СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для конкурса " Эврика" 4 класс " Берегите зрение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал используется для конкурса " Эврика "в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Материал для конкурса " Эврика" 4 класс " Берегите зрение"»

22



Власенко Илья Александрович

Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 им. Трубилина И.Т.

« Берегите зрение смолоду!»

Научный руководитель: Сердюк Елена Григорьевна


Аннотация.

Данная работа, выполненная учеником 4 класса, Власенко Ильёй, затрагивает такую проблему, как можно дольше сохранить своё зрение, причём беречь его нужно смолоду. На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней среди детей. Однако не стоит забывать, что 95% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза. В современном мире сохранить зрение очень сложно, так как мир весь пронизан компьютерными технологиями. Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых  может снижаться острота зрения.

Е сть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Целью своей работы он поставил: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Для достижения цели он поставил следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме и электронные источники.

  2. Выяснить причины ухудшения зрения.

  3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.









Власенко Илья Александрович

Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 им. Трубилина И.Т.

« Берегите зрение смолоду!»

Научный руководитель: Сердюк Елена Григорьевна


Научная статья

Введение

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум…

Уильям Блейк


Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Именно благодаря глазам мы получаем 95% информации об окружающем мире. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать, какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить.

На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

Придя в школу, я обратил внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках. Проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. В настоящее время снижение зрения учащихся является актуальной проблемой.

В связи с этим тему для своей исследовательской работы мы с мамой выбрали «Берегите зрение смолоду!»

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?


Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.


Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Выяснить причины ухудшения зрения.

  3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

Мною использованы соответствующие методы исследования:

  1. Подбор и анализ литературы.

  2. Практические опыты.

  3. Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.























1 часть.

Строение глаза.

Р азберемся вместе, дети: 
Для чего глаза на свете?  
Почему у всех у нас 
На лице есть пара глаз?


Глаза у Вари — карие, 
У Васи с Верой — серые, 
У маленькой Аленки 
Зеленые глазенки.


Для чего нужны глаза? 
Чтоб текла из них слеза?

Т ы закрой глаза ладошкой, 
Посиди совсем немножко — 
Сразу сделалось темно:  
Где кроватка, где окно? 
Странно, скучно и обидно — 
Ничего вокруг не видно.


И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.


Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Наталия Орлова [3]



Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомился с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

С амое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.


Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.[5]

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки в оспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем о пределить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.[1]

Подбирая материал в Интернете, я нашёл интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.


2 часть

О пыт № 1:

Я посадил на стул свою старшую сестру Дашу, направил на нее лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю

лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

М не показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашёл в темную комнату и попробовал увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.[9]

Причины ухудшения зрения


Изучив строение глаза, я понял, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправился за помощью к нашей школьной медсестре. врачу Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 3 класса и 4 класса. В третьем классе (сентябрь 2016г.) 26 ученик из 24 имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. В четвёртом классе (сентябрь 2017 г.) уже только 22 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 4 человек. (Приложение 1)

Далее наша медсестра подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Е сть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с медсестрой, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)

На основе полученных результатов мы с Еленой Григорьевной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

Ещё я прочитал и выявил, какие болезни глаз существуют, и тоже рассказал об этом своим друзьям.

2. Болезни глаз

При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Изображение букв не попадает на желтое пятно, и глазным мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Это обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости.

При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).

Близорукость (миопия) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо-отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.

Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа, для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием.

Особенности глаза активно используются для его же сохранения: при длительном по продолжительности чтении, работе за компьютером, глаз сфокусирован на объекте, находящимся на фиксированном расстоянии, что приводит к снижению его аккомодационной способности и со временем – к снижению остроты зрения.

Астенопия на сегодняшний день является одним из самых распространенных симптомов.

Астенопияпелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах, связанные с продолжительным использованием ПК.

Причины, по которым развивается астенопия, по мнению ученых - медиков:

  • работа на компьютере, независимо от типа монитора;

  • работа, требующая постоянного зрительного внимания;

  • длительное чтение;

  • ежедневный просмотр телепередач;

  • неправильно подобранные очки;

  • неправильно организованное освещение в помещении.

Симптомы астенопии: боль в глазных яблоках, головная боль, ощущение "песка в глазах".

Последствия астенопии: постоянная зрительная нагрузка вызывает перенапряжение мышц глаза.

Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому". Американская ассоциация изучала особенности влияния компьютера на зрение детей. Были сделаны следующие выводы:

  • Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

  • Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.

  • Дети могут выдерживать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимания на усталость глаз. Если же на экране высвёчивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от ПК несколько часов подряд.

  • Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы.

Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата.

Первые признаки нарушения зрения:

  • Покраснение глаз.

  • Снижение остроты зрения.

  • Двоение предметов.

  • Быстрая утомляемость глаз.

  • Боли в области глазниц и лба.

  • Чувство жжения в глазах.

Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости. Из всего этого мы нашли правила, которые помогут бережно относиться к зрению.


Правила бережного отношения к зрению


Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.


  1. Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

  2. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

  3. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

  4. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

  5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

  6. Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

  7. Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

  8. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила наша школьная медсестра

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

  3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

  4. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.[7]


В сети «Интернет» я нашёл электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули. [8]






И несколько упражнений для глаз, которые я предложил учителю и ребятам, которые мы теперь делаем на уроках, чтобы глаза не уставали.

Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

















Власенко Илья Александрович

Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 им. Трубилина И.Т.

« Берегите зрение смолоду!»

Научный руководитель: Сердюк Елена Григорьевна


Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.


Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!

Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ! 






















Литература


  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144


  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232


  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/


  1. http://www.lekron.ru/


  1. http://www.medpulse.ru/


  1. http://www.sila-priroda.ru/


  1. http://www.studm.md/


  1. http://www.viki.rdf.ru/


  1. http://www.zrenimed.com/




















Приложение 1



Результаты проверки зрения


Количество детей

3 класс

начало учебного года

(сентябрь 2016г.)

4 класс

начало учебного года

(сентябрь 2017 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

26 учеников


24



2



22



4



































Приложение2



Приложение 3



Анкета «Как я забочусь о своих глазах»


Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

17

9

2. Делаю перерывы во время чтения.

15

11

3. Слежу за посадкой при письме.

13

13

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

22

4

5. Делаю гимнастику для глаз.

9

17

6. Часто бываю на свежем воздухе.

24

2

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

19

7

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9

17

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

26

26

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

4

22