СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для самостоятельной работы учащихся 5 класса с текстом (По рассказу Ю.Яковлева "Солнце с белыми лучами")

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Методическая разработка содержит материал для самостоятельной работы учащихся 5 класса с текстом в рамках дистанционного обучения на примере рассказа Ю.Яковлева "Солнце с белыми лучами" (по предмету "Родная (русская) литература").

Просмотр содержимого документа
«Материал для самостоятельной работы учащихся 5 класса с текстом (По рассказу Ю.Яковлева "Солнце с белыми лучами")»

Домашнее задание по ЛитР для 5 класса

- Прочитайте рассказ Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами».

Старый солдат Ральф рассказывал сказки. У него были любимые сказки, которые он рассказывал по нескольку раз. Но они не надоедали слушателям.

Его сказки отличались тем, что обычно в сказках речь шла о минувших временах, старый же солдат обращался к будущему. Он был скорее фантаст, чем сказочник. — История эта произойдет лет через сто, а может быть, через двести. Дети, вроде вас с Дугом, прибегут однажды домой в страшном возбуждении и, перебивая друг друга, станут рассказывать матери: — Мама, мы нашли странный цветок! — Он растет за домом, около клена с красными листьями. — Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. — Вовсе нет! Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они все еще не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли, им хотелось поскорей все высказать маме. — Он пахнет корицей. — Вовсе нет! Он пахнет солнцем. — Солнцем? — Мама подняла брови, и глаза ее заблестели. — Я не знаю, как пахнет солнце. Разве можно понюхать солнце? — Если наклониться пониже, можно. И на носу остается желтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме — кончики были желтыми. — Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и поочередно вытерла желтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не желтеют. Пойдемте!

И все трое зашагали к клену с красными листьями.

Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Все зависело от того, чьи глаза на него смотрели. — Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Отец?

Мама пожала плечами. — Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто не удивлялся, просто радовались. — Неужели цветы могут появляться сами?! — Только в сказках цветы появляются сами!

Четыре глаза с недоумением смотрели на маму. — Может быть, этот цветок появился по ошибке? — сказала мама. — По ошибке ничего хорошего не получается, — сказали дети. — Наверное, отец решил сделать нам подарок, всем троим.

И они стали ждать отца. И все это время они разглядывали цветок, поливали, заслоняли от яркого солнца. Постепенно все три носа стали желтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля, диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал: — Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Весь остаток дня дети провели около цветка. Приходили соседи, разглядывали незнакомое растение, строили различные предположения о его появлении. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок инопланетянин — семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колесико с желтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с желтыми носами.

А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели ее в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и еще в каком-то далеком, малопонятном времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки накапливаются слезы. — Что с тобой, бабушка? — Может быть, от этого цветка у тебя аллергия? — Тогда мы сорвем его и выбросим. — Нет, нет, — запротестовала бабушка. — Никакой аллергии. Все в порядке. — Почему же у тебя на глазах слезы? — Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и легкой сухой рукой смахнула слезу. — Разве когда вспоминают детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжелое детство? — Нет, — ответила бабушка. — У меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале. — Как же зовут… старого знакомого? — Ромашка, — тихо произнесла бабушка. — Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии? — Она из моего детства.

Слезы снова навернулись на глаза бабушки; у детей и стариков чуть что — слезы. — Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, берега рек. Словно летом неожиданно выпал теплый снег.

Бабушка вспоминала, а детям казалось, что она рассказывает им забавную сказку, в которую сама верит. — Белое колесико с желтой сердцевинкой было живым, оно встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. И от этого жизнь становилась прекрасней. А потом ромашек становилось все меньше. Их стали безжалостно срывать, каждый, кто проходил мимо, срывал. — Зачем?! — четыре непонимающих глаза смотрели на старую женщину, а она молчала, не знала, что ответить.

Она опустилась в траву и низко наклонилась к ромашке. Ее губы шевелились, она что-то шептала своей старой знакомой. Может быть, рассказывала о своей жизни. Неожиданно она оглянулась на детей, и глаза ее стали сухими: — Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Она стала для вас чужой, как инопланетянин. Теперь ромашка уже не вернется. — Вернется, — сказали дети. — Одна ромашка уже вернулась. Мы будем охранять ее, а когда придет осень, соберем семена. И весной вернутся остальные ромашки, и людям будет казаться, что выпал снег… Бабушка, когда ты была молодой, люди не знали, что ромашка — маленькое солнце с белыми лучами. Но теперь они будут знать.

Дети помогли бабушке подняться с травы. Нос у нее был желтый от пыльцы цветка, а глаза светились. И всем троим показалось, что высоко в небе над кленом с красными листьями сияет солнце с белыми лучами, и оно пахнет ромашкой.

Разберитесь в содержании прочитанного.

- Исследуйте текст, отвечая на вопросы устно:

1). В чём особенность жанра произведения? Почему старый солдат Ральф «скорее фантаст, чем сказочник»?

2). «Соберите» по тексту все названия цветка.

3). Сколько ромашек было раньше? Найдите в тексте художественные детали, помогающие определить, какую роль играла ромашка в давние времена.

4). Почему бабушка чувствует вину перед детьми?

5). Почему цветы всегда напоминают людям детство?

6). Найдите в тексте предложение, объясняющее, как и для чего появлялись цветы раньше.

7). Какие проблемы раскрываются в тексте? Выберите нужное: - Проблема красоты - Проблема одиночества - Проблема любви к природе - Проблема старости - Проблема сохранения природы - Проблема любознательности - Проблема ответственности за сохранение природы - Проблема восприятия красоты

- Выполните обязательные задания письменно:

1). В чём разница восприятия цветка окружающими? Каким должен быть человек, который видел в ромашке «белое колёсико с жёлтой сердцевинкой»? Каким должен быть человек, который видел в ромашке «солнце с белыми лучами»? В сказке выделяются несколько образов: дети, мать, отец, бабушка, соседи. Какое восприятие ромашки подходит каждому из героев:

«Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой» - ________________________________ .

«Солнце с белыми лучами» - ______________________________________________.

2). Одной из «сильных позиций» произведения является его концовка. Как Вы можете объяснить финал текста? (объём ответа: 3 – 4 предложения)

3). В чём состоит символический смысл названия произведения Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»? (объём ответа: 2 – 3 предложения). Подсказка: Солнце символ славы, тепла, жизненной силы. Ромашкасимвол детства, скромности и искренности.

- Выполните задание по желанию письменно:

Творческая работа. Вспомните, что такое реклама. Предложите «рекламу» произведению Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами». Можно воспользоваться небольшой подсказкой: сначала составьте «цепочку» из 4 – 5 неожиданных вопросов по тексту (например, Чем пахнет солнце? или Когда снег бывает тёплым?), затем завершите работу фразой: «Если Вы хотите узнать ответы на эти вопросы, прочтите сказку Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»!