Просмотр содержимого документа
«Материал из опыта работы по теме "Проблемы содержания и методики обучения младших школьников русскому языку и литературе" в рамках научно - практической конференции "Реализация ФГОС НОО третьего поколения: изменения стандартов"»
Эта статья посвящена эффективному способу обучения, при котором учитель и ученики совместно изучают учебный материал. Такой подход помогает:
Расширить кругозор детей и обогатить их знания.
Привить уважение к слову и научить внимательно относиться к его значению.
Зажечь интерес к изучению языка и стремление к новым знаниям.
Включить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.
Речь – уникальная способность, отличающая человека. Этот сложный феномен изучается множеством дисциплин, включая лингвистику, психологию, социологию, физиологию, философию, литературоведение и другие.
Развитие речи – это долгий и многоступенчатый процесс, начинающийся с отдельных звуков и постепенно переходящий к построению сложных предложений и связных текстов. Для полноценного развития личности крайне важно научить ребенка говорить, читать, писать и мыслить.
В связи с этим на учителей начальной школы возлагается особая ответственность. Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего интеллектуального развития ребенка и его успешной адаптации в обществе.
При обучении русскому языку и литературному чтению перед учителем стоит задача не только активно развивать все виды речевой деятельности у школьников, но и формировать культуру общения, а также способствовать развитию нравственного и эстетического восприятия окружающего мира.
Коммуникативная направленность обучения является основой для объединения обучения грамоте, русскому языку и литературе в целостную систему. Акцент на речевом общении не отменяет важности изучения языковой системы, а наоборот, делает его более значимым, поскольку возрастает потребность в осознанном выборе языковых средств, понимании их роли и уместном использовании в речи. [2,3]
На уроках русского языка и литературного чтения особенно интересны упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и умения сотрудничать. Они включают в себя различные формы совместной работы: в парах, малых и больших группах. Учащиеся учатся распределять обязанности, вести диалог и осуществлять взаимоконтроль.
Такой подход повышает мотивацию к изучению родного языка и стимулирует потребность в создании собственных речевых произведений. Помимо коммуникативных знаний и умений, помогающих детям понять язык как средство общения, учащиеся получают представление о языке как инструменте познания.
Процесс познания позволяет ребенку совершать собственные открытия при изучении родного языка, находить и осознавать различные формы и средства общения. При формировании речевых понятий и умений необходимо учитывать все этапы познавательной деятельности: практический, образно-символический и знаковый уровни. Поэтому в обучении русскому языку уделяется значительное внимание развитию не только абстрактно-логического, но и образного мышления, а также эмоционально-образного восприятия мира, единству содержания и формы.
Развитие речи невозможно представить без чтения и работы с текстом. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что качественное обучение чтению в начальных классах создает прочную основу для творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь и нравственные качества детей: «Ничто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко...»