СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика против курения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика против курения»

МКОУ «Днепровская СШ»




Индивидуальный проект

Математика против курения




Выполнил: ученик 9 класса

Смирнов Анатолий



Руководитель: Роженкова Лариса Владимировна,
учитель математики











с. Днепровское

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

3

2. Основная часть

4-7

2.1. Из истории табакокурения

4

2.2. Химический состав дыма и его влияние

4-5

2.3. Статистика в мире и в России

6-7

3. Практическая часть

8 - 12

4. Заключение

13

5. Литература

14




1. Введение

О вреде курения и употребления наркотиков, особенно для детского и молодого организма, написано много статей, брошюр и книг, постоянно говорят нам в школе на классных часах, родителями в семье, по телевидению. На практике же мы не раз убеждались, что многие взрослые сами подвержены этим вредным привычкам.

Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей имеющих психологические отклонения увеличивается.

Сегодня, как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение. В моей работе я решаю математические задачи о вреде курения и доказываю, что курение – это опасное оружие, которое уничтожает здоровье, которое несет несчастье, разорение и смерть, т.е. веду борьбу с курением .

Гипотеза: вред курения можно доказать посредством решения математических задач.

Цель:

привлечение внимания к проблеме подросткового курения через содержание и решение математических задач

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения курения и табака;

  • Изучить информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;

  • Создать цикл математических задач о вреде курения.

Объект исследования: человек

Предмет исследования:

-Здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения.

2. Основная часть

2.1. Из истории табакокурения

Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии. В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушенные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго путешествия Колумба в Америку семена табака были завезены в Европу, а затем и во все уголки мира. Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Теперь в мире курит пятая часть человечества.

Интересно заметить, что в России в начале 17 века курение не только запрещалось, но и каралось битьём палками по 60 ударов по голове и столько же по ступням. Повторно замеченный курильщик лишался носа: ему его отрезали. Петр I, однако, сам курил и внедрил курение в своем окружении. С тех пор оно стало распространяться в России.

2.2. Химический состав дыма и его влияние

Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких. Но частицы дыма только одна из составных частей табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие. Наибольшее значение имеют: СО , NH3, канцерогенные углеводороды (от лат. слова рак – «канцер»), радиоактивный элемент полоний. При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости массой 20г образуется в среднем: 1 г табачного дегтя; 0,92 г оксида углерода; 0,64 г аммиака; 0,18 г никотина; 0,22 г перидиновых оснований; 0,0012 г серо водорода; 0,0012 г синильной кислоты.

Влияние никотина на организм при курении имеет самое большое значение. Ни одно другое вещество, входящее в состав табачного дыма, не разрушает организм так сильно. Никотин действует преимущественно на нервную, пищеварительную и дыхательную системы. При первом контакте нерва с никотином, нерв агрессивно реагирует и для его раздражения требуется гораздо меньше электрического тока. После нескольких контактов нерва с никотином, нерв привыкает и после некоторого времени раздражается от отсутствия этого яда. По этому принципу и происходит привыкание организма человека к табакокурению. Никотин угнетает клетки головного мозга и всей нервной системы и понижает работоспособность организма. Он и многие другие вещества хорошо растворяются в воде, вместе со слюной они попадают в желудочно-кишечный тракт. Возникают гастрит, потеря аппетита, боли, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки. Зубная эмаль разрушается из-за перепада температур (приблизительно 40°С). Аммиак, кислоты, пиридиновые основания, твердые частицы и другие вещества раздражают слизистые оболочки легких. Составные части дыма попадают в кровь. Наступает кислородное голодание. Особенно страдают нервные клетки, в результате чего при больших дозах наступает паралич и остановка сердца. Раздражая слизистые оболочки легких, нашатырный спирт вызывает безлихорадочный бронхит. В итоге значительно снижается работоспособность легких, и повышается заболеваемость такими болезнями как туберкулез.



2.3. Статистика в мире и в России

Курение табака (никотинизм) – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре. Как не вспомнить Карла Линнея, который на заданный ему однажды вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил: «Животное двуногое, без перьев и курящее».

От болезней, вызванных курением, каждый год в мире (по данным разных источников) умирают от 3,5 до 5 миллионов человек. По прогнозам специалистов, через двадцать лет скорбная цифра достигнет десяти миллионов, оставив далеко позади смертность от СПИДа и в автокатастрофах. Но ужаснее всего, что армию курильщиков активно пополняют подростки.

В России производство сигарет составляет 410 млрд. штук в год.

По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), в России курит: мужчин — 60,2 %; женщин — 21,7 %. Всего курят 43,9 млн взрослых, что составляет почти 40 % населения страны. В возрастной группе от 18 до 44 лет курит почти половина граждан России. 7,3 млн человек начали курить в возрасте моложе 18 лет. Пассивному курению подвергается около 80 процентов населения России — 35 % на работе, 90,5 % — в барах и 78,6 % — в ресторанах. При этом воздействие пассивного курения повышает риск болезни сердца среди некурящих людей на 60 %.

Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14 лет. К 15 годам каждый десятый подросток уже страдает никотиновой зависимостью

Я провел анкетирование среди учащихся 7-11 классов (25 обучающихся). На вопрос «Пробовали ли Вы когда-нибудь курить? Курите ли Вы сейчас?», я получил такой результат: да -3 человека, пробовал, но сейчас не курю – 13, нет – 9.

На вопрос «Сколько сигарет выкуриваете в день?» от 1 до 10 сигарет.




3. Практическая часть

Задачи о курении

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи в данной работе являются средством, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения.

Задача 1

Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.

Решение:

1)75-17= 58 лет (период курения в годах);

2)14х366 дней = 5142 дня (високосные года);

3)44х365 дней = 16060 дней;

4)5142+16060= 21202 дня (период курения в днях);

5)21202х10 сигарет = 212020 сигарет (количество выкуренных сигарет за период курения);

6)212020сигарет : 20= 10601 пачек (количество пачек за период курения);

7)10601 пачек х 70= 742070 рублей (количество денег затраченных на табак в течение периода курения).

Ответ: 742070рублей.

Задача 2

Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 5 минут, а если человек выкуривает в день пачку сигарет, т. е. 20 сигарет, то его жизнь сокращается в день на 100 минут, в месяц на 50 часов, в год на 25 суток. Продолжительность жизни 70 лет. Сколько лет жизни теряет человек из- за привычки курить?

Решение:

1)5х20=100 мин. в день
2) 100х30=3000мин.= 50 часов в месяц
3) 50х12 =600 часов = 25 суток в год
4) 25х70 = 1750суток = 5 лет жизни теряет человек из- за привычки курить. Ответ: 5 лет.

Задача 3

При курении учащается сердцебиение. Это отмечается уже после первых затяжек. Известно, что у здорового человека сердце сокращается в среднем 70 раз в минуту, при курении сердцебиение увеличивается до 90 ударов в минуту. Определить на сколько процентов увеличилось сердцебиение?

Решение:

  1. 90 – 70 = 20(на столько ударов увеличилось)

  2. 20 : 70 · 100% ≈ 29(%)

Ответ: на 29% увеличилось сердцебиение у курильщика.


Задача 4

В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)?

Решение:

2кг = 2000 г

1)2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе

2)2 · 20 = 40 (г) бензопирена в 1 пачке

Ответ: 40 г. бензопирена в 1 пачке папирос

Задача 5

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 60 лет?

Решение:

  1. 15% = 0,15

  2. 0,15· 60 = 9 (лет)

Ответ: на 9 лет сокращают свою жизнь курящие дети

Задача 6

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба. Ответ округлите до единиц.
Решение:

  1. 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5 (%)- если курит папа.

  2. 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5 (%) –если курит мама.

  3. (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11 (%)- если курят оба.

Ответ: а) 3,5 % б) 7,5 % в) 11%

Задача 7

В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной

кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина;
окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ 2/3 от количества окиси углерода.
Решение:

  1. 2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%) ─ синильной кислоты ;

  2. 2 ∙ 7,5 = 15 (%) ─ табачного дёгтя;

  3. 0,6 ∙ 15 = 9 (%) ─ окиси углерода;

  4. 2/3∙ 9 = 6 (%) ─ полония.

Ответ: 1%, 15%, 9%, 6%

Задача №8

Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Решение:

1)5 ∙ 15 = 75 (мг) ─ содержится никотина в 15 сигаретах

2) 20% = 0,2; 75 ∙ 0,2 = 15 (мг) - примет человек за один день.

Ответ: 15 мг.

Задача №9

Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?
Решение:

  1. 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг- потеряет ученик;

  2. 125 – 25 = 100 мг – останется.

Ответ: 100мг.

Задача 10

До курения спортсмен попадал в цель 200 раз. После курения 1 сигареты на 15 % уменьшилось попадание в цель. Сколько раз он попал в цель?

Решение:

15% = 0,15

  1. 200 · 0,15 = 30(раз) – 15%

  2. 200 - 30= 170 (раз).

Ответ: 170 раз.

Задачи о вреде курения показали:

  • На 9 лет уменьшают свою жизнь курящие дети;

  • На 29% чаще сокращается сердце человека

  • 40 г. бензопирена в 1 пачке папирос

  • 15 мг. никотина принимает курящий в день

  • 11% теряет в весе новорожденный у курящих родителей

  • 1(%) ─ синильной кислоты ; 15 (%) ─ табачного дёгтя; 9 (%) ─ окиси углерода; 6 (%) ─ полония в одной сигарете.




4.Заключение

Изучив, литературу я много интересного и полезного узнал для себя. А решение задач о курении не только обучают математике, но и ведут профилактическую работу против курения. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно. О том, что с каждым днем все большее количество детей подвержено вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркотикам – знают все. Это уже становится проблемой общества. Поэтому целью нашего исследования стала проблема курения. Проведя обработку данных по этой теме, можно сделать вывод, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги: применение в действии закона о штрафах за курение, личный пример взрослых, понятие и осмысление вреда курения для здоровья.

















5. Литература

1. Ахметова И.Ф. и др. «Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы» - М. 2003.

2. http://protivkureniya.ru/

3. http://www.kmgb1.ru/statya_o_vrede_kureniya.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!