Технологическая карта учебного занятия
Тема: Фразеологические обороты
Тип учебного занятия: комбинированный.
Кол-во часов: 1 час.
Цель: закрепить знания о фразеологических оборотах.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить умения находить фразеологические обороты.
-сформировать умения теоретические знания при выполнении практических заданий.
Развивающие:
-развивать умения находить информацию самостоятельно;
-развивать навыки подбора омонимов, синонимов, антонимов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к языку.
Структурная схема учебного занятия
Дидактическая структура | Задачи | Методическая структура | Время | Методическое обеспечение |
1.Организацион-ный этап | | Проверка присутствующих, их готовности. | 1 мин. | |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | Создание ориентировочной основы деятельности | Сообщение темы. Определение цели. | 2 мин. | |
3. Изложение нового материала | Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное. | 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Тренировочные упражнения с использованием паронимов. Самостоятельная работа с самопроверкой. 3. Работа с учебником: 1) Чтение и анализ материала с. 84 2) Выполнение и анализ упражнения 113 (устно.) 4. Игра «Фразеологизмы в устной и письменной речи»: 1. О каких фразеологизмах идет речь? 1 команда. Что не вырубишь топором? 2 команда. Кто пишет лапой? 3 команда. Что бьют бездельники? 1 команда. На каких ножках избушка? 2 команда. Кого тянут за хвост? 3 команда. Когда цыплят считают? 2. «Кто быстрее?» (соберите фразеологизм): Два сапога (не подточит) Проще пареной (горы) Не в бровь (пара) Обвести вокруг (репы) Крокодиловы (пальца) Сулить золотые (слезы) Комар носа (а в глаз) 3. «Закончите фразеологизм» 1 команда Медвежья … (услуга) Золотые … (руки) Прикусить … (язык) 2 команда Ни жив, … (ни мертв) Как снег … (на голову) Кто в лес, … (кто по дрова) 3 команда Черным по … (белому) Тише воды, … (ниже травы) Легок на … (помине) 1 команда (Мастер)… на все руки (Спустя)… рукава (Несолона)… хлебавши 2 команда (Высосать)... из пальца (Бить)… баклуши (Рукой)… подать 3 команда (Намылить)… шею (Сквозь землю)… провалиться (Выйти)…сухим из воды 4. «Назовите предложения с фразеологическими оборотами» Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек. 5. «Подберите нужный фразеологизм» 1 команда. На школьном дворе мы работали дружно, старались не ударить…(в грязь лицом) Бросились искать Ивана, а его и след ...(простыл) 2 команда. Маша и Даша похожи как… (как две капли воды) Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… (слона) 3 команда. Буратино молчал, словно воды ... (в рот набрал) Обиделся Незнайка на друзей, надулся как …(пузырь) | 2 мин. 10 мин. 10 мин. | Приложение 1. Учебник « Русский язык 10 класс», 2009, Л.А.Мурина, с. 71- 83, картотека иллюстраций фразеологизмов. Приложение 2. |
4. Подведение итогов и рефлексия | Получение информации о результатах усвоения изучаемого материала. | -по какой причине необходимо изучать тему «Фразеология». Рефлексия | 2 мин. 2 мин. | Картотека рефлексий. |
5. Сообщение домашнего задания | Обеспечить закрепление полученных знаний. | [1];с.84-89, упр. 119, словарные слова на В. | 2 мин. | |
Тема: Фразеологические обороты
Приложение 1.
Группа 1. Из слов, заключенных в скобках, выбрать нужное.
1.Никогда наш народ не забудет (геройские – героические) дни Ленинградской блокады.
2.Сюжетом произведения стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3.Регистрация ( командированных – командировочных) производится в кабинете №1.
4.На платформе могут ( поместиться – разместиться) четыре легковых автомобиля.
5.Чтобы достичь успеха, надо принять (эффективные – эффектные ) меры.
Группа 2. Исправить ошибки в данных предложениях.
1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.
2.Сюжетом произведения стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.
4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.
5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффектные меры.
Группа 3. В каких предложениях допущены ошибки, связанные с употреблением паронимов? Найти и записать исправленный вариант.
1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.
2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.
4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.
5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.
Приложение 2.
1 команда
Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
Отец не находил себе места от волнения.
Я не нашел себе места и стал в проходе.
Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.
Весна уже не за горами.
2 команда
Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх.
Они трудились не разгибая спины до самого вечера.
В двух словах изложите вашу просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
Ни днем, ни ночью гости не приехали.
Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
3 команда
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги.
Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
Пудель продолжал стоять на задних лапках.