СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по проведению тематической недели "Белоруссия- наши соседи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по проведению тематической недели "Белоруссия- наши соседи" содержит конспекты, материал наглядный.

Просмотр содержимого документа
«Материал по проведению тематической недели "Белоруссия- наши соседи"»

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

     О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?

Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.

Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.

-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.

Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.

Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

         Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.
















Презентация «Защитники Брестской крепости»

Брестская крепость

На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия внезапно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа против захватчиков.

В двух километрах к западу от города Бреста по берегу реки Западный Буг проходил наш пограничный рубеж. Там стояла старая Брестская крепость, которую построили русские инженеры более 100 лет тому назад. В ночь накануне войны в крепости находился совсем небольшой гарнизон.

Уже в первый день войны фашистские войска перешли реку, заняли город Брест, а спустя несколько дней была занята столица Белоруссии – город Минск. Таким образом, Брест и Брестская крепость остались далеко в тылу врага.

И вот тогда, в первые недели и месяцы войны, сквозь линию фронта начали проникать вести о том, что далеко в тылу врага, на самой границе продолжает героически сражаться гарнизон Брестской крепости. Об этом сообщали бойцы и командиры, которые пробирались из окружения по тылам противника и переходили через линию фронта. Об этом говорили летчики, которые по ночам летали за линию фронта бомбить вражеские тыловые объекты.

В марте 1942 года на одном из участков фронта советские войска захватили вражеский штаб. В документах было обнаружено донесение, в котором говорилось о ходе боев за Брестскую крепость. «Наступление на эту крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови», – писали штабные офицеры противника. – «Русские дерутся исключительно настойчиво и упорно»

Летом 1944 года Брест был освобожден советскими войсками. Крепость почти вся лежала в развалинах, было ясно, что здесь шли ожесточенные бои. Об этом свидетельствуют и надписи, которые оставили защитники крепости на стенах и камнях: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина», «Я остался один. Немцы близко. Осталась последняя граната, но живым не сдамся. Товарищи, отомстите за нас!»

Позже выяснилось, что не все защитники крепости погибли, некоторые из них попали в плен, они и рассказали о том, как героически сражался гарнизон крепости.

Не было боеприпасов – солдаты вооружались за счет противника добывали оружие в рукопашных боях. Не было пищи – люди по многу дней сражались без еды. У них даже не было воды, так как все подступы к воде противник обстреливал. Но на все предложения о капитуляции защитники крепости отвечали огнем.

В последних числах июля 1941 года гитлеровцы применили против гарнизона крепости газы, и солдаты вынуждены были выйти из подземелья. Они пали смертью храбры с пением «Интернационала», но врагу не сдались.

Но и это не были последние защитники крепости. Жители Бреста рассказывают, что даже через несколько месяцев после того, как фашисты овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры еще скрывались в подземелье, по ночам в крепости раздавались выстрелы, а на стенах появлялись слова: «Смерть немецким оккупантам!»





Песня о героях Бреста
Музыка: И. Лученок Слова: Р. Рождественский

Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
С неба смотрят
Звёзды, не мигая,
Тонет полночь
В медленной волне…
А над Брестом
Тишина такая,
Будто мир оглох
На той войне.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
Трескался бетон, изнемогая,
Людям было тяжело вдвойне!..
А над Брестом тишина такая,
Что нельзя не вспомнить о войне.
Билось каждое сердце, как Брест!
Под огнём навесным перекрёстным
Враг нарвался на тысячу Брестов, -
Билось каждое сердце, как Брест!
Сердце билось,
Боль превозмогая,
Даже стены
Плавились в огне,
А над Брестом
Тишина такая,
Словно мир оглох
На той войне.
Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
И звучит, звучит
Бессмертной песней
Над землёю мирною рассвет…
Для героев, для героев Бреста,
Для героев Бреста смерти нет!

1975


Сказка Легкий хлеб читать:

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.


Выходит из лесу голодный волк. Видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.


Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…


— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже* замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

— Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
— Конь, конь! Я тебя съем.

— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы…

Перекувыркнулся волк — и бежать.

Прибежал к реке. Видит — на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” — думает. Потом говорит:
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
— Какую?
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!”

Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— И зачем так спешить? — говорит дед. — Давай сперва табачку понюхаем.
— А он вкусный?
— Попробуй — узнаешь.
— Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал.

Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит — на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?


А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.





Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга» в старше-подготовительной группе

Светлана Балакшина 
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга» в старше-подготовительной группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, физическая культура.

Цели: Формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

2. Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

3. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.

Планируемые результаты:

положительный микроклимат в группе и эмоциональный комфорт общения детей друг с другом; знает историю возникновения Красной книги; умеет поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения; делится с воспитателем и другими детьми своим опытом поведения в природе; выражает положительные эмоции при проведении музыкальной паузы (танец «Зверобика»); активно с интересом участвует в игровых упражнениях и в процессе занятия; знает правила поведения в природе; интересуется проблемами охраны природы.

Оборудование: почтовый ящик, картинка сказочного персонажа «Лесовичка», телеграмма, картинки изображающее редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга, раздаточный материал к игровым упражнениям (картинки с изображением диких животных, сигнальные карточки по 3 на каждого ребенка, аудиозапись «Звуки леса», «Зверобика».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент (3 мин.)

Психологическая гимнастика:

Мы в кружок все соберемся. (Дети встают в круг.)

Дружно всем мы улыбнемся

И пожелаем друг другу, друзья,

Хорошего, светлого, радостного дня.

Ребята, сегодня утором по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал необычную телеграмму от лесного жителя Лесовичка. (показ телеграммы и картинки с изображением лесовичка) Послушайте, что написано в этой телеграмме? (чтение телеграммы).

«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!»

Ребята как вы думаете, о какой беде нам пишет Лесовичок? (Могут исчезнуть животные и растения.) Почему это может произойти, как вы думаете? (Истребление животных, уничтожение растений.) О какой книге говорится в телеграмме Лесовичка? (О Красной.) Как выдумаете, почему книгу назвали Красной? (цвет опасности.) Правильно, красный цвет обозначает – опасность. Посмотрите у меня в руках Красная книга – это сигнал SOS, который подают нам растения и животные. Ребята, сегодня я вам расскажу, о том, как появилась Красная книга. Ребята, скажите, вы были в лесу? Что вы там видели? (Ответы детей.) Вспомните, а какой там был воздух? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим возле дорог, дома? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин. Растения очищают воздух и притягивают пыль.)

Раз, два, три, четыре, пять – мы отправимся гулять.

А куда? Угадайте загадку, друзья.

«Мы отправимся туда, где зеленый лес, трава,

Для зверей, здесь дом родной,

А мы лишь гости здесь с тобой». (В лес)

Предлагаю вам отправиться в лес. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

А вы знаете, кто в лесу живет? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Кто, кто в лесочке живет!» (Дети перечисляют диких животных)

II. Основная часть (25 мин.)

Игра «Добрый лес»

- Я буду читать стихи и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Добрый лес, старый лес. (широко разводим руки в стороны.)

Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба.)

Ждут вас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Паучок на паутинке, (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

И кузнечик на травинке! (Пальцами левой руки выполняем от плеча правой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, серое пальтишко. Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несет. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.)

А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнутые в локтях. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону.)

А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)

Шёл по лесу серый волк, серый волк зубами щёлк! Он крадётся за кустами, грозно щёлкает зубами! (Широкий пружинистый шаг с чуть наклонённым вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд.)

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. По болоту скок-скок-скок, под мосток и молчок! (Ноги на ширине плеч, прыжки с продвижением вперёд.)

Ой, ты дедушка-ежок, не ходи на бережок! Там промочишь ножки, тёплые сапожки! (Лёгки неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.)

Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег врассыпную: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади, ладошки друг к другу – легко прыгают.)

По тропинке мы гуляли, на полянке скакали, как прекрасен добрый лес, полон сказочных чудес! (Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба.)

Вот, мы с вами и оказались в лесу. Ребята расскажите, какую пользу ещё приносит лес? (Человек использует древесину для строительства.) Правильно, люди используют природу, рубят леса, потому что им нужна древесина, из них делают доски, чтобы строить дома, делать мебель, из – за этого страдает здоровье людей и многих животных и растений. А ведь лес – это дом для животных и растений. Поэтому они гибнут, больше становится редких животных и растений в нашей стране, и в других странах тоже. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Поэтому решили, что растения и животных необходимо охранять. Ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Игровое упражнение «Разрешается – запрещается» (по сигнальным карточкам, дети дают характеристику поступкам.)

Мы часто видим, человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. И поэтому постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Поэтому цветы, растения, животные которые могут исчезнуть совсем, все они занесены в Красную книгу. В ней говорится о том, каких животных и растений, птиц становится все меньше и меньше, и которые совсем могут исчезнуть. А если не будет цветов, деревьев, животных, нам хорошо будет жить на нашей планете? (мы не услышим пение птиц, не будет красивых деревьев, цветов и т. д.) А для того чтобы этого не случилось люди должны беречь природу. (Просмотр иллюстраций из Красной книги).

Физ. минутка. На страницах Красной книги мы с вами увидели много животных. Я предлагаю вам превратиться в них и потанцевать. Танец «Зверобика»

Игровое упражнение «Чей это хвостик?» (Дети соединяют линией изображение хвостика с изображением животного)

Посмотрите как красиво на лесной полянке. Что украшает её? (Цветы.) Вам хочется их сорвать? (Ответы детей.) Представьте, если мы сорвём по одному цветку, что будет? (Цветы могут уже совсем не вырасти, потому, что вы можете повредить им корешок.) Вот и цветов каждый год становится все меньше и меньше. Сорвали цветок и что потом?. Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей.) Мы – люди крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий. В природе всё взаимосвязано.

Игровое упражнение «Логические цепочки» (Дети устанавливают по иллюстрациям последовательность событий, причинно-следственные связи.)

Ребята, а вы можете защитить природу? (Ответы детей). Правильно, ведь природу нужно охранять всегда. А какие мы знаем правила охраны природы. А помогут нам вспомнить правила, карточки – подсказки. (Ребята выбирают карточки и озвучивают их)

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не разорять птичьи гнезда.

6. Не ловить насекомых, не рвать паутинки.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не разорять муравейники.

10. Не оставлять не затушенных костров.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Ребята, предлагаю вам сделать свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Когда мы будем узнавать об редких растениях или животных, мы будем заполнять её странички. Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных, растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

III. Заключительная часть (2 мин).

А теперь пришла пора, возвратиться нам из леса друзья. По тропинкам мы гуляли. (Ходьба по кругу. Останавливаются.) Что интересного, вы на занятии узнали? (Ответы детей.) Правильно, о Красной книге, вы узнали. А друзьями природе вы стали? (Ответы детей.) До свидания, добрый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой.





Традиции Беларуси

Опубликовано 15.02.2018 by booking

Характер народа виден в его культуре. Из поколения в поколение беларусы хранили историю предков и традиции. Самобытность и почтение истоков сохранились до сегодняшнего дня. Память остается в виде традиций и обычаев, устном народном творчестве, предрассудках и приметах, в особенностях национальной кухни.

Традиции Беларуси — основа белорусской культуры

Заповеди об укладе повседневных обязанностей и привычек касаются каждой стороны. Строительство дома начинается после проведения эксперимента. Выбрав участок для будущего дома, хозяин должен взять кувшин и поместить в него паука. Место считается удачным, если за ночь образовалась паутина в сосуде.

Пословица «Хлеб – всему голова» реализуется через закладку кусочка хлеба между первыми венцами сруба фундамента. Торец крыши украшает пара скрещенных рогов, символизирующих любимое животное, козу.

  • Если у русского народа принято запускать в дом первой кота, то у беларусов сначала запускали петуха. В случае гибели хозяева отправляли кошку, чтобы наверняка очистить жилище от отрицательной энергии.

  • Даже вход человека в дом – это не простое действо. Кто первый шагнет за порог, тому и умирать раньше других. По этой причине право зайти уступали старшему поколению – бабушкам и дедушкам.

Традиции белорусской культуры представляют собой переплетение христианства и язычества, семейных и общественных праздников. Сохранились общеславянские традиции. Среди православных традиций отмечается Пасха, Радоница, Троица, Петров день, Илья, Яблочный Спас, Покров. Масленица, коляды и Иван Купала – это пережитки языческой культуры, соединенные с крупными календарными праздниками и постами.

К особенным традициям белорусов можно отнести:  Громница, кликанье весны, Юрьев день,  дажинки, толока, деды, сорочины и родины.

Коляды

Как и у других славянских народов мероприятия проходят всю неделю от Сочельника перед Рождеством до Крещения. Традиция заимствована из католической Польши. Отличительными особенностями стал кукольный театр и выбор самой красивой девушки.

Громницы

Согласно легенде 15 февраля можно услышать гром. Жители деревни шли в церковь освятить свечи – громницы, чтобы защитить родных и хозяйство от злых сил. По возвращению домой глава семьи обжигал свои волосы свечой, осуществляя крестообразное движение. Обряд способствовал снятию боли. Оставшиеся свечи использовали в качестве защиты в разных случаях. Будь то рождение малыша или выгон скотины на выпас.

Гуканне весны

Кликанье весны совпадает с Благовещением на 7 апреля. В этот период особое внимание уделяли природе: по приметам предсказывали срок наступления оттепели. Девушки пели песни-веснянки, сидя на побережье речки.

Слава Богу,
Что весна пришла!
Я, молода, мимо жита пошла.
Расти, жито, коренистое,
Коренистое, лопушистое,
Чтоб под небо закачалося,
Чтоб я, молода, нажалася
И снопочков наносилася!

Говорило старшее поколение так: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает». Народный фольклор иногда сложно понять в виду специфики наречия. Но одно ясно точно: Сараки – вспоминание сорока мучеников по церковному календарю, отсюда следует вывод, что даты примет связаны с церковным календарем. А аист – символ скорого потепления и удачи. Хозяева двора были  счастливы, когда птица поселялась на их территории. Конечно, поэтому к ней было особенное отношение.

Свадебные традиции белорусского народа

Мечтали о замужестве на колядовании, после Петрова поста и на праздник Покрова. Мало отличается белорусская свадьба от типичной у славянских народов. Главная особенность  — это свадебный чин или сундук с приданным, который привозили в дом жениха. После брачной ночи свадьба завершалась «сладкой водочкой», славящей девичью честь, сбереженную для мужа.  Спустя семь дней супружества устраивали порезвы, то есть приходили в гости к родителям невесты.

Белорусские бытовые традиции тесно переплетены с православными. Это отразилось в календарных празднествах и обычаях. Ежегодно в деревенских семьях проводятся различные мероприятия, посвященные каждому событию в жизни. Традиция – это культура народа, его изюминка и дань истории.

Пасха — одна из основных традиций белорусской культуры

Подготовка начиналась за неделю до Праздника. После освящения верб было принято съедать одну почку, после чего глава семьи легонько хлестал ветвями домашних, чтобы были здоровы. Как и у других славян, дом начищался до блеска. Жены пекли пшеничный кулич и красили луковой шелухой яйца. Всю Пасхальную седмицу, то есть неделю после Пасхи, по деревне ходили или, иначе говоря, волочились, волочебники. Так называли тех, кто пел песни с пожеланиями всего доброго. Их угощали и приглашали в дом. После каждого куплета следовало традиционное восклицание «Христос воскресе!».

По окончанию светлой седмицы с наступлением Радоницы белорусская семья идет на могилу родных, которую поливают водкой и накрывают рушником с едой. Количество блюд, как правило, нечетное. Перед трапезой вспоминают родителей: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть».  По этому обычаю и пословица соответствующая есть: «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Лето и его урожайность в традициях

В теплое время года народ почитает Святых, которые помогают с животноводством и пашней. В начале мая отмечают Юрьев день в память Георгия Победоносца. Ему молятся о домашнем скоте. 6 мая принято варить овсяный кисель и пасти животных весь день. Когда хозяева выводят животных на поле, молятся Победоносцу Георгию, кропя стадо Святой водой. Хлестать нужно обязательно вербой, что была освящена перед Пасхой. Утренняя роса в этот праздник считается целебной. Ею омывали коров и мазали глаза. Так говорили в народе:

Святой Юрий, Божий посол,
К Богу пошёл,
Взял ключи золотые,
Отворил землю сырусеньку,
Пустил росу теплюсеньку
На Белую Русь и на весь Божий мир.

На Петров день, празднуемый 12 июля по окончанию поста Петра и Павла, земледельцы садят гречку. Апостол Петр – их покровитель в косьбе, в огородничестве и в скором созревании урожая. Об этом свидетельствуют народные летописи: «Святы Пятро — жыта ядро».

2 августа белорусы, как и все славянские народы, чтит пророка Илью, который имеет власть над погодой. Он, как и Петр, покровитель земледелия. Если сезон выдавался сухим, в этот день народ собирался, служили молебен, после чего следовала гроза. Этот же день почитали концом работы пчельника, потому как дело шло к жатве.

Воспользуйтесь нашим туристическим порталом для аренды усадьбы в Беларуси — окунитесь в удивительный белорусский был и традиции белорусов.


Народные художественные промыслы и ремесла Беларуси.

Втр, 14/05/2013 - 22:26 — RADUGA

Традиционные народные художественные промыслы и ремесла белорусов:

(Информация предоставлена Пиняковой Натальей Ивановной – председателем Правления Нижегородской областной общественной организации белорусской культуры )

Кузнечное ремесло
Кузнечное ремесло одно из старейших ремесел Беларуси. Сельский кузнец, «коваль»,
изготавливал: подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды.
Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии кузнецам покровительствовал бог огня Сварог. Подкова – самое распространенное изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью – избавит от дурных снов; подкова в дымоходе помешает влететь ведьме.
Гончарное ремесло и пластическая керамика
Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне.
Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке. Различали несколько способов: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.
Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство.
Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной екрамике.
Лозоплетение
Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.
Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели («варэнькi»), вили веревки.
Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.
Соломоплетение
Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле. Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – Вселенную. «Паука» вывешивали на самом на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука» , прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.
Бондарное ремесло
Практически в каждой местности наряду с кузнецом, гончаром и мельником был свой бондарь, который изготавливал бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки. Клепками назывались особые дощечки. Есть два их вида – колотые и пиленые. Колотые делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Между собой клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными.
Емкости для воды, соков, напитков ( транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» - для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня – «дзяжа» и др.).
Опытный бондарь владел и владеет не только приемами изготовления посуды, но и понимает особенности той или иной породы древесины. Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.
Резьба по дереву
Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины.
Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и свободно развиваются в виде побегов растений. Излюбленный мотив – виноградная лоза.
Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные суда и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.
Современные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.
Ткачество
Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основную часть приданного девушки составляли тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти.
Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть, конопля.
С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев.
Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате.
При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми отличаются рушники из разных мест Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам располагается тканый или вышитый геометрический узор красного цвета, часто с небольшим добавлением черного или желтого.
Скатерти (абрусы, настольники), как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту. Характер декора, рисунок орнамента, колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей более сдержан и деликатен.
Рисунки: ромбы символизируют благополучие, солнце, красный цвет – символ огня, жизни, черный – символ земли, почвы, васильковый – цвет неба, белый – цвет здоровья, свободы.
Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности) живет и развивается в Беларуси и в наши дни.
Валяние 
Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов.
Валяная войлочная шапка «магерка» - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш».
В конце 19 века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки. Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером, стеклярусом).
Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.
Плотничество и столярное дело
Плотничество (по-белорусски – цяслярства) были повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви.
Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Народная декоративная роспись
Расцвет этого народного искусства пришелся на вторую половину 19 века. Широкое распространение получили – росписи по дереву, ткани, стеклу. В интерьере народного жилища появляется расписная мебель, ковры на холсте, картинки и иконки на стекле. Белорусская роспись стекла выделяется среди других склонностью к растительно-орнаментальным мотивам. Кроме растительных мотивов часты изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.
Народный костюм
Основные виды одежды, составляющие народный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 – началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма.
Для мужчин – длинная полотняная сорочка, узкие штаны, пояс, иногда жилет. Разнообразны были головные уборы: войлочные «магерки», соломенные шляпы, овчинные шапки. Будничной обувью служили лыковые лапти, кожаные лапти («пасталы»); праздничной обувью были кожаные сапоги («боты»).
Женский костюм состоял из полотняной сорочки с прямыми поломи, длинными рукавами, глухим воротом, завершенным отложным или стоячим воротничком, около которого ткань собиралась в мелкие сборки, льняной или шерстяной юбки («спадница», «андарак»), а также фартука, пояса, иногда безрукавки («гарсет», «кабат». «шнуровка»). Будничная обувь была такой же, как и у мужчин, а в праздники зажиточные крестьянки надевали высокие ботинки на каблучке.
На территории Беларуси исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточного строго привязанных к определенной местности.
Детали народной одежды широко используются и в современной моде. Этнические мотивы остаются в числе наиболее устойчивых модных тенденций.