Материализованный и внешнеречевой уровни сформированности деятельности в классе задач на арифметические зависимости.
Материализованный уровень формирования деятельности представлен субъекту в форме конкретной задачи класса К4.
Задача. Трёхзначное натуральное число записано в десятичной системе счисления. При делении суммы удвоенных первой и третей цифр на вторую получается третья цифра. Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 297. Двузначное число, записанное первой и второй цифрами на 15 меньше двузначного числа, записанного второй и третей цифрами. Найти натуральное число.
Решение задачи (последовательность действий):
Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен:
- значение слагаемого из сотен («путь» )
- разряд («время»), t=2
- цифра разряда сотен («скорость»)
Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков:
- значение слагаемого из десятков («путь» )
- разряд («время»), t=1
- цифра разряда десятков («скорость»)
Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц:
- значение слагаемого из единиц («путь»)
- разряд («время»),t=0
- цифра разряда единиц («скорость»).
4. В относительно изолированном фрагменте задачи «При делении суммы удвоенных первой и третей цифр на вторую получается третья цифра» зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0).
I | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) сумма | Разряд (t) |
Делимое | сотни | | 2×цифру разряда | 2 |
десятки | | − | 1 |
единицы | | 2×цифру разряда | 0 |
Делитель | сотни | | − | 2 |
десятки | | цифра разряда | 1 |
единицы | | − | 0 |
Частное | сотни | | − | 2 |
десятки | | − | 1 |
единицы | | цифра разряда | 0 |
В другом относительно изолированном фрагменте задачи: «Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 297» зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0):
II | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Уменьшаемое | сотни | цифра разряда сотен ×102
сумма | | 2 |
десятки | цифра разряда десятков ×10 | | 1 |
единицы | цифра разряда единиц | | 0 |
Вычитаемое | сотни | цифра разряда единиц × 102
сумма | | 2 |
десятки | цифра разряда десятков ×10 | | 1 |
единицы | цифра разряда сотен сумма | | 0 |
Разность | сотни | 2∙102 | | 2 |
десятки | 9∙10 | | 1 |
единицы | 7 | | 0 |
В следующем относительно изолированном фрагменте задачи: «Двузначное число, записанное первой и второй цифрами на 15 меньше двузначного числа, записанного второй и третей цифрами» зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0):
| | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
III | 1 слагаемое | сотни | сумма | | |
десятки | цифра разряда сотен × 10 | | 1 |
единицы | цифра разряда десятков | | 0 |
2 слагаемое | сотни | сумма | | |
десятки | 1∙10 | | 1 |
единицы | 5 | | 0 |
3 слагаемое | сотни | сумма | | |
десятки | цифра разряда десятков × 10 | | 1 |
единицы | цифра разряда единиц | | 0 |
Поставим цель – поиск неизвестных цифр разряда слагаемых из сотен, десятков, единиц на множестве {1,…,9}.
В качестве независимых переменных выберем переменные x – цифра разряда сотен, y - цифра разряда десятков, z - цифра разряда единиц, с учётом, что x, y, z
{1,…,9}.
В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)
I | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Делимое | сотни | x∙102 | 2∙x
сумма | 2 |
десятки | | | 1 |
единицы | z | 2∙z | 0 |
Делитель | сотни | | − | 2 |
десятки | y∙10 | y | 1 |
единицы | | − | 0 |
Частное | сотни | | − | 2 |
десятки | | − | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
.
В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)
| | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
II | Уменьшаемое | сотни | x∙102
сумма | x | 2 |
десятки | y∙10 | y | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Вычитаемое | сотни | z∙102
сумма | z | 2 |
десятки | y∙10 | y | 1 |
единицы | x | x | 0 |
Разность | сотни | 2∙102 | 2 | 2 |
десятки | 9∙10
сумма | 9 | 1 |
единицы | 7 | 7 | 0 |
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
(x∙102+y∙10+z) − (z∙102+y∙10+x) = 2∙102+9∙10+7.
В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц (объектов 2, 1, 0)
| | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
III | 1 слагаемое | сотни | | | |
десятки | 10x
сумма | x | 1 |
единицы | y | y | 0 |
2 слагаемое | сотни | | | |
десятки | 1∙10
сумма | | 1 |
единицы | 5 | | 0 |
3 слагаемое | сотни | | | |
десятки | 10y
сумма | y | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
(x∙10+y) + 15 = y∙10+ z.
Характеризуем неизвестные наборы значений переменных x, y, z как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными:
(*)
Поставим задачу – решение системы (*) трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем:
упрощаем второе уравнение системы:

упрощаем третье уравнение системы:

Из второго уравнения выразим x через z:
Из третьего уравнения выразим z:
Значение z подставим во второе уравнение и приведём подобные слагаемые:
Значение x подставим в третье уравнение и приведём подобные:
Значение z подставим в первое уравнение и решим его:

(y-5)∙y=2(y-2)+2(y-5)
y2-9y+14=0
y1=2
y2=7
(0,2,-3) - первое решение системы
(5,7,2) – второе решение системы
Так как x, y, z
{1,…,9}, то набор (0,2,-3) не удовлетворяет условию задачи, а набор (5,7,2) удовлетворяет условию задачи.
В качестве решения задачи фиксируем набор (5,7,2) , который удовлетворяет условию исходной задачи с единицами измерения - цифра разряда.
В процессе решения задачи основными этапами являются:
1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик
2) описание динамических характеристик переменными
3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций
4) построение системы как математической модели задачи
5) решение системы и интерпретация значений
Анализ решения задачи позволяет установить следующую систему действий по решению всякой задачи на арифметические зависимости класса К4 - общий способ решения:
Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен .
Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков.
Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц.
В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических объектов слагаемых из сотен, десятков, единиц .
В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (цифр разрядов) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.
В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики слагаемых из сотен, десятков, единиц.
В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.
Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.
В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.
В процессе решения задачи основными этапами являются:
1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик
2) описание динамических характеристик переменными
3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций
4) построение системы как математической модели задачи
5) решение системы и интерпретация значений
Внешнеречевой уровень сформированности деятельности в классе задач К4 на арифметические зависимости характеризуется включённостью общего способа деятельности вместе с процессом его конкретизации в системе следующих задач:
Выделить общий метод решения в классе задач К4 на арифметические зависимости (трёхзначные числа в десятичной системе счисления).
Провести конкретизацию каждого действия общего способа решения в содержании следующей задачи:
Задача: Трёхзначное натуральное число записано в десятичной системе счисления. При делении числа на двузначное, записанное последними двумя цифрами, в частном получается 14 и в остатке 11. Разность квадрата первой цифры и суммы квадратов двух последних цифр равна 30. Разность двузначного числа, записанного первыми двумя цифрами и двузначного числа, записанного последними двумя цифрами равна 32. Найти натуральное число.
Решение:
о. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен.
к. Выделим динамические характеристики слагаемого из сотен:
- значение слагаемого из сотен («путь»)
- разряд («время»), t=2
- цифра разряда сотен («скорость»)
о. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков.
к. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков:
- значение слагаемого из десятков («путь»)
- разряд («время»), t=1
- цифра разряда десятков («скорость»)
о. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц.
к. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц:
- значение слагаемого из единиц («путь»)
- разряд («время»),t=0
- цифра разряда единиц («скорость»).
о. В относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В относительно изолированном фрагменте задачи «при делении числа на двузначное, записанное последними двумя цифрами, в частном получается 14 и в остатке 11" зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.
| | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
I | Делимое | сотни | цифра разряда сотен × 102
сумма | | 2 |
десятки | цифра разряда десятков × 10 | | 1 |
единицы | цифра разряда единиц | | 0 |
Делитель | сотни | сумма | | |
десятки | цифра разряда десятков × 10 | | 1 |
единицы | цифра разряда единиц | | 0 |
Неполное частное | сотни | | | |
десятки | 1∙10
сумма | | 1 |
единицы | 4 | | 0 |
Остаток | сотни | | | |
десятки | 1∙10
сумма | | 1 |
единицы | 1 | | 0 |
о. В другом относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В относительно изолированном фрагменте задачи «разность квадрата первой цифры и суммы квадратов двух последних цифр равна 30» зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.
II | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Уменьшаемое | сотни | | (цифра разряда сотен)2 | 2 |
десятки | | | 1 |
единицы | | | 0 |
Вычитаемое | сотни | | сумма | 2 |
десятки | | (цифра разряда десятков)2 | 1 |
единицы | | (цифра разряда единиц)2 | 0 |
Разность | сотни | | | 2 |
десятки | 3∙10 | | 1 |
единицы | 0 | | 0 |
6. о. В следующем относительно изолированном фрагменте задачи зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В относительно изолированном фрагменте задачи «разность двузначного числа, записанного первыми двумя цифрами и двузначного числа, записанного последними двумя цифрами равна 32» зафиксируем ситуацию III взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из сотен, десятков, единиц.
III | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Уменьшаемое | сотни | сумма | | |
десятки | цифра разряда сотен×10 | | 1 |
единицы | цифра разряда десятков | | 0 |
Вычитаемое | сотни | сумма | | |
десятки | цифра разряда десятков ×10 | | 1 |
единицы | цифра разряда единиц | | 0 |
Разность | сотни | | | |
десятки | 3∙10 | | 1 |
единицы | 2 | | 0 |
о. Поставим цель – поиск неизвестных динамических характеристик (цифр разряда) на зафиксированном множестве значений, удовлетворяющих каждой из трёх выделенных ситуаций.
к. Поставим цель – поиск неизвестных цифр разряда слагаемых из сотен, десятков, единиц на множестве {1,...,9}.
о. В качестве независимых переменных x, y, z выберем одни и те же неизвестные динамические характеристики слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В качестве независимых переменных выберем x – цифра разряда сотен, y – цифра разряда десятков, z - цифра разряда единиц, с учётом, что x, y
{1,...,9}, z
{0,..,9}.
о. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:
| | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
I | Делимое | сотни | x × 102
сумма | x | 2 |
десятки | y × 10 | y | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Делитель | сотни | | | |
десятки | y × 10
сумма | y | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Неполное частное | сотни | | | |
десятки | 1∙10
сумма | | 1 |
единицы | 4 | | 0 |
Остаток | сотни | | | |
десятки | 1∙10
сумма | | 1 |
единицы | 1 | | 0 |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
x∙102 + y∙10 + z = (y∙10 + z)∙(1∙10 + 4) + (1∙10 + 1)
о. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:
II | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Уменьшаемое | сотни | | (x)2 | 2 |
десятки | | | 1 |
единицы | | | 0 |
Вычитаемое | сотни | | | 2 |
десятки | | (y)2
сумма | 1 |
единицы | | (z)2 | 0 |
Разность | сотни | | | 2 |
десятки | 3∙10 | | 1 |
единицы | | | 0 |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
x2 - (y2+z2) = 30
о. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц.
к. В установленной ситуации III с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из сотен, десятков, единиц:
III | | | Значение слагаемого (S) | Цифра разряда (V) | Разряд (t) |
Уменьшаемое | сотни | | | |
десятки | x ×10
сумма | x | 1 |
единицы | y | y | 0 |
Вычитаемое | сотни | | | |
десятки | y ×10
сумма | y | 1 |
единицы | z | z | 0 |
Разность | сотни | | | |
десятки | 3∙10 | | 1 |
единицы | 2 | | 0 |
о. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными.
к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации III математической моделью – рациональным уравнением с тремя переменными:
(x∙10 + y) – (y∙10 + z) = 32
о. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
к. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
о. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
(*)
о. Поставим задачу – решение системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Поставим задачу – решение системы (*) трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
о. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
к. Актуализируем общий метод решения системы трёх рациональных уравнений с тремя переменными.
о. Решаем построенную систему рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем.
к. Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем:
о. Интерпретируем все решения системы в содержании данной задачи.
о. В качестве решения задачи фиксируем те наборы значений, которые удовлетворяют условию исходной задачи с указанием единиц измерения.
В процессе решения задачи основными этапами являются:
1) описание каждой из трёх ситуаций на языке динамических характеристик
2) описание динамических характеристик переменными
3) построение уравнений в качестве математических моделей выделенных ситуаций
4) построение системы как математической модели задачи
5) решение системы и интерпретация значений
14