СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в экологии. Обобщение темы "Десятичные дроби и действия с ними"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет метапредметную направленность, посвящен Году Экологии, но при этом является насыщенным в математическом плане

Просмотр содержимого документа
«Математика в экологии. Обобщение темы "Десятичные дроби и действия с ними"»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

«Математика в экологии. Обобщение темы десятичные дроби и действия с ними»

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования детей, для достижения этой цели необходимо непосредственное общение человека с природой, изучение ее законов.

Цели урока:

  • Создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес к изучению математики.

  • На интегрированном уроке показать связь математики с экологией с помощью решения прикладной задачи.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Избежать на уроке ситуации “лишнего”.

  • Воспитывать умение работать самостоятельно.

  • Умение видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, желание помочь.

Развивающие:

  • Развивать социальное сотрудничество: ученик – учитель.

  • Развивать навыки самостоятельной работы и грамотной устной речи.

  • Развивать познавательный интерес к математике через различные формы деятельности на уроке.

Обучающие:

  • Повторить определение экологии и ознакомит учеников с некоторыми аспектами темы “Лес и сохранение окружающей среды., ”.

  • Повторить по математике темы: «Десятичные дроби и действия с ними», “Формулы”, “Степень числа”, “Решение уравнения”.

  • Обучить прикладному применению темы “Формулы” при решении задачи с экологической тематикой.

  • Закрепить вычислительные навыки.

ТИП УРОКА: урок-практикум.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Вид урока: бинарный урок.

Ход урока.

I. Организационный момент II. Проверка выполнения домашнего задания

(учащимся было дано задание подготовить рисунки на тему: «Охраняй и береги природу»).

III. Обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний

Урок сопровождается презентацией, в которой использованы фотографии кабинета математики, школы, школьного двора, соседнего леса. Всё это близко и знакомо ученикам, что и усиливает интерес к уроку.



ЗВОН КОЛОКОЛОВ:

Моя планета человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава океан,
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где травы шепчут, больше не могу.
Вот она планета летит, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет, все еще людям верит.
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.

IV. Устный счёт 

ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА:

1. Какие числа употребляются при счете?

  • природные

  • искусственные

  • натуральные

  • математические

2. Какими бывают современные фотоаппараты?

  • числовые

  • цифровые

  • формульные

  • дробные

3. Что выкидывает человек, совершая странный поступок?

  • цифру

  • число

  • формулу

  • номер

4. На сколько лет снижается жизнь в больших городах?

  • 1-2 года

  • 4-8 лет

  • 10-12 лет

  • 13-15 лет

5. Как начинается фраза из песенки “…- ЭТО ВСЕМ ИЗВЕСТНО В ЦЕЛОМ МИРЕ!”?

  • Пятью пять – двадцать пять

  • Шестью шесть – тридцать шесть

  • Дважды два – четыре

  • Трижды три - девять

6. Почему вредны сотовые телефоны?

  • Отвлекают на уроках

  • Сердят учителей

  • Создают вредные излучения

  • Приводят к игромании

7. Как называется известная картина Ф.П. Решетникова?

  • Опять пятерка

  • Опять двойка

  • Опять тройка

  • Опять четверка

8. Что такое “Гринпис”?

  • Независимая международная организация по охране окружающей среды

  • Детская спортивная организация

  • Одна из команд КВН

  • Детская игра.

V. Решаем задачи в тетрадках и опять делаем «экологический» вывод



Учитель: Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах города, потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и слишком многогранная. Пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова писателя Б. Васильева “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

1. В нашей школе завтракают дети из 32 классов. Если в каждом классе найдётся 3 невоспитанных ребёнка, которые бросят бумажки от печенья на пол.

СЛАЙД №1

а) Сколько бумажек будет валяться по школе?
б) Мы хотим, чтобы наша школа походила на свалку мусора?

Слайд № 2

2. На большой перемене на втором этаже бегают и кричат пятиклассники и шестиклассники. К концу перемены шум достиг 80,5 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120,8 децибел?

СЛАЙД № 3

Вывод: По мнению ученых, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно "слушать“ 42 децибела, чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел. А это уровень человеческого шепота! Для сравнения: шум оживленной улицы или громкого разговора – 70 дб.

Слайд №4

3. Дежурные ушли из класса плохо закрыв кран. Зная, что за 1 секунду вытекает 0,01 л воды, посчитайте, сколько воды утечёт: За 1час? За 10 часов? За 20 часов (к тому времени, когда они вернутся)

Слайд № 5

Вывод: На протяжении всей своей истории человечество время от времени страдало из-за нехватки воды. Чтобы не испытывать недостатка в воде даже во время засух, во многих городах и районах стараются ее запасать в водохранилищах и подземных коллекторах, но необходимы и дополнительные сберегающие воду мероприятия, а также её бережный расход.

Слайд№6



4. На школьной аллее 10 молодых деревьев, на каждом дереве 15 веток. Если пятеро друзей будут ежедневно в течении сентября ломать каждый по одной ветке, сколько веток останется на всех деревьях?

Слайд № 7

Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый зелёный в городе ?

Слайд №8

5. У входа в нашу школу 2 большие клумбы и 2 поменьше. На большой клумбе – 120 цветов, на маленькой – 80. В нашей школе 800 учеников. Если каждый второй сорвёт маленький цветочек, что будет с нашей клумбой?

Слайд № 9

Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый красивый в городе?

Слайд № 10

6. В нашей школе 800 человек. Предположим, что каждый второй пришёл без «сменки» и принёс в школу на подошвах всего 0,02 кг. пыли. Предположим, что 4,5 кг пыли остались на полу, и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?

Слайд №11

Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы эта пыль попадала в наши лёгкие?

Слайд №12

7. В нашем поселке живёт около 1000 человек. Представим, что каждый четвёртый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

Слайд № 13

Вывод: Лес – уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 6-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится ,а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км2 леса.

Слайд № 14

Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Что же такое лес?

  • Лес – это природное сообщество. Как лес нам помогает жить?

  • Дети отвечают и анализируют. (запись в тетради)

  • Лес поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит всё живое на земле.

  • Лес испаряет влагу, которая собирается в облаках и выпадает на землю в виде дождей.

  • Лес очиститель загрязнённых вод.

  • Лес служит фильтром для сажи и пыли, то есть очищает атмосферу.

Слайд № 15

Лес это не только украшение земли. Где мы используем лес? Дети рассказывают. Он необходим для бытовых нужд, строительства, для производства мебели и музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и конечно же для производства бумаги. Проведём маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.

8. Вычислить сколько нужно бумаги для того, чтобы обеспечить учебниками математики автора – Н. Я. Виленкина всех учеников нашего класса?

Слайд № 16







VI . ИТОГИ УРОКА

И в завершение нашего урока, сделаем выводы еще раз и ответим, что же нам хотел сказать поэт (Дети читают стихи)

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ПОЭТ (О каких экологических проблемах говорит нам поэт?)

1.

Удобно сотовый иметь, и позвонить и посмотреть.
Но излучает вредный фон любимый нами телефон.
Ты не клади его в карман, клади в портфель.
Звенит - достань!

2.

Играет в ухе целый день, мозги с ума тихонько сходят,
А в 30 лет – глухой как пень, мужчина с аппаратом ходит.
Включили мышкам громко рок, забыли мышки, где кормушки,
Носились вдоль и поперек, еще у них оглохли ушки

3.

Мальчик кнопку нажал, засветился экран
Обо всем позабыл этот наш мальчуган.
Виртуальная жизнь, там драконы живут.
Там воюют, стреляют и пачками мрут.
Пять часов не вставал, и заныла спина.
Неподвижно и тупо сидела она.
Мышцы, как макароны, устали глаза
Видно надо спасать пропадет егоза.
А на улице солнце и на поле футбол.
Ну-ка быстро вставай, в руки мяч и пошел.

4.

Да, телевиденье шагнуло далеко. Кинотеатр дома, как награда.
По сто каналов смотрим мы легко. Вот – пульт.
С дивана нам вставать не надо.
Вампиры, кровь и взрыв стены, ужастиков насмотрятся детишки.
Потом такие ночью снятся сны! Скучает мяч, лежат без дела книжки.

5.

Кто-то спичку зажег, закурить захотел,
И маленький факел в траву полетел.
Загорелась трава. Пал как порох пылал.
Ветер пламя понес, солнца дым застилал.
И жучки с паучками сгорели тогда,
И зверушки бежали, не зная куда.
Птицы в ужасе ввысь улетали во мгле
И сгорали птенцы на горящей земле.
Пал до леса дошел, запылала сосна,
Как руками ветвями взмахнула она.
Треск и вой, дым и ужас, горят небеса!
И осталась пустыня, где были леса.



7. Домашнее задание

Придумать 4 задачи, решение которых помогло бы нам оценить вред, наносимый нами окружающей природе.


8