СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для работы в подготовительной группе по Лексической теме «Перелетные птицы»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работие представлен материал для планирования проведения занятий по теме Перелетные птицы. Он включает в себя иллюстрации, список художественной литаратуры, упражнения по  развитию моторики. рекомендации родителям.

Просмотр содержимого документа
«Материал для работы в подготовительной группе по Лексической теме «Перелетные птицы»»

Лексическая тема в подготовительной логопедической группе «Перелетные птицы»




ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Предметные картинки по теме.







ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).
Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».











СТИХИ И ЗАГАДКИ.
***
«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь... Подожди!»
«Милые крошки! Из вашей сторонки

РЕКЛАМА

Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидают подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там...»
«Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
И начнет под вешним солнцем
Вся природа оживать...
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!"
А. Плещеев

Улетели, улетели...
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, Улетели и грачи.
Е. Благинина

Перед отлетом
Лопаты не при деле —
Работы нет в саду.
И рано поредели
Дубы в этом году.
Скворечники — пустые,
В них больше нет скворчат,
Скворечники пустые
Среди ветвей торчат.
И понимает каждый,
Что теплым дням конец.
Но осенью однажды
К нам в сад летит скворец.
Скворец!
Смотрите, вот он,
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
А. Барто

Загадки
У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота.
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
(Утка с утятами)



ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Улетают журавли
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, по¬тянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики. До свиданья, до свиданья, журавли! До радост¬ной встречи весною.
По И. Соколову-Микитову

Первыми тронулись в путь
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они уле¬тают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
По Г. Скребицкому


Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ»Р

азвитие мелкой моторики.
Эта птичка — соловей, Дети загибают по одному пальчику на
Эта птичка — воробей, обеих руках.
Эта птичка — совушка,
сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.

Подвижная игра «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ». 

Развитие координации движений
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук — выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.


Подвижная игра «Ласточки летели»Развитие координации речи с движением.
Ласточки летели,
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.







Перелётные птицы

(уметь перечислять перелетных птиц, нарисовать или наклеить их в тетради)

1. “У кого кто” 2. «Чьи крылья?»

У кукушки – кукушонок у журавля – журавлиные

У журавля - журавлёнок  у гуся - …

У лебедя - лебеденок  у соловья - …

У утки - утенок  у лебедя - ...

У аиста – аистенок у утки - ...

У дрозда – дрозденок

У гуся - гусёнок

3. Упражнение «Назови ласково» 

крыло – крылышко птенец – птенчик

перо – перышко клюв – клювик

шея – шейка лапы – лапки

глаз – глазик птенец – птенчик

хвост – хвостик гнездо – гнездышко

4.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

Одна птица, а много… (птиц). Один птенец, а много (птенцов).Одно гнездо, а много (гнёзд). Один грач, а много…(грачей). Один лебедь, а много…(лебедей).

Одна утка, а много…(уток).Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).Один скворец, а много… (скворцов).

5. Развитие связной речи . Пересказ небольших текстов,чтение художественной литературы о перелетных птицах: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка", «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Гадкий утёнок»).

Составление описательных рассказов по схеме: