СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика модуль "Странички для любознательных"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа курса внеурочнойдеятельности "странички для любознательных" (занимательная математика)

Просмотр содержимого документа
«Математика модуль "Странички для любознательных"»

Программа курса внеурочной деятельности

«Странички для любознательных» (занимательная математика)

  1. Пояснительная записка

Программа «Странички для любознательных» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

Цель курса внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Место курса «Странички для любознательных» в учебном плане и структура курса

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-ем классе на изучение данного курса выделяется 9 часов

Общая характеристика

Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  •   Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  •   Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность

  •   Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


Основные виды деятельности учащихся:


  •  решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  •  проектная деятельность

  •  самостоятельная работа;

  •  работа в парах, в группах;

  •  творческие работы


Методы проведения занятий

  • Словесные

  • Наглядные

  • Практические

  • Исследовательские


Формы проведения занятий


  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

  • от простого к сложному;

  • увеличение объёма материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена различных видов деятельности;

  • увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

Контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания;

  • олимпиады, конкурсы.

.Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;

  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальными учебными действиями:


  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.



Тематическое планирование



№ урока

Тема урока

Дата проведения

1 (7)

Логические задачи.


2 (18)

Логические задачи. Обратные задачи. Равенства, неравенства. Уравнения. Отрезки.


3 (38)

Логические игры. Математические сказки.


4 (53)

Задачи-расчёты.


5 (65)

Задачи в картинках. Готовимся к олимпиаде


6 (72)

Логические задачи


7 (81)

Нестандартные задачи. Графический диктант.


8 (103)

Знакомство с римскими цифрами


9 (122)

Игра «Верно? Неверно?». Готовимся к олимпиаде




4. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности к концу 3 класса:

К концу обучения по курсу внеурочной деятельности в 3 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие разные действия;

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты;

- решать логические задачи, нестандартные задачи, задачи-расчёты;

- уметь объяснять головоломки, ребусы,

- записывать и читать римские цыфры

Личностными результатами изучения курса являются:


осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
































Приложение

Творческие работы:

  1. Выпуск математических газет.

  2. Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.

  3. Геометрический словарь.

  4. Узоры симметрии.

  5. История римских чисел.

  6. Поделки «Оригами»



Темы проектов:

  1. Старинные единицы измерения.

  2. Знаменитые математики.

  3. Геометрия вокруг нас.