Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Материал для родителей
«Современные дети: пространство проблем и их решений».
Материал разработала: психолог высшей категории
Е.А.Новоторцева
2021
Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного не случалось.
Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах воспитания в семье и учебных учреждениях. Они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания (на некоторых детей не действуют даже телесные наказания). Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».
Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится все больше? Специалисты называют ряд причин:
- негативные перемены в обществе (реклама, СМИ, пропаганда насилия);
- родители в силу своей занятости недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенностью из чувства вины перед ними;
- родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.
Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены. Родители должны понимать, что только от них зависит, каким вырастут их дети. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские году приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни любое другие учебное заведение не даст ребенку столько, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребенка больше. Но семья может и навредить при использовании неправильных методов воспитания.
Основные проблемные ситуации во взаимоотношениях с современными детьми заключаются в следующем:
- трудно понять, чего хотят современные дети;
- слово «Надо» перестало быть главным, на первый план вышло слово «Хочу»;
- телефон и компьютер – главные члены семьи и друзья для ребенка;
- традиционные методы воспитания больше не действуют;
- образование оторвано от жизни и не имеет практической ценности;
- растет непонимание между взрослыми и детьми;
- детям стало неинтересно либо некомфортно в школе.
Современные дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашему состоянию. Говорите с детьми так, как вы бы хотели, чтобы говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на несколько вопросов:
- Какой меня видит мой ребенок?
- Чувствует ли он, что я его люблю?
- Считает ли он, что я понимаю?
- Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым,, отзывчивым человеком?
- Нравится ли ему, как я с ним говорю?
- Хотела бы я, чтобы он так же говорил со мной?
- Если мы ссоримся, чувствую ли я обиду, злость, то, что он чувствует ко мне?
- Хотела бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так же, как его?
- Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
- Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы вместе занимаемся удовольствием?
Давайте разберемся в причинах «плохого» поведения ребенка и стратегии поведения родителей при этом:
Причина | В чем проявляется | В чем ошибка родителей | Тактика разрешения конфликтной ситуации | Стратегии поведения родителей в целом |
Недостаток внимания | Ребенок назойливо пристает с бессмысленными вопросами. | Ребенку уделяется слишком мало внимания. | Спокойно обсудите с ним проступок и выскажите свое недовольство. | В течение дня выделяйте время для общения. |
Борьба за власть | Ребенок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает). Часто лжет. | Ребенка слишком контролируют, психологически давят. | Уступите. Попробуйте предложить компромисс. | Не пытайтесь его побеждать. Предложите выбор. |
Месть | Ребенок грубит. Жесток по отношению к слабым и младшим. Портит вещи. НЕ реагирует на замечания. | Мелкое, незаметное унижение («Отстань!», «Ты еще маленький!»). | Проанализируйте, в чем кроется причина брошенного вам вызова. | Не мстите ему в ответ. Старайтесь наладить контакт. |
Уклонение | Ребенок отказывается от любых предложений, не хочет ни в чем участвовать. | Чрезмерная опека. Родители делают все за ребенка. | Предложите компромиссное решение. | Поощряйте и хвалите ребенка на каждом этапе. |
Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать, чтобы добиться с ними взаимопонимания:
- Если вы будете кричать на ребенка и приказывать ему, то, скорее всего, получите обратный эффект: ребенок не будет ничего выполнять и даже будет проявлять агрессию;
- детям нужна наша любовь и понимание. Детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет); если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.
- в работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный и действенный метод работы – сотрудничество.
- психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребенком, ему необходимо дать время подумать: если ребенку 4 года – дать 4 минуты, 15 лет - 15 минут и т.д. После этого ребенок психологически готов к беседе со взрослым.
Внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- всегда находить время, которое можно уделить ребенку, поговорить с ним;
- интересоваться проблемами ребенка, вовремя помогать ему, развивать его умения и таланты;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который пока что обладает меньшим жизненным опытом.
На что откликаются современные дети, так это на уважение – уважение к ним как к личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас. Стройте взаимопонимание и теплые отношения на основе доверия к ребенку. Мы часто верим чужим людям, а не своим детям. Не найдя поддержки в нас, они ищут ее в других… Правильно ли мы поступаем? Знайте, что доверие – основное правило. Старайтесь быть примером для своего ребенка. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других. Осуждая ребенка за проступок, вспомните себя в его возрасте. Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова – дайте возможность убедиться ребенку, прав он или не прав.
Памятка для родителей
«Принципы воспитания современных детей»:
- определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Дайте выход их чрезмерной физической энергии. Позвольте ребенку самому устанавливать границы, даже попросите ребенка об этом, и вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок;
- обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности. Предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора. Не говорите с ними свысока. Слушайте их. Проявляйте к ним уважения не меньше, чем к другим своим взрослым родственникам или близким людям;
- Если вы говорите детям, что вы их любите, но при этом относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви. Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет;
- общение с ребенком – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Даже не пытайтесь с ним хитрить!
Советы родителям: как воспитать из ребенка личность.
- воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез;
- имейте терпение и мужество отвечать ребенку честно;
- предоставляйте ребенку жизненное пространство;
- покажите ребенку, что вы любите его и принимаете таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения;
- не сравнивайте ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки;
- помогайте ребенку общаться и находить общий язык с ровесниками;
- не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас;
- не критикуйте ребенка за ошибки;
- включайте ребенка в совместное обсуждение совместных дел;
- со вниманием относитесь к его потребностям;
- снабжайте ребенку всем необходимым для его любимых занятий (книгами, играми и пр.);
- хвалите ребенка за конкретные поступки и делайте это искренне;
- дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
- развивайте в ребенке позитивное восприятие мира;
- поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
Закончить свое выступление хочется следующими словами: «Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме». Взаимопонимания и счастья вам с вашими детьми!
Что почитать родителям:
Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: Книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Гиппенрейтер Ю.Б. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы.
Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем.
Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться.
Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения.
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах.
Шорыгина Т.А. Моя семья.
Храмова Е.Ю. Тайны детской психики: узнайте больше о своем ребенке.
А.Фабер, Э.Мазлиш. Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию
А.Фабер, Э.Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили
А.Фабер, Э.Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили
А.Фабер, Э.Мазлиш. Как говорить, чтобы дети учились
А.Фабер, Э.Мазлиш. Свободные родители, свободные дети.
А.Фабер, Э.Мазлиш. Братья и сестры. Как помочь нашим детям жить дружно