СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал на стенд для родителей по теме "Играем и развиваем память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен в виде информации о памяти, её видах и свойствах. Предложены игры для развития процессов памяти детей с интеллекутальным недоразвитием.

Просмотр содержимого документа
«Материал на стенд для родителей по теме "Играем и развиваем память"»

«Играем и развиваем память»

Память – психический процесс сохранения, накопления и воспроизведения информации прошлого опыта и текущих событий.

Процессы памяти:

  • Запоминание – запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей;

  • Хранение – накопление материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение;

  • Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образы, мысли, чувства, движения);

  • Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда узнавания.

Типы памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память.

  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультра кратковременная память;

  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

  • по наличию средств — опосредованная и не опосредованная;

  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности памяти обучающихся с интеллектуальным недоразвитием:

  • Преднамеренное и непреднамеренное запоминание находятся на одном уровне;

  • Преобладает механическая память;

  • Очень медленно усваивают новое, лишь после нескольких повторений;

  • Быстрое угасание образованных связей и сформированных ассоциаций;

  • Смысловые связи искажаются, замещаются привнесениями, структурно неоформленные;

  • Образная память преобладает над словесно-логической;

  • При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения;

  • Воспроизводимый материал искажается, обнаруживаются отождествления, нарушения последовательности, неполнота содержания;

  • Искажения при воспроизведении словесного материала;

  • Представления недифференцированные, фрагментарны, расплывчаты;

  • Произвольное оперирование представлениями нарушено;

  • Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно;

  • В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов.

















Для успешного обучения в школе  необходимо развивать у учащихся память. Приведенные упражнения и игры позволят улучшить состояние памяти у ребенка и, как следствие этого, добиться повышения успеваемости.

Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму.

Начать лучше с того, что по силам ребенку, для создания ситуации успеха, придания уверенности ребенку. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь, но не выполнять за них всю работу.

Разучивание песенок, стихотворений, потешек – это отличный способ улучшить такую важную функцию мозга, как память. На начальных этапах подойдут потешки, которые можно рассказывать во время купания, одевания, на прогулке.Если сопровождать разучивание стихов пальчиковой гимнастикой, то можно улучшить мелкую моторику. А если придумать движения на каждую строчку, это будет хорошей альтернативой занятиям физической культурой.

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)









Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

игру можно усложнить.

- увеличив количество игрушек;

- ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.



Игра «Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

-заменить игрушки.



Игра «Повторяй за мной»

Цель: развитие двигательной кратковременной памяти.

Ход игры:

1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;

2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Можно через полчаса попросить ребенка повторить последнюю последовательность ещё раз (развитие долговременной двигательной памяти).

Игра «Повтори слово»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, взрослый не ловит мяч.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ход игры: положите в непрозрачный мешок 8–10 предметов, знакомых ребенку (кубик, куклу, резиновую игрушку, ключи, расческу и т. д.). Завяжите ему глаза, попросите вытащить один предмет и на ощупь определить, что это такое. Когда ребенок освоит это упражнение, замените вещи в мешке, постепенно повышая уровень их сложности.