3.Исторические личности Жамбылской области: бии, акыны, батыры .
Просторы Жамбылской области восхищают богатством своей природы. Но главное, конечно, люди. Среди них есть батыры, акыны,артисты, труженики полей, ученые. Многие из них оставили свой след в истории области.
Одним из замечательных богатырей был Карасай –батыр. Много легенд сложено народом о Карасай батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году у подножья горы Суык тобе ( Жамбылский район , Алматинская область). ...
Батыр Карасай Алтынай-улы происходит из племени Шапрашты, рода Ескожа. У озера Сапк-Сагы в Нарынколе есть две долины, одна названа в честь бесстрашного батыра Шапрашты, другая - в честь его правнука, отважного Карасая батыра.. Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сказал об этом: Один из племени уйсин - Шапрашты, Вырос в нем батыр - Ер - Карасай, Лавиной снежной падающей на врага. На знамени, доспехах воинов из племени Шапрашты была изображена волчья голова. Согласно древней тюркской легенде волчица спасла жизнь юноше, истекавшему кровью на поле сражения. Она скрыла его от преследователей и выходила. Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за её пределами. . Джунгары, китайцы дрожали при упоминании его имени. Хан Есим присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай батыр». Как известно, казахи - кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота и тысячные табуны лошадей, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места. И вот, как-то казахи ушли на запад, к Азову. Возвращаются - на их земле обосновались калмыки. Ясно, что мирно не уйдут. Кликнул казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?» Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем вороном тулпаре к врагу. Долго готовился молодой Карасай к такому подвигу, тренируясь сам и приучая тулпара. В народе про таких джигитов говорят: «Аттын кулагында ойнайды», что дословно означает «Играет (выполняет упражнения) на конском ухе». Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним тулпара без всадника. Разинув рты, они ожидали, что же будет. Прилипнувший к брюху быстроногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком и понесся дальше. Ахнув, калмыки погнались за ним. Завязалась битва. Немало калмыцких воинов нашли смерть от крепкого меча Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай» кинулись на помощь. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свою землю. С этого времени имя Карасая стало боевым кличем казахских воинов, а самого его признали батыром. Как и отец его, Карасай батыр был наделен особым даром. Говорят, сопровождал его всюду священный барс. Когда Карасай батыр устремлялся с копьем на врага, соревнуясь с вороным тулпаром, бросался вперёд, разинув пасть и обнажая острые клыки, и грациозный барс. Души завистников «уходили в пятки» и они, забыв зачем пришли, ударялись в бегство. В народе бытует и такая легенда. На аул Толе би напали калмыки. Люди поспешно разбирали свои юрты. Лишь одни Толе би не торопился. Он сказал сородичам: «Я не поеду, не ждите меня, ночью пришёл священный барс Карасая батыра и лег у порога. Как же я брошу его? Если смиловится Всевышний и поможет дух Святого батыра Карасая, может быть, все обойдется...» Приехавший в сопровождении войска калмыцкий хан был несказанно удивлен, увидев единственную юрту. Остановив войско, хан с несколькими нукерам хотел подъехать к белой юрте, но кони шарахнулись и бросились в сторону. На самом пороге, позевывая, разинув огромную пасть, полулежал красный барс. Хан слез с коня и позвал хозяина. Вышел на слова Толе би в легком, накинутом на плечи чапане. После взаимного приветствия спросил: «Добрые ли вы гости, или злые?» Калмыцкий хан ответил: «Значит это вы мудрый Толе би? Много наслышан. А теперь увидел вас и остался доволен. Я пришел к казахам с войной, но увидев на вашем пороге священного барса батыра Карасая, призадумался. Наверняка не будет нам сопутствовать удача. Думаю, повернем повода домой, пока целы». Толе би говорит: «На моем шаныраке весной ласточка свила гнездо, и пока птенцы её не оперятся и не улетят, я не могу разобрать юрту. Вот и сижу. Любезный хан, в следующий раз приезжайте к нам с дружеским визитом!» Так священный барс Карасая батыра помог казахам. Калмыки уехали, не тронув ни единого волоса у пасшихся за холмом лошадей Толе би....
В честь Карасая батыра названы аулы, джайляу, пики, долины. Непобежденный Карасай батыр и состарившись, жил чаяниями своего народа. Он учил молодых ценному искусству, решал мирские споры. В 1669 году в составе казахского посольства Карасай отправляется в Россию. Целью переговоров было установление добрососедских отношений с Россией и покупка оружия. В 1671 году, в возрасте 73 лет, казахский Карасай батыр переселился в мир иной, оставив достойных сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена... Мощь и безудержная отвага Карасай батыра передались и его потомкам. Батыры ХVII-го - ХIХ-го веков: Кастек, Сураншы, Караш, Саурык, Самсы, Жапек, Сыпатай, Даулет. Каумен - прямые потомки Карасая батыра. В нынешнее время потомки Карасая батыра проживают в Жетысу. На народные средства поставлен памятник в Кордайском районе Жамбылской области. В 1998 году благодарные потомки отпраздновали 400-летний юбилей своего великого предка - непобедимого Карасая батыра».
Дело отца продолжал его сын. Вот что мы узнали о нем…..
Карасай-батыр в битве 1652 года 54-летним полководцем на поединке отрубил правую руку джунгарского кунтайши Батура, который вследствие этого ранения умер мучительной смертью. Зная о своей скорой кончине, он завещал своим приближенным, чтобы за его смерть отомстили Карасай-батыру или его также знаменитому сыну Кошек-батыру.
Страшна месть непримиримых врагов. Ведь Карасай-батыр отомстил джунгарскому властелину за смерть казахского хана Салхам-Жангира, убитого в поединке с кунтайши. Джунгарские калмыки, чтобы получить большую премию за убийство Карасай-батыра или Кошек-батыра, стали за ними следить. Искали удобного случая. Многие калмыки, которые знали казахский язык, надевали казахскую одежду, шпионили за ними. Кошек-батыр - великан по росту - тоже немало калмыцких молодцев-ноянов убил в поединках. Одного из тайши, то есть князя джунгарского, он одной рукой снял с седла и ногой наступив на грудь, убил, что является позорной смертью для врага. Казахская пословица гласит: "Если хитрый враг всегда ищет случая, однажды все-таки возьмет верх". Такой печальный случай наступил для Кошек-батыра на берегу реки Талас. Он во главе пятитысячного войска в одной кровавой битве потерял немало своих воинов и вследствие этого долгое время не мог показаться своему отцу - полководцу Кара-сай-батыру, боясь его гнева. Чтобы реабилитароваться, ему нужна была только победа. Изощренный ум молодого батыра Кошека изобрел свои военные хитрости. Он стал нападать на джунгаров ночью, постепенно истребив превосходящего по численности врага. Джунгарские калмыки стали применятъ его тактику ночного боя. Кошек-батыр обычно ночью оставлял чучела, опутав их арканами, ночевал в другом месте, а вражеские лазутчики, заметившие первоначальную стоянку ополченцев Кошек-батыра, привели врагов на пустое место. Когда калмыки внезапно нападали, их кони спотыкались о протянутые арканы и падали. Ожидавшие этого казахские джигиты побеждали своих превосходящих числом врагов. Только после такой убедительной победы Кошек-батыр показался своему отцу - полководцу Карасаю-батыру. Давший клятву собственноручно убить своего сына, Карасай-батыр простил, наконец-то, удачливого батыра Кошека. Но отец, видевший вещий сон, предупредил своего сына, что его и его боевого коня ожидает смертельная опасность, поэтому надо быть очень осторожным. Действительно, через три дня от укуса змеи пал скакун Кошек-батыра. И его ожидала скорая смерть.
...Получив прощение отца, Кошек-батыр на берегу реки Талас снял свою кольчугу, чтобы после купания отдохнуть, Этого и ожидал джунгарский стрелок, одетый по-казахски! Он точно пустил отравленную стрелу в грудь Кошек-батыра. С закатом солнца стал потухать и его огненный взор. Боевые друзья вынули вражескую стрелу...
Перед смертью Кошек-батыр завещал, чтобы его похоронили на холме у реки Талас, на родной земле. Тогда для казахских батыров, защищавших свою Родину, любой уголок Казахстана считался священным. Могила батыра была вроде пограничного столба или местом поклонения потомков. У 32-летнего Кошек-батыра было шестеро сыновей. Один из них является прямым предком первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.
В середине девятнадцатого века маленький аул шапраштинцев, скрываясь от вражеских преследований, остановился на берегу реки Таласу могилы предка Кошек-батыра. Их потомки до сих пор живут здесь. Недавно они построили мавзолей знаменитому свсему предку Кошек-батыру.
Обратимся к биографии и творчеству человека , имя которого носит наша область – это Жамбыл Жабаев.Недалеко от реки Шу возвышаются две пологие горы – Хан и Жамбыл. В районе этих гор в 19 веке пасли свой скот кочевники. Среди них были воин Жабай и его жена улдан. Однажды в февральский морозный день посыльные принесли известие о том, что к юртам казахов приближаются отряды разбойников . Казахи , среди которых были Улдан и Жабай, решили уцти в горы, чтобы избежать столкновения с превосходящими силами врага. Кочевники жвинулись в путь . в этот день в степи был сильный порывистый ветер, шел снег, которые затрудняли передвижение . в дороге у Улдан начались роды . Люди остановились , развели костер и соорудили навес из ткани наподобие шатра. Родился мальчик и назвали его Жамбыл.Это произошдо 28 февраля 1846 года
…….Согнали верблюдов
Расправили кошмы, углы прикрутя.
В глубоком снегу, под метельные гуды,
В студеную полночь родилось дитя.
И было провидческим слово Жабая
Над сыном своим у степного костра:
«Зовись ты, Жамбуломи , род возвышая
Расти , стань приметен, как эта гора.»
Детство Жамбыла протекало так же , как у тысячи его сверстников- детей бедноты. Родители его кочевали, и он, живя в черной отцовской юрте, не видел и не знал ничего, кроме степи.ДядяЖамбыла Канадан был искусным домбристом, и мальчик часами мог слушать его игру. В 12 лет Жамбыл уже хорошо играл на домбре.
В ту пору по Семиречью гремела слава акына Суюмбая, которого молва народная называла «богом песни».В 14 лет Жамбыл покинул отцовскую юрту и стал жить самостоятельно. Прошел год Мальчик добрался до аула , где жил Суюмбай.Мало-помалу , про покровительстве опытного и талантливого учителя , Жамбыл стал слагать песни , выступая в аулах на берегах реки Чу.Начались скитальческие годы по землям казахов, узбеков, кыргызов. Единственным средством существования была песня. Участвовал во многих больших и малых состязаниях . Время шло , и стал он первым акыном . можно только сожалеть, что не все песенное творчество Жамбыла дошло до нас. , а лишь малая доля.Никто не записывал песни акына: среди слушателей его почти не было грамотных.
Первая книга Жамбыла «Песни и поэмы» вышла в 1938 году на русском и казахском языках. Это было большим событием в поэтической жизни страны. Жамбыл сразу встал в первые ряды поэтов.
Стихотворение «Ленинградцы, дети мои!»- вершщина поэтического творчества Жамбыла. Оно облетело весь мир, а в осажденном Ленинграде было расценено, как ощутимая реальная помощь . по всему Ленинграду были развешаны стихи поэта. Его строки согревали души ленинградцев.
«Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я…
Пусть подмогой будут , друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!»
Умер Жамбыл 22 июля 1945 года , только 6 месяцев не дожив до своего столетия.
Слияние природного поэтического таланта с добытым многолетним трудом песенным мастерством ставит Жамбыла в один ряд с великими поэтами всех народов и дает право называть Жамбыла великаном народной поэзии Казахстана.
Мы познакомили вас только с малой частью великих людей, которые прославили родную землю. Сколько их жили и приносили пользу родному краю. Вам предстоит узнать о них и передать следующим поколениям.
Ссылка просмотра видео о Ж.Жабаеве.
https://www.youtube.com/watch?v=dCPOfWlGzQs
Задания :
Напишите эссе :»Батыры родной земли.»
Подготовьте рассказ о других батырах родного края.
Прочтите стихотворения Ж.Жабаева и поделитесь мнениями со своими одноклассниками.
Составьте синквейн на тему: »Батыры».
Просмотрите ролик о великом Ж Жабаеве . Как звучит домбра ? Какие чувства у вас возникли при прослушивании?