МАТЕМАТИКА
УРОК № 121 2
ТЕМА: Конкретный смысл действия деления.
Цель: познакомить с арифметическим действием – делением, с задачами, которые решаются делением; развивать вычислительные навыки; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают: знак арифметического действия деления; как записать выражение действием деления; названия компонентов действия умножения; переместительный закон умножения, понимают его суть; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; отличительные особенности задачи; умеют: записывать решение задачи посредством действия деления; находить произведение, применяя переместительный закон умножения; читать частные, читать произведения, используя названия компонентов действия умножения, и решать их, заменяя умножение сложением, а также, опираясь на предыдущее произведение, заменять суммы, состоящие из одинаковых слагаемых, произведениями; складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи, обратные данной; составлять равенства и неравенства из данных числовых выражений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к проявлению волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; выделяют необходимую информацию, сравнивают, устанавливают закономерности, делают выводы; коммуникативные: знают правила ведения диалога; умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивация к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока:
Орг. этап
Актуализация знаний
1)Каллиграфическая минутка. 5 6
Математический диктант
Запиши число, которое на 6 меньше, чем число 20.
Найди разность чисел 16 и 8.
Число 30 увеличь на 60.
Уменьшаемое - 19, разность – 8. Чему равно вычитаемое?
Число 14 уменьши на 8.
2)Устный счет.
1. Заполните пустые клетки так, чтобы получился «магический квадрат».
Решение:
2. Какое выражение лишнее?
2 + 2 + 2 + 2 3 + 3 + 2 + 4
3 + 3 + 3 + 3 4 + 4 + 4
(«Лишними» могут быть следующие выражения:
2 + 2 + 2 + 2, так как значение данного выражения равно 8, а значения остальных выражений равны 12;
3 + 3 + 2 + 4, так как в данном выражении действие сложения нельзя заменить действием умножения, а во всех остальных можно;
4 + 4 + 4, так как в данной сумме три слагаемых, а в остальных суммах – четыре.)
III. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
1. Практическая работа.
1) 12 тетрадей нужно раздать трем ученикам поровну. Сколько тетрадей получит каждый?
2) 10 карандашей нужно раздать 2 ученикам поровну. Сколько карандашей получит каждый?
Под руководством учителя ученики выполняют такие действия: сначала раздают по одной тетради каждому из трех учеников, из оставшихся тетрадей опять раздают по одной тетради каждому и т. д. Затем считают, сколько тетрадей получил каждый из трех учеников. Аналогично раздаются карандаши.
– Что мы делали с тетрадями, карандашами? (Раздавали, делили.)
– Сейчас, когда вы раздавали тетради и карандаши, вы выполняли действие деления.
Деление – это четвертое арифметическое действие, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке и научитесь решать задачи с помощью действия деления.
Деление обозначается знаком : (записывает знак на доске).
2. Работа с учебником.
– Прочитайте задачу (с. 58, «Н»). Сопоставьте текст задачи с рисунком и выражением, записанным ниже.
– Прочитайте задание 1 (с. 58). Что в задаче известно? Что следует узнать?
– Сделайте к задаче рисунок.
Один-два ученика выполняют работу на доске.
– Как записать решение этой задачи? (12 : 3 = 4.)
– Прочитаем решение хором. (Двенадцать разделить на три, получится четыре.)
физкультминутка
IV. Работа над задачами.
Фронтально разбирается задача 3 (с. 58).
После того как выделены условие и вопрос, названы данные и искомое числа, обучающиеся составляют краткую запись либо схему (что в данном случае целесообразнее), затем решают задачу самостоятельно.
Далее к данной задаче составляются две обратные:
1-я задача. В автобусе едут 72 пассажира. Из них 22 пассажира стоят, а остальные сидят. Сколько пассажиров сидят в автобусе?
2-я задача. В автобусе едут несколько пассажиров. 50 из них сидят, а 22 стоят. Сколько пассажиров едут в автобусе?
V. Работа с числовыми выражениями.
1. Составление равенств и неравенств из данных выражений.
На доске записаны выражения из задания 2 (с. 58).
– Составьте из данных выражений верные равенства и неравенства.
Выполнение работы:
5 · 2 = 2 · 5 5 · 2
4 · 3 = 3 · 4 4 · 3 2 · 5 И т. д.
2. Решение числовых выражений.
Устно с подробным объяснением выполняется задание 6 (с. 58).
3. Самостоятельная работа.
«Проверь себя» (с. 58).
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали сегодня? Все ли было понятно?
– Чью работу вам хотелось бы отметить? Как вы сегодня работали?
Домашнее задание: с.58 №4,5.