СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения .Симфония моего края.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

       С седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения .Симфония моего края.»

5.Симфония моего края.

Мы узнаем:

об особенностях музыкального творчества своего края.

Мы научимся:

создавать музыкальные каталоги на электронных носителях


Ключевые слова:

симфония

музыкальное творчество

композитор

кюй

песня


Вспомните!

- Что такое кюй?

Кто такие кюйши?

- Какие вы знаете стили исполнения игры на домбре?

- Кого из композиторов, кюйши нашего края вы знаете?


С седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, люди наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.



Каждый возраст человека имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы.


Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности.

Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен.


Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве - жыршы - организатора и исполнителя ритуала.


А «старость» и «мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости, о сладком и так быстро миновавшем тебя времени, когда возраст твой - всего двадцать пять (жиырма бес).


Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника, неизменно воспроизводившийся из года в год, из поколения в поколение, обеспечивающий полнокровное функционирование различных народных музыкальных традиций и породивший известные строки великого Абая:

«...Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Песня - вечный спутник радостей земли,

Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее.

В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу

Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.


Но что такое симфония?

Работаем с терминами


Симфония — это один из жанров симфонической музыки. С греческого языка переводится как "созвучие".. Создателями классической симфонии считаются Гайдн, Моцарт и Бетховен.

А СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.



Каталог – это список, перечень каких-либо однородных предметов (книг, рукописей, музейных экспонатов, картин, товаров),

составленный в определенном порядке.

Дайте по образцу объяснение МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ- это__________________





Вот как выглядит на сцене симфонический оркестр:







Оркестр должен звучать слаженно, а для этого необходим дирижер, который регулирует звучание всех инструментов в лад.

Мы можем сказать, что наша традиционная казахская музыка- это симфония степи, ее напевные мелодии, музыка звучания ковыля, пения птиц . Она звучит так слаженно , как звучит симфония. Поэтому мы и назвали эу главу так» симфония моего края»



Сейчас мы можем слышать не только звучание домбры, кобыза, но и исполнение музыки

симфонического оркестра, оркестра народных инструментов . Слышать напевные песни в исполнении чудесных певцов: Онал Азаматову(Вот уже более 30 лет трудится во благо творчества, безусловно ее талант завоевал большое внимание среди народа. Она не раз становилась призером  различных конкурсов, среди них Республиканский конкурс песни“Шырқа даусым”, конкурс среди исполнителей терме  “Базар жырау”, который проходил в Кызылорде,конкурс песни имени Кенена Азербаева. Помимо этого она является лауреатом фестивалей и конкурсов песни, которые проходили  за рубежом), Маралбека Бабакулова, Торгын Орынбаеву, Гани Матебаева, Мадину Сагынбекову и многих других.

Исследуем сами! Узнайте о песенном творчестве вашего региона.

Жамбылская область славится музыкальными талантами. Помимо прекрасных певцов, у нас имеются и свои композиторы. Мэтром является  Дуйсенали Быкытбаев.( Дуйсенали Быкыбаев уже более 40 лет представляет народу свое творчество. Кроме того он занимает ответсвенную должность и является очень талантливым композитором .Композитор из года в год пополняет ряд своих проиведений, которые в дальнейшем исполняют именитые певцы области и нашей страны в целом. )

В районах области и в городе Таразе живут и творят свои музыкальные сочинители.Это жуалынец Нуржан Алишев, Аскарали Жылкыбаев из Таласского района, меркенец Шабден Омаралиев, Перизат Оспанова из Байзакского района, Болат Абишев - выходец из Мойынкумского района, Жанатбек Тургумбаев - из Байзакского района, в Сарысу- Толеу Ушконыров, из района им. Т. Рыскулова - Рысбек Кадыркулов и Жанар Сатибай - из Жамбылского района. Город Тараз представляют Жандос Омаров, Малик Акурпеков и Нуржан Жанабаев.



 Многие голоса певцов мы можем слышать на аудиплейерах. Для того, чтобы напевы были собраны и находились быстро для прослушивания, нужно научиться создавать музыкальные каталоги. Для этого каждый ученик должен выбрать музыку родного края и любимого певца.Затем на основе коллективной работы создать аудикаталог « 30 песен и мелодий моего края».Можете использовать РЕТРО портал по ссылке:

http://mp3.retroportal.ru/8_0.shtml



Задания:

 Работая в группах и используя дополнительные ресурсы, составьте проект музыкального каталога на электронных носителях по творчеству известных композиторов и певцов нашего края. Проведите защиту своего проекта.



Список (образец)

Казахская музыка и песни

«Ата толгауы» («Зов предков»)
(пьеса Нургисы Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк). Казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»). Руководитель Нургиса Тлендиев.
Скачать пьесу «Ата толгауы» («Зов предков»)



Танец из оперы «Биржан и Сара»
(М.Тулебаев)
Государственный академический русский народный оркестр имени Николая Осипова. Дирижер В.Дубровский.
Скачать танец из оперы «Биржан и Сара»


«Байжума»
(казахская народная мелодия)
К.Ахмедьяров (домбра).
Скачать мелодию «Байжума»


«Сары арка»
(музыка Курмангазы)
Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы.
Скачать мелодию «Сары арка»


«Кыз муны»
(казахская народная мелодия)
Исполняет Г.Пиржанова (шанкобыз).
Скачать мелодию «Кыз муны»


«Кулагер»
(музыка народная - слова: Ахан-Сере)
Исполняет М.Утебаев (в собственном сопровождении на домбре).
Скачать песню «Кулагер»








Вот так мы создадим аудикаталог. Вперед! Можем даже создать музыкальный сайт в будущем.

Любите и цените родную музыку и песни!



Задания:

  1. Создайте словарь музыкальных терминов и дайте объяснение: симфония, акын, импровизатор, айтыс, кюй , оркестр.

  2. Прослушайте произведения в исполнении Государственного симфонического оркестра

  3. Напишите эссе :»Композиторы, кюйши, певцы моего края»

  4. Составьте аудикаталог музыки и песен родного края.