий.

18

Математика в предпринимательской практике (36ч)


Раздел 5. Решение логических задач в предпринимательской практике.

24


Раздел 6. Методика отбора персонала и оценка

интеллектуальных способностей соискателя рабочего места.

5


Раздел 7. Тесты для оценки интеллектуальных способностей индивида.

7



Календарно - тематическое планирование.


Темы


Кол-во

часов


Дата

Форма

контроля

план

факт


Раздел 1. Введение.

3




1

Краткий исторический очерк развития рынка. Определение математического моделирования. Этапы моделирования.

1

4.09



2

Схема процесса математического моделирования. Для чего нужны модели. Примеры математических моделей.

1

4.09




3

Математические величины и зависимости – отображение реальных рыночных отношений.

1

11.09


текущий


Раздел 2. Решение задач из области бизнес- планирования.

8




4

Бизнес-ситуация.

1

11.09



5

Анализ бизнес-ситуации.

1

18.09


текущий

6

Решение прикладных задач.

1

18.09


текущий

7

Схема процесса принятия решения.


1

25.09



8

Решение прикладных задач.

1

25.09


текущий

9

Установление связей между информационными данными и формулировкой прикладной задачи

1

2.10



10

Решение прикладных задач.

1

2.10


текущий

11

Условия, содействующие принятию эффективных решений в предпринимательской практике.

1

9.10




Раздел 3. Решение прикладных задач из области теории вероятностей.

7




12

Вероятность события.

1

9.10



13

Случайная величина.

1

16.10



14

Математическое

ожидание случайной величины.

1

16.10



15

Среднеквадратичное отклонение.

1

23.10



16

Правило минимизации риска.

1

23.10



17

Анализ ситуации с точки зрения вероятности.

1

30.10


текущий

18

Решение задач

1

30.10


текущий


Раздел 4. Решение задач на знание экономических законов и категорий.

18




19

Экономические законы.

1

6.11



20

Закон редкости.

1

6.11


текущий

21

Закон спроса и предложения.

1

13.11



22

Закон предложения.

1

13.11



23

Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения.

1

20.11



24

Кривая производственных возможностей.

1

20.11


текущий

25

Сравнительное преимущество.

1

27.11


текущий

26

Выручка, издержки, прибыль, рентабельность.

1

27.11


текущий

27

Банки: проценты по вкладам

1

4.12


текущий

28

Банки: проценты за кредит.

1

4.12


текущий

29

Индивидуальное предприятие,

преимущества и недостатки.

1

11.12



20

Общество. ООО. ОАО.

1

11.12



31

Полезность, функции полезности.

1

18.12



32

Закон предельной полезности.

1

18.12


текущий

33

Доход потребителя.

1

25.12


текущий

34

Доход, пути получения

дохода.

1

25.12


тестирование

35

Рента, дивиденды, процент.

1

8.01


текущий

36

Решение задач

1

8.01


текущий


Раздел 5. Решение логических задач в предпринимательской практике.

24




37

Типы логических задач: рациональный перебор вариантов

1

15.01


текущий

38

Типы логических задач: денежные расчеты

1

15.01


текущий

39

Типы логических задач: планирование действий.

1

22.01


текущий

40

Типы логических задач: задачи на поиск закономерностей

1

22.01


текущий

41

Типы логических задач: комбинаторные задачи

1

29.01


текущий

42

Типы логических задач: разрешение противоречий и принятие альтернативных стратегий действий.

1

29.01


текущий

43

Алгоритм рассмотрения логических ситуаций и принятия решений.

1

5.02



44

Использование графиков элементарных

функций при построении моделей

бизнес-ситуаций.

1

5.02


текущий

45

Простые проценты.

1

12.02


текущий

46

Сложные проценты.

1

12.02


текущий

47

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. «Правильное» оптимальное решение.

1

19.02


текущий

48

Решение задач на соотношение веществ в смесях, сплавах.

1

19.02


текущий

49

Решение задач на оптимизацию.

1

26.02


текущий

50

Уравнения первой и второй степени.

1

26.02


текущий

51

Дробно-рациональные уравнения.

1

5.03


текущий

52

Неопределённые уравнения.

1

5.03


текущий

53

Применение диофантовых уравнений.

1

12.03


текущий

54

Теория вероятностей. Формула Бейеса.

1

12.03


текущий

55

Теория массового обслуживания.

1

19.03



56

Теория игр.

1

19.03



57

Логические задачи и задачи на смекалку.

1

26.03


текущий

58

Теория статистических решений.

1

26.03


текущий

59

Как применять экономико-математические методы на практике.

1

2.04



60

Решение логических задач в

предпринимательской практике.

1

2.04


текущий


Раздел 6. Методика отбора персонала и оценка интеллектуальных способностей соискателя рабочего места.

5




61

Методы отбора персонала: оценочное интервью Основные особенности проведения тестирования. Коэффициент прикладного интеллекта.

1

9.04



62

Методы отбора персонала: тестирование.

1

9.04



63

Виды тестирования.

1

16.04


текущий

64

Основные особенности проведения

тестирования.

1

16.04



65

Коэффициент прикладного интеллекта.

1

23.04


текущий


Раздел 7. Тесты для оценки интеллектуальных способностей индивида.

7




66

Интеллектуальные тесты

Практическая работа по проведению

тестирования. Тест тренировочный.

1

23.04


текущий

67


Тесты профессиональных способностей Практическая работа по проведению

тестирования. Тест № 1.

1

7.05


текущий

68


Психомоторные тесты. Практическая работа по проведению тестирования. Тест № 2.

1

7.05


текущий

69


Личностные тесты Практическая работа по проведению тестирования. Тест № 3.

1

14.05


текущий

70

Тесты интересов Практическая работа по проведению тестирования. Тест № 4.

1

14.05


текущий

71

Проективные тесты Практическая работа по проведению тестирования. Тест № 5.

1

21.05


текущий

72

Тесты для оценки интеллектуальных способностей индивида. Практическая работа по проведению тестирования. Тест № 6.


1

21.05


текущий

73,74

Защита рефератов, проектов, презентаций.

2

28.05

28.05


Защита проектов





Литература.


1. «Математика и бизнес» Лысенкер В.Л., Лысенкер Л.Ш., М.,2011 (Серия

«Математика: элективный курс»)

2. «Коммерческая математика» Л.Ш. Лысенкер, Э.М. Лысенкер

3. «Элементы финансовой математики на уроках», В.А. Петров

4. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М. Школа-Пресс, 1999

Дополнительная литература

  1. Абчук В.А. Экономико-математические методы. – СПб.: Союз, 1999.

  2. Кэрролл Л. Логическая игра. – М.: Наука, 1991.

  3. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы. – М.: Чистые пруды, 2010.

  4. Шарыгин И.Ф. 2200 задач по геометрии. – М.: дрофа, 1999.

  5. Шведова И.Ф. Экономическая азбука. – М.: East-West, 1992.