Задания для 1 группы:
Ознакомьтесь с текстом ниже, составьте план темы в соответствии с требованиями ЕГЭ
Составьте интеллект-карту по данной теме.
1.16 Понятие общественного прогресса
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация — это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация — застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития.
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).
Задания для 2 группы:
Ознакомьтесь с текстом.
Дополните представленную ниже теорию примерами из курса истории, материалов интернета или СМИ, собственного социального опыта ( примеры прогресса, регресса и стагнации; критериев и путей общественного прогресса); придумайте свои примеры противоречивости общественного прогресса.
1.16 Понятие общественного прогресса
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация — это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация — застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития.
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).
Задания для 3 группы:
1.16 Понятие общественного прогресса
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация — это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация — застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития.
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.
Метод Цицерона. Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника. Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.
Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:
Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.
Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.
Метод пиктограмм. Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков. Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:
Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб
Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.
Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх
Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.
Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.
Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»
Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.
А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.
Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!
Задания для 4 группы:
Задание для 4 группы:
Ознакомьтесь с текстом
Составьте задания формата ЕГЭ на его основе:
а) на множественный выбор; б) на верность суждений; в) на соответствие; г) на иллюстрацию примерами теоретических положений
1.16 Понятие общественного прогресса
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация — это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация — застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития.
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).