муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24
с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И.» городского округа Самара
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №___________ От «_____»_________2021г. ПредседательМО___________ О.А.Захарова | ПРОВЕРЕНО Зам. директора по НМР МБОУ Школы № 24 г.о. Самара ___________А.Г.Соловьева «_____»____________2021г. | |
Учебно – методическое планирование спецкурса
«Математика вокруг нас»
на 2021 учебный год
(начальное общее образование)
Класс: 1 Б
Учитель: Захарова О.А.
Количество часов: в неделю 2; всего за год – 33
Авторская программа: «Математика вокруг нас». О.А. Захарова, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурсов «Математика вокруг нас» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 7-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа спецкурсов «Математика вокруг нас» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 2 часа в неделю - 68 часов в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика вокруг нас» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Дроби. Сравнение дробей.
Площадь. Единицы площади.
Проценты. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая и пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения спецкурса «Математика вокруг нас» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- МИФ (Математическая игра)
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения |
план | факт |
1. | Математика – это интересно | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | | |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы- полненной работы. | | |
3. | Путешествие точки | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | | |
4. | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль. | | |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол- ненной работы. | | |
6 | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник- новения линейки. | | |
7 | Праздник числа 10 | 1 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле- ние примеров: поиск цифры, которая скрыта. | | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча- стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав- ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | | |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | | |
10 | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль. | | |
11-12 | Конструкторы лего | 2 | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал- горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст- венному замыслу. | | |
13 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность. | | |
14 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | | |
15-16 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен- ной работы. | | |
17 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | | |
18 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | | |
19 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». | | |
20 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | | |
21-22 | Математическая карусель | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го- ловоломки, занимательные задачи. | | |
23 | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | | |
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. | | |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за- данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен- ной работы. | | |
26 | Игры с кубиками | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх- них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер- вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. | | |
27 | Математическое путешествие | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер- вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи- тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. | | |
28 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | | |
29 | Секреты задач | 1 | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | | |
30 | Математическая карусель | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | | |
31 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | | |
32 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». | | |
33 | КВН «Математика – Царица наук» | 1 | | | |
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения |
| |
1-2 | «Удивительная снежинка» | 2 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | | |
3-4 | Иrpa«Крестики-нолики» | 2 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | | |
5-6 | Математические игры | 2 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | | |
7-8 | Прятки с фигурами | 2 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | | |
9-10 | Секреты задач | | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | | |
11-12 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | | |
13-14 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | | |
15-16 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | | |
17-18 | «Шаг в будущее» | 2 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | | |
19-20 | Геометрия вокруг нас | 2 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | | |
21-22 | Путешествие точки | 2 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | | |
23-24 | «Шаг в будущее» | 2 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | | |
25-26 | Тайны окружности | 2 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | | |
27-28 | Математическое путешествие | 2 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | | |
29-30 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | | |
31-32 | Математические игры | 2 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | | |
33-34 | «Часы нас будят по утрам...» | 2 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | | |
35-36 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Задания на разрезание и составление фигур. | | |
37-38 | Головоломки | 2 | Расшифровка закодированных слов. | | |
39-40 | Секреты задач | 2 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | | |
41-42 | «Что скрывает сорока?» | 2 | Решение и составление ребусов, | | |
43-44 | Интеллектуальная разминка | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | | |
45-46 | Дважды два — четыре | 2 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | | |
47-48 | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | | |
49-50 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | | |
51-52 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | | |
53-54 | Составь квадрат . | 2 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | | |
55-56 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | | |
57-58 | Математические фокусы | 2 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | | |
59-60 | Математическая эстафета | 2 | Решение олимпиадных задач | | |
61-62 | Углы. Многоугольники. | 2 | Периметр многоугольника | | |
63-64 | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 2 | Задачи повышенной сложности | | |
65-66 | Решение задач с многовариантными решениями. | 2 | Решение нестандартных задач | | |
67 | Игра «Поле чудес» | 1 | Познавательные задачи | | |
68 | Интеллектуальный марафон | 1 | Оригинальные задачи | | |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения |
план | факт |
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1нед | |
2-3 | Повторение материала, изученного во 2-м классе | 2 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | 1нед 2нед | |
4-5 | Графический диктант | 2 | Работа в группах: решение задач; математический диктант | 2нед 3нед | |
6-7 | Римские цифры. | 2 | Упражнения, игры, задачи. | 3нед 4нед | |
8-10 | В царстве смекалки | 3 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 4нед-5нед | |
11-12 | Бесконечный ряд загадок | 2 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон- струирование». | 6нед | |
13-15 | Задачи с изменением вопроса | 3 | Работа в группах. Проверка выполненной работы. | 7нед 8нед | |
16-17 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 8нед 9нед | |
18-19 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 9нед 10 нед | |
20-21 | Математические фокусы | 2 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | 10нед 11нед | |
22-24 | Конкурс знатоков. Математические горки. | 3 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол- шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | 11нед-12нед | |
25-26 | Как люди научились считать | 2 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | 13нед | |
27-28 | Математическая копилка | 2 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач. | 14нед | |
29-30 | Математическое путешествие | 2 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав- ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 | 15нед | |
31-32 | Километр. | 2 | Единицы длины. Составление карты путешествия: на опре- делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | 16нед | |
33-34 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку). | 17нед | |
35-37 | В царстве смекалки | 3 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 18нед 19нед | |
38-39 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 19нед 20нед | |
41-42 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | 20нед 21нед | |
43-44 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 21нед 22нед | |
45-46 | Математическое оригами | 2 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 22нед 23нед | |
47-49 | Время. Часы. | 3 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | 23нед 24нед | |
50-51 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда. | 25нед | |
52-53 | Конкурс смекалки | 2 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | 26нед | |
54-55 | Как люди научились мерить | 2 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | 27нед | |
56-57 | Математические фокусы | 2 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 28нед | |
58-59 | Копилка математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | 29нед | |
60-62 | «Кенгуру»- конкурс математических решений | 3 | Открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 30нед 31нед | |
63-64 | Бесконечный ряд логических задач | 2 | Упражнения, игры, задачи | 31нед 32нед | |
65-66 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи | 2 | Работа с презентацией | 32нед 33нед | |
67-68 | Интересные приемы устного счёта | 2 | Решение заданий творческого характера | 33нед 34нед | |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения |
план | факт |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | | |
2-3 | Ох, уж эти неравенства! | 2 | Решение примеров "с дырками" | | |
4-5 | В мире математических задач. | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до- казательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | | |
6-7 | Из истории дробей | 2 | Выполнение заданий презентации | | |
8-9 | Римские цифры | 2 | Занимательные задания с римскими цифрами. | | |
10-11 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку, какуро). | | |
12-13 | Секреты задач | 2 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | | |
14-15 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | | |
16-17 | Математический марафон | 2 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | | |
18-19 | Алгоритмы с ветвлением. | 2 | Работа с алгоритмами. Проверка выполненной работы. | | |
20-21 | Алгоритмы с повторениями | 2 | Работа с алгоритмами. Проверка выполненной работы. | | |
22-23 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | | |
24-25 | Дроби. Сравнение дробей. | 1 | Работа в группах | | |
26-28 | Час веселой геометрии | 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь- ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса- эдр (по выбору учащихся). | | |
29-30 | Математическая копилка | 2 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач. | | |
31-32 | Деление и дроби. | 2 | | | |
33-34 | Задачи на части (проценты). | 2 | Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | | |
35-36 | Решай, отгадывай, считай | 2 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | | |
37-39 | Задачи на движение | 3 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | | |
40-41 | Деление на двузначное число. | 2 | Алгоритм деления многозначных чисел | | |
42-43 | Старинные задачи. | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | | |
44-45 | Круговые, столбчатые и линейные диаграммы | 2 | Первичное представление о круговых, линейных и столбчатых диаграммах. | | |
46-47 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | | |
48-49 | Многоцветие русской головоломки | 2 | Решение логических, нестандартных задач. | | |
50-51 | Галерея числовых диковинок | 2 | Решение задач с именованными величинами | | |
52-53 | Геометрические фигуры вокруг нас | 2 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | | |
54-55 | Математический лабиринт | 2 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | | |
56-57 | Кросс - суммы и "магические квадраты". | 2 | решение задач занимательного характера конкурс на лучший ребус | | |
58-59 | Как самому составить «магический квадрат» | 2 | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой конкурс | | |
60-61 | Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать" | 2 | Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Школьная олимпиада. | | |
62-63 | Площадь | 2 | Решение задач повышенной сложности на нахождение площади геометрических фигур. | | |
64-65 | Измерение углов | 2 | Практическая работа | | |
66-67 | Решение занимательных задач | 2 | Решение задач занимательного характера. Конкурс на лучшую газету. | | |
68 | Театрализованная викторина по геометрии | 1 | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | | |
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 2-4 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.