Педагогический совет «Формирование и развитие универсальных учебных действий в свете реализации ФГОС НОО и ООО»
12 января 2015 года
Универсальные учебные действия– «центр тяжести стандарта»
Они создают условия развития личности и ее самореализации, обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения
« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К . Д. Ушинский
Понятие УУД
(в широком смысле)
Умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта
Понятие УУД
(в узком смысле)
Метапредметные результаты –
обобщенные способы деятельности ,
освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов
Универсальные учебные действия (УУД)
Обеспечивают возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения
Создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации
Обеспечивают успешное усвоение знаний , формирование умений, навыков и компетентностей
Виды УУД
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
РАЗЛИЧИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО
- Усложнение понятия УУД;
- Другая структура личностных УУД;
- Больший объем и сложность УУД.
Личностные УУД
НОО
ООО
- Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка)
- Самоопределение (развитие Я – концепции и самоидентификации личности, формирование гражданской идентичности, формирование адекватной самооценки и чувствительность к внешней оценке)
- Смыслообразование (развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель)
- Нравственно – эстетическое оценивание (мировоззренческий аспект)
- Смыслообразование (формирование мотивационной сферы личности)
- Нравственно – эстетическое оценивание (нравственно-эстетическая ориентация)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Регулятивные действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Методы , приемы, формы, НАЦЕЛЕННЫЕ НА РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Упражнение «Образец и правило»
- Упражнение «Найди и исправь ошибку»
- Упражнение «Найди общее и различия»
- Создание зоны «Знаю-не знаю»
- «Светофор»
- «Неполная информация»
- «Лови ошибку»
- Листы самоконтроля и самооценки
- Исследовательская и проектная деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
способствуют формированию познавательной цели,
применению методов информационного поиска
(используя знаково- символические средства) ,
осуществлению познавательных процессов
(анализ, синтез, сравнение, классификация)
Методы, приемы, формы , НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Мозговой штурм
- «Толстые» и «тонкие» вопросы
- «Верные-неверные ответы»
- «Древо предсказаний»
- Оценочное окно
- Сравнение версий
- «Если бы…»
- «Ключевое слово»
- Смысловые ассоциации
- «Закончи предложение»
- Моделирование ситуации
- Побуждающий диалог
- Исследовательская и проектная деятельность
- З адания, сопровождаемые инструкцией:
« Сравни …»
« Разбей на группы …»
« Найди истинное высказывание …»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД обеспечивают социальную компетентность
в общении,
взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Методы, приемы, формы , НАЦЕЛЕННЫЕ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Работа в парах и группах
- Обмен информацией
- Анализ ответов одноклассников
- Постановка вопросов на понимание высказывания, уточняющих вопросов
- Диспут, дискуссия, дебаты
- Проблемный диалог
- Прием «Синема»
- Проигрывание ситуаций и ролей
- Взаимообучение и взаимопроверка
- Исследовательская и проектная деятельность
- все задания, сопровождаемые инструкцией:
«Объясни…»
«Докажи…»
«Обоснуй свое мнение… »
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях
Методы, приемы, формы , НАЦЕЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценка поступков
- Столкновение мнений
- Проигрывание ролей в определенной ситуации
- Прогнозирование поступков и их последствий
- Создание идеальных образцов, эталонов
- Создание и решение проблемной ситуации
- Самооценка своей деятельности
- Ролевая игра
- Диспут, дискуссия, дебаты
- Исследовательская и проектная деятельность
Проектные технологии
Личностные УУД
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
Познавательные УУД
(информационный поиск)
( оценка своих возможностей, осознание своих интересов, осознанный выбор )
Регулятивные УУД
(планирование деятельности, времени, ресурсов)
Регулятивные УУД
(планирование деятельности, времени, ресурсов)
Регулятивные УУД
(планирование деятельности, времени, ресурсов)
Регулятивные УУД
(планирование деятельности, времени, ресурсов)
Регулятивные УУД
(планирование деятельности, времени, ресурсов)
Коммуникативные УУД
( умение взаимодействовать с партнёрами )
Коммуникативные УУД
( умение взаимодействовать с партнёрами )
Коммуникативные УУД
( умение взаимодействовать с партнёрами )
Позиционирование педагога
- организатор
- дирижер
- участник
- помощник
- стимулятор
- товарищ
- источник знаний
- образец
- плановик
- контролер
- судья
"Новое надобно создавать в поте лица, а старое само продолжит существовать и твёрдо держится на костылях привычки» А.И. Герцен
УСПЕХОВ!
ТВОРЧЕСКИХ
И
ТЕРПЕНИЯ