Роль семьи в воспитании ребенка на Кавказе
В воспитании ребенка главную роль играет семья. Именно то, что ребенок приобретает в семье в детские годы, остается с ним в течение всей его жизни. Ребенок значительную часть своей жизни проводит в семье, и поэтому ничто не воздействует на личность ребенка, как семья. Самые основные личностные качества ребенка закладываются в семье.
Семья может оказывать на личность ребенка как положительное, так и отрицательное воздействие. Ребенок, словно губка, легко впитывает все, что видит и слышит. Как бы ребенка не учили и не внушали ему, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он все равно будет принимать, то что видит на примере окружающих его взрослых. Никакой другой социальный институт не может принести столько положительного и нанести столько вреда, сколько может сделать семья.
Семья – это коллектив, который играет основную и важнейшую роль в воспитании ребенка. От родителей во многом зависит психологическое состояние ребенка: у тревожной, легко возбудимой матери вырастают тревожные дети; у несдержанного отца зачастую вырастают дети такого же типа.
Следовательно, перед семьей стоит большая задача, состоящая в том, чтобы максимизировать положительные влияния и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка.
В воспитании маленького человека главным является достижение душевной гармонии между родителями и ребенком. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процесс воспитания. Особенно нельзя в старшем возрасте оставлять ребенка наедине самим с собой.
В семье ребенок получает первый жизненный опыт, учится правилам поведения в различных ситуациях. Важно, чтобы ребенок видел, что у взрослых слова не расходятся с делом, теория с практикой. Если родители курят или пьют, а ребенку внушают, что это плохо, он рано или поздно может приобщиться к той или иной пагубной привычке.
Одной из типичных ошибок родителей в воспитании детей состоит в том, что они навязывают детям свои интересы, идеи, планы, хотят реализовать через детей неосуществленные мечты (отец или мать мечтали стать врачом или художником, но в силу каких-то причин не смогли). Многие родители через детей пытаются реализовать определенные установки или цели.
Часто между родителями наступает конфликт, связанный с различным подходом к воспитанию детей. Прежде всего, родители должны найти общее решение, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Вопросы, вызывающие противоречия у родителей, нужно решать в отсутствие ребенка. Дети быстро приспосабливаются к выгодному для них положению и часто очень ловко маневрируют между родителями, добиваясь какой-то выгоды для себя. Всякий раз, принимая какое-то решение, родители должны на первое место ставить не собственные мнения и взгляды, а то, что будет полезным для ребенка.
В общении между взрослыми и детьми должны складываться следующие принципы общения:
Нужно принимать ребенка таким, какой он есть.
Смотреть на проблемы глазами ребенка, принимать его позицию.
Иметь адекватное отношение к происходящему .
Любовь родителей к ребенку является безусловной, то есть, они его любят просто за то, что он есть, несмотря на какие-то его недостатки.
Но также существует обусловленная любовь, которая возникает в случае, когда ребенок не оправдал ожиданий родителей в учебе, поведении. В этом случае отношение родителей меняется в худшую сторону.
Культура, обычаи, традиции и менталитет любого народа проистекают из особенностей быта, а их основы закладываются традиционным воспитанием еще в детские годы.
Традиционное кавказское воспитание подрастающих поколений было направлено на то, чтобы вырастить целеустремленного, стойкого человека, который умел бы извлечь максимальную выгоду из небольшого клочка земли, а также умел бы беспрекословно подчиняться старейшинам.
Важнейшей особенностью традиционного кавказского воспитания и менталитета является стремление к самосовершенствованию, которое должно сохраняться в течение всей его жизни.
Важное место на Кавказе уделяли воспитанию самостоятельности детей. Н Кавказе не принято было ограждать маленьких детей от помощи старшим по домашним делам. Девочки помогали взрослым женщинам в домашних делах, а мальчики – отцам и другим старшим мужчинам.
Из девочек старались воспитать хороших домохозяек и умелых рукодельниц. Их чаще, чем мальчиков, заставляли заниматься домашними делами.
В воспитании больше внимания уделялось соблюдению субординации младших перед старшими, женщин перед мужчинами.
Помимо субординации перед старшими, существовал обычай приучать детей к строгому выполнению всех наложенных на него обязанностей.
В целом, характерной особенностью традиционного кавказского воспитания было приучение детей к самостоятельности и проявлению инициативности, но под контролем старших.
В настоящее время под влиянием легких жизненных благ, во многом изменилась традиционная кавказская культура, а также – традиционные принципы кавказского воспитания.