СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика и правила дорожного движения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Математика и правила дорожного движения"

Просмотр содержимого документа
«Математика и правила дорожного движения»

Математика и правила дорожного движения

(5 класс)

Цель урока:

  1. Повторить действия с дробями, понятия скорость, пройденный путь, время движения;

  2. Напомнить учащимся правила дорожного движения;

  3. Способствовать развитию функциональной грамотности;

  4. Развить познавательную активность, расширить кругозор.  

Задачи:

образовательные:

  1. повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями, отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: “скорость”, “время”, “пройденный путь”;

  2. совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение;

развивающие:

  1. научить учащихся решать нестандартные задачи;

воспитательные:

  1. повторить с учащимися элементарные правила дорожного движения;

  2. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, показ презентации, опрос.

Оборудование:  презентация, памятки пешехода, опросные листы и кружочки красного, желтого и зеленого цвета для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать с показа слайда. На слайде зашифрованы ключевые слова нашего урока. Кто из вас может расшифровать спрятанные в ребусах слова?

Слайд №1 (правило, дорога, движение, дробь)

Ребята, вы уже наверняка догадались, что сегодняшний наш урок посвящен взаимосвязи математики и безопасности дорожного движения.

С каждым годом на дорогах увеличивается количество автомашин, велосипедов, мотоциклов и других видов различного транспорта, которые являются участниками дорожного движения и источниками повышенной опасности для других участников движения.

Вы каждый день идете в школу, то есть также являетесь участниками дорожного движения и любое, даже незначительное нарушение, допущенное вами, может также привести к дорожно-транспортному происшествию.

Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

Проблема обеспечения безопасности движения – это сложная и многогранная задача, решением которой должны заниматься и взрослые и дети.

Сегодня на уроке мы рассмотрим эту проблему, опираясь на математические расчеты, применяя раннее полученные знания,  и в конце урока сделаем выводы.

2.Устный счет

Слайд №2 Рассмотрите следующий слайд. Как вы думаете? Что связывает эти две картинки? На слайде Лондон – столица Великобритании и ретромобиль.

Ответ Первое официально зарегистрированное дорожно транспортное происшествие произошло в Великобритании 17августа 1896года при котором автомобиль сбил пешехода. Скорость автомобиля была всего 6 км/ч.

Сколько времени прошло с тех пор?

Ответ 119

Во сколько раз увеличилась скорость движения автомобиля по городу, если в настоящее время разрешенная скорость движения 60 км/ч.

Ответ в 10раз

3.Актуализация знаний

Слайд №3 В 2024 году в России произошло 116 190 дорожно транспортных происшествий в которых погибло более 12 700 человек из них почти 1 /20 часть составляют дети. Вычислите, сколько примерно детей погибло в ДТП. Ответ округлите до сотен

Ответ примерно 600

Слайд №4 Слайд со статистическими данными по дорожно транспортным происшествиям

 Как вы думаете? Что могло послужить причиной гибели этих детей?

Ответ Столкновение машин, неправильный переход дороги, игра в неположенном месте и т.д

Слайд №5. Совершенно верно. На слайде представлены случаи нарушения детьми правил дорожного движения. Назовите ошибки, которые совершают дети.

Ответы 1.Нельзя ездить на велосипеде по дороге до 14 лет, нужно иметь средства индивидуальной защиты.

2.При переходе через дорогу нужно снять наушники и проверить, нет ли поблизости машин.

3. Нельзя играть вблизи дороги и на проезжей части.

4.Переходить можно только на зеленый свет светофора.

4. Решение задач и примеров с применением дробных чисел.

Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат…Одна секунда… много это или мало? Для пешехода одна секунда пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда-вещь  весьма серьезная.

Слайд №6 Определите, сколько метров проезжает за 1 секунду машина, идущая со скоростью 36 км/ч; 72 км/час. Решение запишите в тетрадь.

У доски решает ученик. 36км/ч = 36 х 1000 : 3600 = 10 м/с

72км/ч = 72 х 1000 : 3600 = 20 м/с

Слайд № 7 Физкультминутка

Перед тем, как идти дальше проведем физкультминутку

Игра «Запрещается – разрешается» (если «разрешается» - поднять руки вверх, если «не разрешается» - приседаем)

1)И проспекты, и бульвары – 
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!

2) Шалить, играть на дороге
Запрещается!

3) Быть примерным пешеходом
Разрешается!

4) Ехать «зайцем», как известно

Запрещается!

5) Уступить старушке место
Разрешается!

6) Переход при красном свете
Запрещается!

7) При зеленом даже детям 
Разрешается

Очень часто бывает так : машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда у него нажаты тормоза.

Слайд №8. Кто из вас знает, что такое тормозной путь и остановочный путь?

Слайд №9. Тормозной путь автомобиля — это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.

Тормозной путь зависит от скорости перед началом торможения и состояния дороги.

Слайд № 10. На слайде представлена таблица, показывающая зависимость тормозного пути от состояния дороги. Определите по таблице тормозной путь автомобиля скорость, которого перед началом торможения была 60 км/ч на обледеневшей дороге. Сравните его с путем на сухой дороге и сделайте вывод.

Ответ Тормозной путь увеличился в 3 раза, при движении по обледеневшей дороге опасность попасть под машину увеличивается.

Слайд № 11. Остановочный путь — расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной его остановки. Он включает в себя путь за время реакции водителя, путь за время срабатывания тормозной системы и замедление движения автомобиля до нулевой скорости.

Нужно запомнить, что остановочный путь  еще больше тормозного.

Слайд № 12. Решите задачу: При увеличении скорости движения автомобиля вдвое его тормозной путь увеличивается 4 раза. При скорости 30 км/час тормозной путь «Запорожца» равен 7,2 м, а грузового автомобиля 8,5 м. Найдите тормозной путь этих автомобилей при скорости 60 км/час.

У доски решает ученик Скорости автомобилей увеличились в 2 раза, значит тормозной путь увеличится в 4 раза.

7,2 х 4 = 28,8 м тормозной путь легкового автомобиля;

8,5 х 4 = 34 м тормозной путь грузового автомобиля.

Осенью и зимой возникает дополнительная опасность – рано темнеет и в темноте пешехода водитель может заметить слишком поздно. Что нужно сделать, чтобы стать заметнее?

Ответ Иметь на одежде и рюкзаке световозвращающие элементы.

Слайд № 13. На слайде показана зависимость дальности обнаружения водителем человека от наличия световозвращающих элементов.

Слайд № 14. Решите задачу: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч по обледеневшей дороге при ближнем свете заметил на дороге пешехода без световозвращающих элементов, переходящего дорогу. Успеет ли водитель остановить машину до места перехода?

Фронтальное решение с обсуждением. Без световозвращающих элементов пешехода водитель заметит на расстоянии 50м .При скорости 60км/ч тормозной путь составляет 69м.Остановочный путь больше тормозного. Водитель не успеет остановить машину перед местом перехода пешехода.

Слайд № 15 А сейчас прошу всех обратить внимание на следующий слайд. На слайде представлена памятка с правилами пешеходов. Прочитайте эти правила и запомните их. На память об этом уроке вы получите эти памятки.

  1. Домашнее задание

Придумать задачу на тему «Правила дорожного движения» и решить ее.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашего урока для этого  

ответьте на вопросы в карточке и положите на стол учителя зеленые кружочки, если урок понравился, желтые, если остались непонятые вопросы, красны, если урок не понравился

–Узнали ли вы на уроке что-то новое?

–Чему научились? 
– Какие правила повторили? 














Приложения







Узнали ли вы на уроке что-то новое?




Чему научились? 




Какие правила повторили? 









5