Развитие временных представлений обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
Познавать время, овладевать временем и управлять им – это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития личности (П. Ю. Удачина).
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Некоторые дидактические требования к изучению мер времени:
Формировать временные представления необходимо на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.
Знакомить учащихся с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше, чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты и т.д.
Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание – ощущение учеником длительности этого промежутка времени в различных условиях, постижение путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
Развитие представлений о временах года и уточнения их вербальных значений:
рассмотри картинки с изображением времен года и определи, чем они различаются;
покажи на картинках определенное время года, назови его признаки;
назови последовательность времен года по картинкам (с разных точек отсчета);
найти ошибки в последовательности изображенных времен года и разложи правильно;
вложи выпавшую картинку в последовательный ряд времен года.
Развитие представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательность:
регулярно спрашивать детей, что было вчера, что произойдет завтра, какие дела нужно выполнить сегодня;
использование суточных часов;
соблюдение режима дня, с комментированием всех моментов: утром я – умываюсь, завтракаю и т.п.;
Работа по формированию понятия «неделя»:
ежедневно спрашивать детей, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера;
работа с отрывным календарем – 7 листов = 1 неделя;
раскладывание по порядку дней недели;
отмечать разными цветами будние и выходные дни.
Формирование понятий «месяц», «год»:
работа с календарем (отрывным, настенным и т.п.);
таблица «год» с порядком месяцев и количеством дней в каждом месяце;
дидактические игры «Угадай, какой месяц пропал?», «Который по порядку?», «Назови, какой это месяц», «Признаки месяца»;
«
бытовой» приём определения дней в месяце по фалангам пальцев руки.
Знакомство с часами, понятиями «час», «минута», «секунда»:
знакомство с различными видами часов – настенные, наручные, механические, электронные, песочные и т.п.;
макеты циферблатов – с возможностью передвигать стрелки, вписывать числа и т.п. – беседы по ним;
сообщение детям времени, расположение стрелок в данное время;
измерение длительности 1 минуты по песочным часам, помолчать 1 минуту, похлопать в ладоши, написать буквы в алфавитном порядке, прочувствовать длительность минуты при выключенном зрении (посидеть с закрытыми глазами);
пронаблюдать наполняемость 1 минуты: письмо цифр, вырезание полосок из бумаги, чтение предложений, штриховка геометрических фигур, пришивание пуговиц и т.д. Интервалы времени постепенно увеличиваются, а задания - усложняются.
Подготовила учитель-дефектолог:
Зиновьева Ю.С.
Октябрь, 2020