Министерство Народного образования Республики Узбекистан
Конспект урока с использованием дидактических игр в 7 классе по теме
« Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»
подготовила учитель русского языка и литературы,
Шамсиева С.А
Г.Ташкент
2018
Урок с использованием дидактических игр в 7 классе Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.
Цели урока:
I. Образовательные:
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Активизация словаря учащихся.
Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.
II. Воспитательные:
Воспитание любви к русскому языку
Формирование навыков контроля и самоконтроля.
Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
Развитие умения аргументировать, доказывать.
Расширение кругозора, познавательного интереса.
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Тип урока: урок-практикум
Методические приемы: дидактические игры, самостоятельная работа учащихся, беседа по вопросам, конструирование предложений
Оборудование урока:
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
Карточки с предложениями
Материал для самостоятельной работы (кроссворд).
Интерактивная доска
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Лингвистическая разминка
-Сделайте фонетический разбор слова «Деепричастие»
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков)
- Что такое деепричастие?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите признаки деепричастий.
- С помощью каких суффиксов образуется?
- Чем является в предложении?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем повторять деепричастия
5. Повторение и закрепление материала
1. Игра «Кто быстрее?»
– Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант - деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы и основы глаголов, от которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его. В каких ещё деепричастиях следует запомнить постановку ударения?(Ржавея, черпая).
глагол несов.вида | дееприч. несов.вида | | глагол сов.вида | дееприч. сов.вида |
распол..гают | распол..гая | | распол..жить | распол..жив |
зам..рают | зам..рая | | зам..реть | зам..рев |
к..саются | к..саясь | | к..снуться | к..снувшись |
балУются | балУясь | | баловАться | баловАвшись |
^ 2. Работа с предложениями.
- А сейчас поработаем над более длинными предложениями. Перед вами карточки с предложениями, они дублируются и на интерактивной доске. Ваша задача заменить один из глаголов деепричастием и записать полученные предложения, предварительно определив вид глаголов.
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь замигал и тускло осветил улицу.
Дидактическая игра «Определи очередность действий»
- Давайте поиграем в игру. Я буду указывать на человека, ему необходимо будет выполнить какое-либо простое действие, которое я назову, а вы будете отвечать на вопрос: что он делает, делая, или что сделав, он сделал? Записывая полученные предложения в тетрадь.
1-ое действие: взять ручку (карандаш), потом сесть.
- Что он сделал сначала? (взял ручку) Потом? (сел). Итак, что он, сделав, сделал? (взяв карандаш, сел)
2-ое действие: сесть, потом взять карандаш.
- Что он сделал сначала? (сел) Потом? (взял карандаш). Итак, что он, сделав, сделал? (сев, взял карандаш)
3-е действие: открыть книгу (тетрадь), начать читать
- Что он сделал сначала? (открыл книгу) Потом? (начал читать). Итак, что он, сделав, сделал? (открыв книгу, начал читать). Здесь возможна другая последовательность действий? (нет, нельзя читать, не открыв книгу)
4-ое действие: вставать и одновременно говорить: «Я знаю, что такое деепричастие!»
- Какое действие было произведено ранее? (одновременно оба)
Какие варианты возможны? (вставал, говоря… / говорил…, вставая.)
- Итак, давайте подведем итог нашей игры. Чем отличались действия, которые вы выполняли? (завершенностью, незавершенностью).
- Если оба действия завершились или остались незаконченными, мы можем составить предложение с деепричастием, образованным от любого глагола (сев, взял / взяв, сел; вставал, говоря… / говорил…, вставая).
- Если только одно из действий оказалось выполненным до конца, то только одно деепричастие и возможно (открыв, начал читать).
- Как называется грамматическая категория, отвечающая за завершенность или незавершенность действия? (вид).
5.Синтаксический разбор, морфологический разбор.
– Прочитав высказывание персидского и таджикского поэта Фирдоуси, объясните смысл этого предложения, правописание слов, расставьте знаки препинания.
У доски один из учеников выполняет синтаксический разбор, остальные - в тетради. Другой ученик делает морфологический разбор, который потом проверяет класс.
(Не) ук..лившись ш..пами розы (не) с..рвешь. |
1. Простое. | 4. Односост. | 7. Схема. |
2. Повеств. | 5. Pacnp. | |
3. Невоскл. | 6. Осл. дееприч. оборотом. |
Не уколовшись – деепричастие.
Не сорвёшь (как?) не уколовшись.
Морф. призн.: неизм., сов. вид.
Не сорвёшь (как?) не уколовшись.
6.Употребление деепричастных оборотов в речи.
– При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.
– Какие объявления не содержат речевых ошибок?
«Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
«Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
«Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
«Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
– При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.
Отличие деепричастий от наречий.
– В предложении Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов) найдите деепричастие, расставьте знаки препинания.
– Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).
Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопроскак?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала).
Самостоятельная работа
Решение кроссворда “Деепричастие”.

Задание. Выбрать из трёх предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.
По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.
Ответы.

9.Подведение итогов. Выставление оценок
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Какие задания были особенно интересными?
- Как вы думаете, что вам необходимо ещё раз повторить?
- Что нового вы узнали на уроке?
10.Домашнее задание:
Выберите три деепричастия, записанных сегодня на уроке, охарактеризуйте их и разберите по составу. Составьте по предложению с каждым из них.
Составьте связный текст на тему «Весна», введя в него деепричастия и деепричастные обороты.
Список литературы:
Учебник: «Русский язык: Учеб. Для 7 кл. татар. Сред. общеобразоват. шк. /Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова; Под. ред. Н.Н.Фаттаховой.-4-е изд., перераб. и доп.- Казань: Магариф, 2007.-231 с.»
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.-176 с.- (В помощь школьному учителю)