СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к учебному занятию по теме "Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал к учебному занятию по теме "Фразеология"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Фразеологические обороты

Тип учебного занятия: комбинированный.

Кол-во часов: 1 час.

Цель: закрепить знания о фразеологических оборотах.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить умения находить фразеологические обороты.

-сформировать умения теоретические знания при выполнении практических заданий.

Развивающие:

-развивать умения находить информацию самостоятельно;

-развивать навыки подбора омонимов, синонимов, антонимов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к языку.



Структурная схема учебного занятия

Дидактическая структура

Задачи

Методическая структура

Время

Методическое обеспечение

1.Организацион-ный этап


Проверка присутствующих, их готовности.

1 мин.


2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

  1. Сообщение темы.

  2. Определение цели.

2 мин.


3. Изложение нового материала

Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Тренировочные упражнения с использованием паронимов. Самостоятельная работа с самопроверкой.

3. Работа с учебником:

1) Чтение и анализ материала с. 84

2) Выполнение и анализ упражнения 113 (устно.)

4. Игра «Фразеологизмы в устной и письменной речи»:

1. О каких фразеологизмах идет речь?

1 команда. Что не вырубишь топором?

2 команда. Кто пишет лапой?

3 команда. Что бьют бездельники?

1 команда. На каких ножках избушка?

2 команда. Кого тянут за хвост?

3 команда. Когда цыплят считают?

2. «Кто быстрее?» (соберите фразеологизм):

Два сапога (не подточит)

Проще пареной (горы)

Не в бровь (пара)

Обвести вокруг (репы)

Крокодиловы (пальца)

Сулить золотые (слезы)

Комар носа (а в глаз)

3. «Закончите фразеологизм»

1 команда

Медвежья … (услуга)

Золотые … (руки)

Прикусить … (язык)

2 команда

Ни жив, … (ни мертв)

Как снег … (на голову)

Кто в лес, … (кто по дрова)

3 команда

Черным по … (белому)

Тише воды, … (ниже травы)

Легок на … (помине)

1 команда

(Мастер)… на все руки

(Спустя)… рукава

(Несолона)… хлебавши

2 команда

(Высосать)... из пальца

(Бить)… баклуши

(Рукой)… подать

3 команда

(Намылить)… шею

(Сквозь землю)… провалиться

(Выйти)…сухим из воды

4. «Назовите предложения с фразеологическими оборотами»

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.

5. «Подберите нужный фразеологизм»

1 команда. На школьном дворе мы работали дружно, старались не ударить…(в грязь лицом)

Бросились искать Ивана, а его и след ...(простыл)

2 команда. Маша и Даша похожи как… (как две капли воды)

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… (слона)

3 команда. Буратино молчал, словно воды ... (в рот набрал)

Обиделся Незнайка на друзей, надулся как …(пузырь)

2 мин.


10 мин.



10 мин.












Приложение 1.



Учебник « Русский язык 10 класс», 2009, Л.А.Мурина, с. 71- 83, картотека иллюстраций фразеологизмов.












































Приложение 2.

4. Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения изучаемого материала.

-по какой причине необходимо изучать тему «Фразеология».

Рефлексия

2 мин.


2 мин.



Картотека рефлексий.

5. Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

[1];с.84-89, упр. 119, словарные слова на В.


2 мин.





Тема: Фразеологические обороты

Приложение 1.

Группа 1. Из слов, заключенных в скобках, выбрать нужное.

1.Никогда наш народ не забудет (геройские – героические) дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация ( командированных – командировочных) производится в кабинете №1.

4.На платформе могут ( поместиться – разместиться) четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять (эффективные – эффектные ) меры.


Группа 2. Исправить ошибки в данных предложениях.

1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.

4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффектные меры.


Группа 3. В каких предложениях допущены ошибки, связанные с употреблением паронимов? Найти и записать исправленный вариант.

1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.

4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.


Приложение 2.

1 команда

Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

Отец не находил себе места от волнения.

Я не нашел себе места и стал в проходе.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.

Весна уже не за горами.

2 команда

Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх.

Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

В двух словах изложите вашу просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Ни днем, ни ночью гости не приехали.

Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

3 команда

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги.

Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

Пудель продолжал стоять на задних лапках.

© 2019 159 0