СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материализованный и внешнеречевой уровни сформированности деятельности в классе задач на арифметические зависимости

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

иллюстрация теории поэтапного формирования внутренних действий в классе задач на арифметические зависимости

Просмотр содержимого документа
«Материализованный и внешнеречевой уровни сформированности деятельности в классе задач на арифметические зависимости»

Материализованный и внешнеречевой уровни сформированности деятельности в классе задач на арифметические зависимости.

Материализованный уровень формирования деятельности представлен субъекту в форме конкретной задачи класса К4.

Задача. Трёхзначное натуральное число записано в десятичной системе счисления. При делении суммы удвоенных первой и третей цифр на вторую получается третья цифра. Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 297. Двузначное число, записанное первой и второй цифрами на 15 меньше двузначного числа, записанного второй и третей цифрами. Найти натуральное число.

Решение задачи (последовательность действий):

  1. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен:

- значение слагаемого из сотен («путь» )

- разряд («время»), t=2

- цифра разряда сотен («скорость»)

  1. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков:

- значение слагаемого из десятков («путь» )

- разряд («время»), t=1

- цифра разряда десятков («скорость»)

  1. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц:

- значение слагаемого из единиц («путь»)

- разряд («время»),t=0

- цифра разряда единиц («скорость»).

4. В относительно изолированном фрагменте задачи «При делении суммы удвоенных первой и третей цифр на вторую получается третья цифра» зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0).

I



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

сумма

Разряд (t)

Делимое

сотни


2×цифру разряда

2

десятки


1

единицы


2×цифру разряда

0

Делитель

сотни


2

десятки


цифра разряда

1

единицы


0

Частное

сотни


2

десятки


1

единицы


цифра разряда

0



  1. В другом относительно изолированном фрагменте задачи: «Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 297» зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0):

II



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Уменьшаемое

сотни

цифра разряда сотен ×102

сумма


2

десятки

цифра разряда десятков ×10


1

единицы

цифра разряда единиц


0

Вычитаемое

сотни

цифра разряда единиц × 102

сумма


2

десятки

цифра разряда десятков ×10


1

единицы

цифра разряда сотен

сумма


0

Разность

сотни

2∙102


2

десятки

9∙10


1

единицы

7


0



  1. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи: «Двузначное число, записанное первой и второй цифрами на 15 меньше двузначного числа, записанного второй и третей цифрами» зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0):




Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

III

1

слагаемое

сотни

сумма




десятки

цифра разряда сотен × 10


1

единицы

цифра разряда десятков


0

2

слагаемое

сотни

сумма




десятки

1∙10


1

единицы

5


0

3

слагаемое

сотни

сумма




десятки

цифра разряда десятков × 10


1

единицы

цифра разряда единиц


0



  1. Поставим цель – поиск неизвестных цифр разряда слагаемых из сотен, десятков, единиц на множестве {1,…,9}.

  2. В качестве независимых переменных выберем переменные x – цифра разряда сотен, y - цифра разряда десятков, z - цифра разряда единиц, с учётом, что x, y, z{1,…,9}.

  3. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)

I



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Делимое

сотни

x∙102

2∙x

сумма

2

десятки



1

единицы

z

2∙z

0

Делитель

сотни


2

десятки

y∙10

y

1

единицы


0

Частное

сотни


2

десятки


1

единицы

z

z

0



  1. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными: .

  2. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)




Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

II

Уменьшаемое

сотни

x∙102

сумма

x

2

десятки

y∙10

y

1

единицы

z

z

0

Вычитаемое

сотни

z∙102

сумма

z

2

десятки

y∙10

y

1

единицы

x

x

0

Разность

сотни

2∙102

2

2

десятки

9∙10

сумма

9

1

единицы

7

7

0



  1. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:

(x∙102+y∙10+z) − (z∙102+y∙10+x) = 2∙102+9∙10+7.

  1. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)




Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

III

1

слагаемое

сотни




десятки

10x

сумма

x

1

единицы

y

y

0

2

слагаемое

сотни




десятки

1∙10

сумма


1

единицы

5


0

3

слагаемое

сотни




десятки

10y

сумма

y

1

единицы

z

z

0





  1. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:

(x∙10+y) + 15 = y∙10+ z.

  1. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных x, y, z как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.

  2. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными:

(*)



  1. Поставим задачу – решение системы (*) трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  2. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  3. Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем:

  1. упрощаем второе уравнение системы:

  1. упрощаем третье уравнение системы:

  1. Из второго уравнения выразим x через z:

  1. Из третьего уравнения выразим z:

  1. Значение z подставим во второе уравнение и приведём подобные слагаемые:

  1. Значение x подставим в третье уравнение и приведём подобные:

  1. Значение z подставим в первое уравнение и решим его:



(y-5)∙y=2(y-2)+2(y-5)

y2-9y+14=0

y1=2

y2=7

(0,2,-3) - первое решение системы

(5,7,2) – второе решение системы

  1. Так как x, y, z{1,…,9}, то набор (0,2,-3) не удовлетворяет условию задачи, а набор (5,7,2) удовлетворяет условию задачи.

  2. В качестве решения задачи фиксируем набор (5,7,2) , который удовлетворяет условию исходной задачи с единицами измерения - цифра разряда.

  3. В процессе решения задачи основными этапами являются:

1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик

2) описание динамических характеристик переменными

3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций

4) построение системы как математической модели задачи

5) решение системы и интерпретация значений



Анализ решения задачи позволяет установить следующую систему действий по решению всякой задачи на арифметические зависимости класса К4 - общий способ решения:

  1. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен .

  2. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков.

  3. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц.

  4. В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  5. В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических объектов слагаемых из сотен, десятков, единиц .

  6. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  7. Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (цифр разрядов) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.

  8. В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  9. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  10. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

  11. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  12. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

  13. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

  14. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

  15. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.

  16. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  17. Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  18. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  19. Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.

  20. Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.

  21. В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.

  22. В процессе решения задачи основными этапами являются:

1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик

2) описание динамических характеристик переменными

3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций

4) построение системы как математической модели задачи

5) решение системы и интерпретация значений

Внешнеречевой уровень сформированности деятельности в классе задач К4 на арифметические зависимости характеризуется включённостью общего способа деятельности вместе с процессом его конкретизации в системе следующих задач:

  1. Выделить общий метод решения в классе задач К4 на арифметические зависимости (трёхзначные числа в десятичной системе счисления).

  2. Провести конкретизацию каждого действия общего способа решения в содержании следующей задачи:

Задача: Трёхзначное натуральное число записано в десятичной системе счисления. При делении числа на двузначное, записанное последними двумя цифрами, в частном получается 14 и в остатке 11. Разность квадрата первой цифры и суммы квадратов двух последних цифр равна 30. Разность двузначного числа, записанного первыми двумя цифрами и двузначного числа, записанного последними двумя цифрами равна 32. Найти натуральное число.

Решение:

  1. о. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен.

к. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен:

- значение слагаемого из сотен («путь»)

- разряд («время»), t=2

- цифра разряда сотен («скорость»)

  1. о. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков.

к. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков:

- значение слагаемого из десятков («путь»)

- разряд («время»), t=1

- цифра разряда десятков («скорость»)

  1. о. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц.

к. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц:

- значение слагаемого из единиц («путь»)

- разряд («время»),t=0

- цифра разряда единиц («скорость»).

  1. о. В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В относительно изолированном фрагменте задачи «при делении числа на двузначное, записанное последними двумя цифрами, в частном получается 14 и в остатке 11" зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.




Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

I

Делимое

сотни

цифра разряда сотен × 102

сумма


2

десятки

цифра разряда десятков × 10


1

единицы

цифра разряда единиц


0

Делитель

сотни

сумма




десятки

цифра разряда десятков × 10


1

единицы

цифра разряда единиц


0

Неполное

частное

сотни




десятки

1∙10

сумма


1

единицы

4


0

Остаток

сотни




десятки

1∙10

сумма


1

единицы

1


0



  1. о. В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В относительно изолированном фрагменте задачи «разность квадрата первой цифры и суммы квадратов двух последних цифр равна 30» зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.

II



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Уменьшаемое

сотни


(цифра разряда сотен)2

2

десятки



1

единицы



0

Вычитаемое

сотни


сумма


2

десятки


(цифра разряда десятков)2

1

единицы


(цифра разряда единиц)2

0

Разность

сотни



2

десятки

3∙10


1

единицы

0


0



6. о. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В относительно изолированном фрагменте задачи «разность двузначного числа, записанного первыми двумя цифрами и двузначного числа, записанного последними двумя цифрами равна 32» зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.

III



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Уменьшаемое

сотни

сумма




десятки

цифра разряда сотен×10


1

единицы

цифра разряда десятков


0

Вычитаемое

сотни

сумма




десятки

цифра разряда десятков ×10


1

единицы

цифра разряда единиц


0

Разность

сотни




десятки

3∙10


1

единицы

2


0





  1. о. Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (цифр разряда) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.

к. Поставим цель – поиск неизвестных цифр разряда слагаемых из сотен, десятков, единиц на множестве {1,...,9}.

  1. о. В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В качестве независимых переменных выберем x – цифра разряда сотен, y – цифра разряда десятков, z - цифра разряда единиц, с учётом, что x, y {1,...,9}, z {0,..,9}.

  1. о. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:




Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

I

Делимое

сотни

x × 102

сумма

x

2

десятки

y × 10

y

1

единицы

z

z

0

Делитель

сотни




десятки

y × 10

сумма

y

1

единицы

z

z

0

Неполное

частное

сотни




десятки

1∙10

сумма


1

единицы

4


0

Остаток

сотни




десятки

1∙10

сумма


1

единицы

1


0



  1. о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:

x∙102 + y∙10 + z = (y∙10 + z)∙(1∙10 + 4) + (1∙10 + 1)

  1. о. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:

II



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Уменьшаемое

сотни


(x)2

2

десятки



1

единицы



0

Вычитаемое

сотни



2

десятки


(y)2

сумма

1

единицы


(z)2

0

Разность

сотни



2

десятки

3∙10


1

единицы



0



  1. о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:

x2 - (y2+z2) = 30

  1. о. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.

к. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:



III



Значение слагаемого (S)

Цифра разряда (V)

Разряд (t)

Уменьшаемое

сотни




десятки

x ×10

сумма

x

1

единицы

y

y

0

Вычитаемое

сотни




десятки

y ×10

сумма

y

1

единицы

z

z

0

Разность

сотни




десятки

3∙10


1

единицы

2


0



  1. о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.

к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:

(x∙10 + y) – (y∙10 + z) = 32

  1. о. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.

к. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.

  1. о. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

к. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

(*)

  1. о. Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

к. Поставим задачу – решение системы (*) трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  1. о. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

к. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.

  1. о. Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.

к. Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем:











































  1. о. Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.





  1. о. В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.





  1. В процессе решения задачи основными этапами являются:

1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик

2) описание динамических характеристик переменными

3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций

4) построение системы как математической модели задачи

5) решение системы и интерпретация значений













14