1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид ответственности | особенность |
Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) правонарушение
2) отклонение
3) социальный статус
4) проступок
5) мобильность
6) преступление
4. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение результатов
4) открытость рациональной критике любого положения
5) опора на данные опыта чувственного познания
5. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук:
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | Функции науки |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | | 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
6. Страна Z находится на этапе становления и развития информационного общества. Какие факты свидетельствуют об этом?
1) В стране принята программа внедрения компьютерных технологий в систему предоставления государственных услуг.
2) Кино- и музыкальные критики отмечают, что в стране формируется особая, массовая культура.
3) В государстве проводится обновление и переоборудование объектов телерадиовещания на цифровой формат.
4) Согласно исследованиям, более 60 % трудоспособного населения страны заняты в сфере услуг.
5) В сельском хозяйстве страны отсутствует фермерское производство, нет крупных хозяйств, преобладает ручной труд.
6) Для социальной структуры страны Z характерно формирование новых классов: буржуазии и пролетариата.
7. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите характеристики данного рынка
1) рынок средств производства
2) монополия
3) местный рынок
4) рынок услуг
5) олигополистический рынок
6) фондовый рынок
8. Установите соответствие между примерами и видами налогов:
ПРИМЕР | | ВИД НАЛОГА |
А) налог на имущество физических лиц Б) акцизный сбор В) транспортный налог Г) налог на доходы физических лиц Д) таможенный сбор | | 1) прямые 2) косвенные |
9. Директор фирмы Z принял решение об открытии новой линии производства. Что может свидетельствовать о том, что речь идёт об интенсивном экономическом росте фирмы Z?
1) применение ресурсосберегающих технологий
2) рост объёмов потребляемого сырья
3) открытие нескольких сборочных линий
4) переобучение сотрудников
5) внедрение в производство научных разработок
6) увеличение штата рабочих
10. Ha графике отражена ситуация на рынке мяса и мясных продуктов: кривая предложения переместилась из положения S в S1 (Р — цена товара‚ Q — количество товара).Какие из факторов могут вызвать такое изменение?

1) рост числа производителей мясных продуктов
2) увеличение доходов потребителей
3) снижение налогов с производителей мясных продуктов
4) известие об эпидемическом заболевании животных
5) сокращение поголовья скота в фермерских хозяйствах
11. Найдите примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций
1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5) Выступление учеников 10 класса на празднике вызвало аплодисменты.
6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
12. В странах Z и Y учёные проводили. опросы. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе таблицы

1) B стране Y, в отличие от страны Z, пропорциональная система налогообложения.
2) В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в стране Y.
3) B обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.
4) В стране Z, в отличие от страны Y, законы предусматривают более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов.
5) Равные доли опрошенных обеих стран платят налоги, так как за их счёт финансируется здравоохранение и образование.
13. Выберите верные суждения о формах политического участия граждан в демократическом обществе
1) выступление на научно-практической конференции
2) участие в избирательной кампании
3) членство в волонтёрской организации
4) участие в референдуме
5) осуществление руководящей политико-идеологической деятельности
14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся:
ВОПРОСЫ | | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
А) судоустройство, прокуратура Б) координация вопросов здравоохранения В) адвокатура, нотариат Г) государственные награды и почётные звания РФ Д) защита семьи, материнства, отцовства и детства | | 1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты РФ |
15. В программе политической партии указано, что целью её деятельности является защита традиционных ценностей. Какие из положений программы указывают на её приверженность консервативной политической идеологии?
1) цель существования государства – благоденствие народа
2) защита и поддержка семьи, основанной на зарегистрированном брачном союзе мужчины и женщины
3) укрепление законности и правопорядка, борьба с коррупцией
4) государственная поддержка религиозных организаций, обеспечение их участия в воспитании подрастающего поколения
5) увеличение финансирования науки и образования, обеспечение доступности медицинской помощи для всех граждан
6) ограничение иммиграции
16. Что относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ?
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы
17. Найдите юридические факты, которые являются событиями.
1) гражданка М. купила в магазине кефир
2) по достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта
3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг
4) супруги К. купили загородный дом в кредит
5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла
18. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к
Организационно-правовые формы юридических лиц | | Виды юридических лиц |
А) производственные кооперативы Б) государственные унитарные предприятия B) общественные фонды Г) товарищества собственников жилья Д) хозяйственные общества | | 1) коммерческие 2) некоммерческие |
19. В районном суде рассматривается дело о краже смартфона гражданином А. из сумки гражданки К. Найдите термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу
1) ответчик
2) уголовный процесс
3) потерпевший
4) истец
5) гражданский процесс
6) обвиняемый
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования ___(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда ___(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную ____(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции ___(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, ____(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение _____(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
1) карательные органы | 2) общественные отношения | 3) свобода человека |
4) поведение людей | 5) индивид | 6) социальные нормы |
7) представления о добре | 8) естественно-природные регуляторы | 9) эстетика |
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение...
Некоторые статусы даны от рождения... Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека...
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные... Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.
21. Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?
22. Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе?
23. На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).
24. Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Перечислите подсистемы политической системы. Раскройте смысл одной любой политической подсистемы.
26. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.
27. В последнее время в России активно обсуждается вопрос, о том что внешний вид должен быть закреплен законодательно. При проведении социологического опроса на вопрос «Внешний вид — это личное дело каждого?» были получены следующие ответы:
Ответ | % |
А) Да, внешний вид — это личное дело каждого Б) Нет, внешний вид должен быть регламентирован В) Затрудняюсь ответить | 1) 73% 2) 25% 3) 2% |
Согласны ли вы с результатами социологического опроса? Является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека? Свой ответ прокомментируйте.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Философия: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно». (П. Лаплас)
Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)
Социология, социальная психология: «Человек - общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)
Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)
Правоведение: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)