СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" (презентация,таблицы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию для первого урока "Идейный замысел комедии Н.В.Гоголя "Ревизор",а также раздаточный материал для самостоятельной работы или домашнего задания. (Таблица для характеристики чиновников,план характеристики Хлестакова)

Просмотр содержимого документа
«таблица характеристика чиновников»

Характеристика чиновников уездного города в комедии «Ревизор»


Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Должность







Портрет (см.замечания для господ актеров)










Авторская хорактеристика (см.замечания для господ актеров)












Как занимается службой (цитаты,пересказ)












Речевая характеристика (как говорит, о чем говорит,авторские ремарки)











За что отвечает чиновник, как обстоят дела в этой городской сфере.














Просмотр содержимого документа
«характеристика хлестакова дз»




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")



Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")



Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")



Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")



Характеристика Хлестакова по плану:
1)внешность
2)общественное положение 
3)поступки, поведение

4)Как ведет себя с чиновниками
5)Основные черты характера
Примеры из текста (Н.В.Гоголь "Ревизор")




Просмотр содержимого презентации
«ревизор»

Н. В. Гоголь-писатель-сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор»

Н. В. Гоголь-писатель-сатирик.

Идейный замысел комедии «Ревизор»

Значение слова Сатира по Ожегову:

Значение слова Сатира по Ожегову:

  • Сатира - обличающее осмеяние .
  • Художественное произведение , остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
Каков идейный замысел комедии «Ревизор»?

Каков идейный замысел комедии «Ревизор»?

Что мы знаем о творчестве и биографии Н. В. Гоголя? Сведения о биографии писателя 2. Основные произведения Н. В. Гоголя

Что мы знаем о творчестве и биографии Н. В. Гоголя?

  • Сведения о биографии писателя

2. Основные произведения Н. В. Гоголя

НАЗОВИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Н. В. ГОГОЛЯ

НАЗОВИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Н. В. ГОГОЛЯ

История создания комедии «Ревизор»

История создания комедии «Ревизор»

  В 30-е годы XIX века Гоголь серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, с наказанием пороков на глазах зрителей.
  •   В 30-е годы XIX века Гоголь серьезно задумывается о будущем русской комедии.
  • Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, с наказанием пороков на глазах зрителей.
Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор».Над текстом комедии писатель работал 17 лет. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя.
  • Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
  • В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор».Над текстом комедии писатель работал 17 лет. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя.
Александринский театр в Петербурге.

Александринский театр в Петербурге.

Афиша первого представления «Ревизора» в Петербурге

Афиша первого представления «Ревизора» в Петербурге

"Сегодня, в воскресенье, 19 апреля российскими придворными актерами представлены будут в первый раз "Ревизор", оригинальная комедия в пяти действиях, соч. Н. Гоголя..." .

«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835 года. Закончен в первой редакции, потом были ещё переделки. В апреле 1836года комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно. «Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». А несколькими днями позже, в письме к историку М.П. Погодину, он с горечью замечает: «И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…»

«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835 года. Закончен в первой редакции, потом были ещё переделки. В апреле 1836года комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

«Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». А несколькими днями позже, в письме к историку М.П. Погодину, он с горечью замечает: «И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…»

Встреча Н.В.Гоголя с актёрами.

Встреча Н.В.Гоголя с актёрами.

Цель Гоголя – не развлекать публику, а волновать её, тревожить едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродства действительности.

Цель Гоголя – не развлекать публику, а волновать её, тревожить едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродства действительности.

ЗАМЫСЕЛ КОМЕДИИ «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем этим».  Н. В. Гоголь

ЗАМЫСЕЛ КОМЕДИИ

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем этим».

Н. В. Гоголь

Художественные приёмы, используемые автором для раскрытия характеров:

Художественные приёмы, используемые автором для раскрытия характеров:

  • 1. Говорящие фамилии 2. Портрет. 3. Речевая характеристика. 4.Авторская характеристика
Словарь литературных терминов

Словарь литературных терминов

  • ДРАМА-(греч.) действие
  • АФИША- список действующих лиц
  • МОНОЛОГ-высказывание одного героя
  • ДИАЛОГ-разговор двух или нескольких лиц
  • РЕМАРКИ-замечания автора для актеров и режиссера
Каков идейный замысел комедии? Сюжет о чиновнике, которого приняли за ревизора подсказан Пушкиным Похожий сюжет встречается в комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе» Гоголь высмеивает пороки чиновников, «все дурное в России» нач. 19 века,  обращаясь к жанру комедии.

Каков идейный замысел комедии?

  • Сюжет о чиновнике, которого приняли за ревизора подсказан Пушкиным
  • Похожий сюжет встречается в комедии
  • Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе»
  • Гоголь высмеивает пороки чиновников, «все дурное в России» нач. 19 века,

обращаясь к жанру комедии.

Гоголевский смех — своеобразное «увеличительное стекло», с помощью которого можно рассмотреть в людях то, что они сами в себе или не замечают, или хотят скрыть. Эпиграф комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»  Пословица
  • Гоголевский смех — своеобразное «увеличительное стекло», с помощью которого можно рассмотреть в людях то, что они сами в себе или не замечают, или хотят скрыть.
  • Эпиграф комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
  • Пословица
Сквозник-Дмухановский  Антон Антонович Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя... В.Г. Белинский.  Горе от ума. Соч. А.С. Грибоедова.  Сквозник-Дмухановский  Антон Антонович Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя... В.Г. Белинский.  Горе от ума. Соч. А.С. Грибоедова.   Городничий. Рисунок П. Боклевского

Сквозник-Дмухановский Антон Антонович

Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя...

В.Г. Белинский. Горе от ума. Соч. А.С. Грибоедова.

  • Сквозник-Дмухановский Антон Антонович Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя... В.Г. Белинский. Горе от ума. Соч. А.С. Грибоедова.

Городничий. Рисунок П. Боклевского

Анна Андреевна и Марья Антоновна Возьмите, например, Городничиху... вглядитесь в ее натуру попристальнее, и в этой смешной, имеющей претензию на галантерейное обращение барыне, вы увидите... нечто такое, что поразит вас невольным ужасом. Не одна только праздность, суетность, чванство и грубое кокетство - пороки Городничихи: нет - она зла и высокомерна... А.П. Григорьев Анна Андреевна и Марья Антоновна Возьмите, например, Городничиху... вглядитесь в ее натуру попристальнее, и в этой смешной, имеющей претензию на галантерейное обращение барыне, вы увидите... нечто такое, что поразит вас невольным ужасом. Не одна только праздность, суетность, чванство и грубое кокетство - пороки Городничихи: нет - она зла и высокомерна... А.П. Григорьев  Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок П. Боклевского

Анна Андреевна и Марья Антоновна

Возьмите, например, Городничиху... вглядитесь в ее натуру попристальнее, и в этой смешной, имеющей претензию на галантерейное обращение барыне, вы увидите... нечто такое, что поразит вас невольным ужасом. Не одна только праздность, суетность, чванство и грубое кокетство - пороки Городничихи: нет - она зла и высокомерна...

А.П. Григорьев

  • Анна Андреевна и Марья Антоновна Возьмите, например, Городничиху... вглядитесь в ее натуру попристальнее, и в этой смешной, имеющей претензию на галантерейное обращение барыне, вы увидите... нечто такое, что поразит вас невольным ужасом. Не одна только праздность, суетность, чванство и грубое кокетство - пороки Городничихи: нет - она зла и высокомерна... А.П. Григорьев

Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок П. Боклевского

Ляпкин-Тяпкин  Аммос Федорович Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом... хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров Ляпкин-Тяпкин  Аммос Федорович Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом... хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров     Ляпкин-Тяпкин. Рисунок П. Боклевского

Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом... хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров

  • Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом... хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров

Ляпкин-Тяпкин. Рисунок П. Боклевского

Хлестаков Иван Александрович Что такое, если разобраться, в самом деле Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключает в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Выставить эти качества в людях, которые не лишены, между прочим, хороших достоинств, было бы грехом со стороны писателя, ибо он тем поднял бы их на всеобщий смех. Лучше пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли, и в то же время осмотрится вокруг без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на ненго пальцем и не назвал бы его по имени... Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально, в этом не хочет только признаться... Н. Гоголь. Отрывок из письма...

  • Хлестаков Иван Александрович Что такое, если разобраться, в самом деле Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключает в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Выставить эти качества в людях, которые не лишены, между прочим, хороших достоинств, было бы грехом со стороны писателя, ибо он тем поднял бы их на всеобщий смех. Лучше пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли, и в то же время осмотрится вокруг без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на ненго пальцем и не назвал бы его по имени... Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально, в этом не хочет только признаться... Н. Гоголь. Отрывок из письма...

Хлестаков. Рисунок П. Боклевского

Бобчинский Петр Иванович и Добчинский Петр Иванович

Бобчинский Петр Иванович и Добчинский Петр Иванович

"Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают, как дураков, и обходятся с ними либо с видом презрения, либо же с видом покровительства... Их дни проходят в шатанье и собирании новостей и сплетней. Обогатясь подобною находкой, они вдруг вырастают сознанием своей важности и уже бегут к знакомым смело, в уверенности хорошего приема." В. Белинский

  • Бобчинский Петр Иванович и Добчинский Петр Иванович "Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают, как дураков, и обходятся с ними либо с видом презрения, либо же с видом покровительства... Их дни проходят в шатанье и собирании новостей и сплетней. Обогатясь подобною находкой, они вдруг вырастают сознанием своей важности и уже бегут к знакомым смело, в уверенности хорошего приема." В. Белинский

Бобчинский и Добчинский. Рисунок П. Боклевского

Земляника Артемий Филиппович Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров  Земляника. Рисунок П. Боклевского

Земляника

Артемий Филиппович

Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Н. Гоголь. Замечания для гг. актеров

Земляника. Рисунок П. Боклевского