СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для консультации "Пересказ рассказа с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к консультации

Просмотр содержимого документа
«Материал для консультации "Пересказ рассказа с детьми"»

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведе­ния, в нем используется готовый авторский сюжет и гото­вые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отра­женная речь с известной долей самостоятельности.

Схема обучения пересказу:

    1. выбор текстов для пересказа;

    2. подготовительная работа;

    3. непосредственное обучение пересказу

Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиаль­ное значение.

Сложились определенные критерии отбора произведений:

      1. сравнительно небольшой объем произведения (с тен­денцией постепенного увеличения);

      2. доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;

      3. четкость композиции;

      4. простота сюжета (как правило, с одной сюжетной ли­нией);

      5. доступность языка;

      6. высокая нравственность содержания;

      7. высокая художественность текста. Неоценимым кладезем для эффективной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В. Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К. Д. Ушинского, JI. Н. Толстого...


Примерный перечень произведений, которые могут быть использованы для обучения пересказу (выборочно):

В. Сутеев:

«Три котенка», «Кто сказал «мяу»?», «Цыпленок и уте­нок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Разные коле­са», «Под грибом».

В. Бианки:

«Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Черная лиси­ца», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».

Е. Чарушин:

«Волчишка», «Медведь», Заяц», «Курочка».

М. Пришвин:

«Золотойлуг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».

И. Соколов-Микитов:

«В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».

Н. Сладкое:

«Отчаянный заяц», «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачи­вали».

К. Д. Ушинский:

«Бишка», Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «Лекарство», «Сила не право».

JI. Н. Толстой:

«Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».

К. И. Чуковский:

«Цыпленок», «Путаница».

Русские народные сказки:

«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «Лиса и журавль» и др.

Подготовительная работа - это интеллектуальная, обра­зовательная, психологическая и речевая подготовка де­тей к обучению пересказу.

Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу.

Содержание подготовительной работы:

        1. знакомство с материалом, связанным с темой и со­держанием рассказа

(выполняется логопедом и воспитателями);

        1. рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме

(с воспитателями, логопедом и родителями);

        1. наблюдения в природе и окружающей жизни

(с воспитателями и родителями);

        1. рисование, аппликация, лепка, поделки по содержа­нию рассказа

(выполняют с детьми воспитатели, привлекаются родители);

        1. лексико-грамматические упражнения на лексичес­ком и грамматическом материале рассказа

(выполняют логопед и воспитатели по заданию логопеда);

        1. материальное обеспечение (оборудование) к занятию

(готовит логопед);

        1. заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов и т.д., способствую­щих пониманию содержания рассказа

(с логопедом, воспитателями и родителями).

III. Непосредственное обучение пересказу, последователь­ность работы, методы и приемы.

          1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоцио­нальное и художественное восприятие детьми.

Проведение первого чтения возможно как во время за­нятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателя­ми в свободное время.

          1. Второе чтение произведения с установкой на запоми­нание с последующим пересказом проводит логопед непос­редственно на занятии по обучению пересказу.

          2. Беседа по содержанию (вначале это только ответы де­тей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овла­дения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе ста­новится более активной).

Цель беседы - усвоение содержания произведения.

Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия (импро­визация недопустима).

Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке, способствуют раз­витию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера - установ­ление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе (сказ-

ке), понимание смысла произведения, замысла авто­ра, развитие логического мышления.

Кроме выше названных репродуктивных, поисковых и проблемных вопросов, существуют вопросы и репли­ки, направленные на выделение, акцентирование внимания детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических кон­струкциях. Эти вопросы используются как в ходе беседы по содержанию, так и в качестве отдельных приемов работы над текстом.

4. Приемы работы над текстом произведения:

а) рассматривание иллюстраций, картинок;

б) выстраивание в логической последовательности се­рии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

в) придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста;

г) выделение из текста фраз к каждой картинке;

д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, за­учивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, за­чинов, прямой речи героев и действующих лиц);

е), лексико-грамматические упражнения по тексту про­изведения:

выделение из текста произведений признаков и дей­ствий предметов;

подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

ж) обсуждение составленных предложений и выбор наи­более удачных вариантов.

            1. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составле­ние плана.

            1. Работа с планом:

а) логопед предлагает готовый план - в этом случае пун­кты предложенного плана соотносятся с соответству­ющими отрывками (частями) текста;

б) план составляется на занятии коллективно в соответ­ствии со смысловыми отрывками произведения: выделяется главная мысль каждой части и оформля­ется фразой, возможны, даже желательны разные ва­рианты, которые обсуждаются с детьми, затем отби­рается наиболее удачный вариант пункта плана;

в) при составлении плана могут использоваться в каче­стве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы (так называемый картинный план);

г) перед составлением плана детям дается установка на его запоминание;

д) после составления план воспроизводится детьми по цепочке с целью закрепления в памяти основных вех текста, последовательности его воспроизведения;

е) форма оформления плана может быть различной:

цитатный план - ключевые, значимые фразы из текста;

вопросительный план - вопросительные предложения, ответы на которые облегчают пересказ, это подска­зывающий план;

повествовательный план - в форме простых двусостав­ных повествовательных предложений (пересказ по этому плану требует большей речевой самостоятель­ности детей);

назывной план - в форме односоставных назывных пред­ложений (работа по назывному плану самая сложная).

Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

Проиллюстрируем это на фрагменте занятия по пере­сказу адаптированного текста басни «Страшный зверь» по JI. Н. Толстому с двумя купюрами для отгадывания деть­ми героев басни в процессе рассказывания басни логопедом.

«Мышонок вышел погулять. Ходил-ходил по двору и при­шёл опять к матери.

  1. Видел я, матушка, во дворе двух зверей: один страш­ный, злой, а другой ласковый, добрый.

  2. Какие это звери? - спросила мать.

  3. Страшный ходит по двору важно, ноги у него чёрные, с большими когтями, нос крючком, глаза навыкате, на голове красный хохол торчит. Крыльями зверь машет, кричит зверь так громко, что я не знал, куда спрятаться от него.

  4. Этот зверь никому зла не делает. Его не бойся. Это ... (Дети, догадайтесь, кого назвала мышка-мать.)

  5. А другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, лапки мягкие, шёрстка пушистая. Лежит он на сол­нышке, лижет свою грудку, лапкой умывается, а хвости­ком чуть движет и на меня глядит ласково.

  6. Глупый ты, глупый. Это сам ... (Догадайтесь, кто это.) »

I вариант плана в форме вопросительных предложений.

    1. Куда ходил маленький мышонок?

    2. Кого мышонок встретил во дворе?

    3. Какой зверь показался мышонку страшным и злым, а какой ласковым и добрым?

    4. Что делал страшный, злой зверь?

    5. Что делал ласковый и добрый?

    6. Что сказала мышонку мышка-мать?

    7. Как она назвала мышонка?

    8. Почему она назвала мышонка глупым?

Вопросы плана - это подсказка: они дают детям для отве­та готовую лексику и форму грамматического оформлении предложения. Последовательно отвечая на пункты вопроси­тельного плана, дети фактически пересказывают текст басни.

II вариант плана в форме назывных предложений:

      1. Прогулка мышонка по двору.

      2. Описание мышонком петуха.

      3. Описание кота мышонком.

      4. Вывод мышки-матери.

Пересказ по II варианту плана требует большей самосто­ятельности детей в подборе лексики, грамматическом офор­млении и конструировании фраз, удержании в памяти дета­лей и подробностей. Он дает ребенку только сюжетную ли­нию басни. Работа по назывному плану возможна при доста­точной продвинутости детей в развитии познавательной деятельности и речи, а также при некотором опыте в пере­сказывании текстов произведений.

7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербаль­ной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

а) иллюстрации к литературным произведениям (на­пример: авторские иллюстрации В. Сутеева к сво­им рассказам, иллюстрации Е. Чарушина к сказке К. И. Чуковского «Цыпленок» и т.д.);

б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.

Виды вербальной опоры:

а) деформированный текст (восстановление деформиро­ванного текста используется на начальном этапе обу­чения пересказу небольших, как правило, нелитера­турных текстов);

б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях - начала каждой значимой фразы (используется при­ем договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

Часто при обучении пересказу сочетаются и зрительные, и вербальные опоры.

Пример использования деформированного текста в ка­честве опоры для пересказа рассказа «Осень» (старшая груп­па, ).

Деформированный текст для восстановления давался детям после второго чтения рассказа.

Деформированный текст

Они хотят собрать краси­вый осенний букет для мамы.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

С клёнов, дубов, берёз па­дают на землю жёлтые, крас­ные осенние листья.

Стоят последние тёплые осенние дни.

Таня и Катя гуляют в осен­нем саду.

Восстановленный текст

Стоят последние теплые осенние дни.

С клёнов, дубов, берёз па­дают на землю жёлтые, крас­ные осенние листья.

Таня и Катя гуляют в осеннем саду.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

Они хотят собрать краси­вый осенний букет для мамы.


Фрагмент занятия на тему Пересказ отрывка из расска­за И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

(Подготовительная группа) Пересказ рассказа по цепочке путем договаривания на­чатых фраз:

Логопед Дети

В последние тёплые осен­ние дни... ...собрались в дальний путь журавли.

Готовясь в далёкий путь, журавли- ...покружили над рекой и родным болотом.

Журавли собрались в стройные косяки и... ...полетели в дальние тёп­лые страны.

В глухом лесу на краю бо­лота... ...остановились они на от­дых.

Ещё до рассвета... ...проснулись журавли, чтобы продолжать путь.

Виды пересказа:

а) коллективный (с обсуждением вариантов фраз);

б) выборный (пересказываются отдельные фрагменты);

в) по цепочке;

г) с элементами драматизации (для пересказа по ролям особенно хороши русские народные сказки, расска­зы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кораблик», «Кто сказал «мяу»?», К.Д. Ушинского «Спор жи­вотных», JI.H. Толстого «Белка и волк», «Ворона и рак», «Три медведя» и др.);,

д) с изменением лица (рассказы В. Бианки «Купание медвежат», М. Пришвина «Золотой луг», И.С. Тур­генева «Воробей» и др.).

Значение пересказа в формировании монологической речи

1. Качественное и количественное обогащение словарно­го запаса.

2. Практика употребления обогащенной лексики в актив­ной речи.

3.Формирование грамматического строя, закрепление ис­пользования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

4.Усвоение структуры связных высказываний(рассказов ), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.

5.Развитие способности к речевому самоконтролю.

6.Воспитание чувства языка, языкового чутья, внима­ния к слову, грамматическому, синтаксическому оформле­нию речи.

7.Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного на­родного творчества.

8.Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процес­сов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

9.Неоценимо значение пересказа для закрепления пра­вильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.