Болонская система
Свое название "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России. В настоящий момент система объединила уже 48 стран. Для Болонской системы характерны следующие черты:
1. Двухуровневая система высшего образования:
1 уровень - 3 – 4 года обучения, степень бакалавра.
2 уровень (не обязателен, т.к. бакалавриат – уже высшее образование) - 1 – 2 года, а степень магистра.
2. Система оценивания студента – бальная (компетентностный подход), то есть студент своими знаниями и активным участием в студенческой жизни зарабатывает кредиты, один кредит равняется 25 учебным часам, которые студент тратит не только на сдачу сессии, но и на лекции, практические занятия и самостоятельное изучение того или иного предмета. Участие студентов в конференциях, семинарах, исследованиях и олимпиадах также сопровождается дополнительными кредитами.
3. Диплом о высшем образовании устанавливается единого образца.
Задачи, которые ставят перед собой РФ, присоединившись к Болонскому процессу:
1. Повысить мобильность преподавателей и студентов (возможность перевода студентов между странами благодаря унификации стандартов);
2. Привлечь европейские традиции для дальнейшего международного сотрудничества;
3. Гарантировать выпускникам вузов успешное трудоустройство за рубежом;
4. Модернизировать традиционное высшее образование (плюсы которого заключались в массовости и фундаментальности, бесплатности, гарантированном трудоустройстве, но минусы были очевидны – политизированность, обособленность от зарубежного научного сообщества).
Мнения экспертов:
1. Сергей Журавский, председатель ООД «Реформы – Новый Курс»: «Поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. Но в Евросоюзе юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. И наоборот - получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией. (…) К тому же, сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования-это огромная потеря, которую трудно восполнить. Цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее».
2. Василий Колесов, декан факультета экономики МГУ: «Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности».
3. Борис Железов, зам. начальника управления обеспечения международных связей ВШЭ: «Главный плюс европейских стандартов – в их рациональности. Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав».
4. Евгения Зайцева, пресс-секретарь МГУ: «Не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы "дома", то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории. Чтобы установить соответствие в РФ, нужно полностью менять методику образования в России».
5. Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Московской городской думы: «Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей Слабым институтам система пойдет на пользу. Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора – присоединяться к "Болонскому процессу" или нет. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей».
6. Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам».
7. Татьяна Минеева, председатель общественного совета при департаменте образования Москвы: «Россия так или иначе становится участницей глобальных процессов. И вот в образовательной интеграции мы как раз отстали. Мы же хотим, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны на мировом рынке труда? Качество образования, на мой взгляд, зависит от высоких образовательных стандартов, оснащения вузов и уровня профессорско-преподавательского состава».
8. Наталья Починок, ректор РГСУ: «Студенческие обмены со странами Европы выросли в разы с начала 2000-х годов. По сути, это значит, что тысячи российских студентов получили возможность повысить свой уровень овладения профессиональными компетенциями и уровень владения иностранными языками в Европе и тысячи молодых европейцев побывали в России, прониклись нашей историей, культурой, подружились с российскими сверстниками. С включением России в Болонский процесс связано увеличение финансирования университетов, введение программ поддержки высшего образования и научных исследований. Некачественные образовательные организации лишились государственной аккредитации».
9. Ольга Васильева, министр образования и науки России: «Отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки, что отчетливо показывают результаты последнего рейтинга QS, где российские вузы сделали серьезные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях».
10. Виктор Садовничий, ректор МГУ: «Приняв западный стиль образования, Россия начнет готовить лаборантов для Запада».