Чехов «Ионыч». Материалы к урокам по рассказу.
Работа по главам.
Глава1.
1. Земский город. Какой? Наш Кунгур, Очер, Ильинский.
2. Культурная и талантливая семья Туркиных? В чем заключаются их таланты.
3.Дмитрий Ионыч Старцев. Дялиж в 9 верстах от С – 1 км 60 метров.
4.О чем говорит то, что он в город пришел пешком и что лошадей у него еще не было? (Он энергичен, деятелен, беден).
5. О чем читает Вера Иосифовна. Как гости воспринимают роман? (О том, чего никогда не бывает в жизни. Гости думают о своем, слушать приятно и удобно.).
6. Метод айсберга. Почему 5 минут после прочтения романа все молчали? Зачем «Лучинушка»? (Она передает то, что есть в жизни и нет в романе).
7.Как вы думаете, почему Вера Илсифовна не печатает свои романы? А пробовала она их сдавать печатать? Чем оправдывает она, что романы ее пылятся в шкафу? (Мы имеем средства). Вы верите ей? Почему все домашние почему-то вздохнули? (Роианы ее безжизненны, их отказываются печатать).
8.Как воспринимается игра Котика? (Шум падающих камней).
9. Почему Д.И. слушает эти надоедливые звуки с удовольствием? (Комфорт, тепло, ново.)
10.В чем заключаются таланты Ивана Петровича? (Необыкновенный язык, выработанный долгими упражнениями в остроумии – это уже сатира. Каверканье языка.)
11. Лакей Пава – смешно?
12. Как чувствует себя наш герой после посещения Туркиных и почему?
Глава 2
1. Почему Старцев год не был в губернском городе С.? (Много работы). Т.е., как он относится к своей работе?
2. Ради кого он стал ездить постоянно?
3. Изменилось его материальное положение? (У него пара лошадей и кучер).
4. Что еще изменилось во внешнем облике Старцева. (Стал полнеть).
Глава3.
1. О чем думает Старцев, приехав делать предложение? Как это его характеризует. (О приданом).
2. Сколько дней он страдал после отказа? Как характеризуетего фраза: «Сколько хлопот, однако».
Глава4.
1. Каким мы видим Старцева через 4 года?
2. Спешно принимал больных. Изменилось его отношение к работе?
3. Какое новое увлечение приобрел наш герой? (Считать заработанные деньги). Духами, уксусом, ладаном, ворванью пахнут деньги – это о чем?
4. Как в городе стали называть Старцева? (Поляк надутый).
5. Изменилось что-то в доме Туркиных?
6. Пробудился огонек, который все разрастался. Когда он потух? (Когда вспомнил про бумажки). Т.е., для него работа теперь – нажива, он не думает о больных.
7. Можно сказать, что Котик и Старцев как бы поменялись местами. К.И. поняла всю бездарность своей семьи, восхищена деятельностью Старцева. А Старцев, напротив, опустился до уровня горожан. Ведь теперь главное для него – деньги.
8. Какой фразой дана характеристика города и горожан. (« Если самые талантливые люди города так бездарны, то каков сам город»).
Глава 5.
1. Каким мы видим Старцева еще через несколько лет?
Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее.
2. Какова роль в рассказе кучера Пантелеймона? (Он показывает уровень деградации своего хозяина).
3. Его отношение к больным.
4. Изменилось ли что-то в доме Туркиных?
Анализ рассказа «Ионыч»
Тема – духовная деградация подающего большие надежды врача под влиянием окружающей среды и слабость и неумение сопротивляться, отстаивать свои идеалы.
Год написания – 1898 г.
Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.
Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.
Жанр – Произведение автора относится к жанру рассказа.
Направление – реализм.
Тема
На протяжении повествования, идет деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя. Это дает право остальным жителям относиться к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставя его в один ряд с серыми и безликими личностями горожан.
Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение.
Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения.
Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.
В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.
Писатель касается многих нравственных проблем, имеющих место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке.
Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.
Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча?
Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?
Если говорить о противостоянии главного героя окружающей среде, то его можно сравнить с главным героем другого произведения - Чацким из комедии Грибоедова «Горе от ума». Так же, как и Старцев, Чацкий оказался в чуждом ему окружении. Но Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях,
У Старцева же нет изначального неприятия этой среды. В какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи. Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили. Все остались равнодушны, лишь наградили странным прозвищем «поляк надутый» (но, в отличие от Чацкого, сумасшедшим не объявили).
В первых трех главах Дмитрий Старцев молод, беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы пройти девять верст пешком (а потом девять верст обратно). Поначалу они не догадывается, в какое общество попал.
Таланты Туркиных.
Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно оригинальными. Правда, наблюдательность подсказывает ему, что остроты эта выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что игра Котика однообразна, а идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.
Идет время, а в семье Туркиных ничего не меняется. Постепенно все эти «таланты» начинают вызывать у Старцева раздражение.
При этом нельзя забывать о том, что семья Туркиных — самая талантливая в городе. Возникает вопрос: каковы же все остальные? А остальные тоже живут по установленной программе: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...»
Старцев – Туркины.
Туркины остались на том же уровне пошлости, а Старцев опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о котором он прежде говорил с таким презрением. Таков итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него».
Любовь Старцева.
Первой ступенькой стала неудача в любви. Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Старцев не очень складно делает предложение и получает отказ. А может быть, откликнись Котик не его любовь, их жизнь сложилась бы иначе. Однако Котик отвергает Старцева, потому что сама стремится к более высокой цели, чем жизнь с обыкновенным, невыдающимся человеком.
Прошло время, и Котик поняла, что жила не по той программе: «Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница».
Получается, что герои снова говорят на разных языках. Теперь Котик склонна идеализировать Старцева, но она напрасно ждет от него ответного чувства. Превращение Старцева в Ионыча почти завершилось, его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя.
Почему он превратился в Ионыча?
Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. Смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам.
Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.
Кто виноват?
После отказа Котика он с головой окунается в работу, а своё свободное время проводит за азартными играми, получая большие деньги. Из-за своей роскошной жизни Дмитрий начинает полнеть, пить, забрасывает свои пешие прогулки. Через некоторое время и работа уже не приносит былого удовольствия. Герой ограждается от общества. У него больше нет друзей. Это больше не тот доктор Старцев, с которым мы познакомились в самом начале. Это Ионыч – человек, не требующий ничего от жизни. Герой полностью опустошен. Он продолжает скупать вещи: теперь у него есть и два имения, и собственный экипаж. Вот только счастья, любимой работы и благородной целей больше нет. Ионыч понимает, что собственными руками загубил свою жизнь, но ничего не может с этим поделать.
Таким образом, Чехов пытается показать, как одни люди могут влиять на других. Причём это влияние не всегда положительное. Как мы видим, Старцев, который противостоял обществу, стал его типичным представителем. Его поглотила мещанская пошлость, которая царит в уезде. Из талантливого доктора Дмитрий превратился в скучного и ленивого Ионыча.
Кто виноват?
Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет.
Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.
Автор доносит до читателя мнение, что не в среде, а в самом человеке кроется причина деградации. Обывательщина и пошлость способны засосать любого, кто не хочет им противодействовать.
Кто виноват?
Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но, мне кажется, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живое биение мысли на сытое, самодовольное существование.
В заключение можно вспомнить слова героя рассказа “Крыжовник” о том, что человеку нужно “не три аршина земли, а весь земной шар”.
Вывод:
Сегодня культура в определённой степени и в основном через СМИ и телевидение формирует Ионычей 21 века с особняками и дорогими машинами, паразитов общества, удовлетворяющих свои потребности и заботящихся о своем статусе. Мировоззрение (представление о мире в образах) формируется на основе зрительной информации, которую наше поколение получает в том числе и с экранов телевидения, рекламных плакатов и миросозерцания бытия.
Еще Йозеф Геббельс говорил:"Превосходство зрительной картинки над слуховой заключается в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения», которое «нельзя держать под контролем: всё равно каждый увидит своё. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же.” Нетрудно догадаться, каких Ионычей хотел формировать Третий Рейх.
Но мы живем в эпоху смены логики социального поведения. На протяжении жизни одного человека сменяется несколько технологий, в том числе и в воздействии на психику людей. И старые методы зомбирования легко выявить и принять соответствующие меры. Следует быть очень внимательным в жизни и иметь своего царя в голове. Предупрежден – значит вооружен.
Чему учит рассказ.
Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, — историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.
Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!
Краткое содержание.
Каждая новая глава - это очередной этап духовного разложения героя. Поначалу этот молодой земский врач был наивен и доброжелателен. Соскучившись в глуши, он знакомится в городе с самой передовой и одаренной семьей. Проведенное с ними время Старцеву представляется праздником и все выглядит прекрасным и новым.
Но городская жизнь оказалась однообразна и сера. Обнаружилось, что новые знакомые скучны, бездарны, недалеки. Доктор много работает, полный желания быть нужным обществу. Но у общества мало интересов. Эти люди живут бесцельно и поверхностно: играют в карты, едят. С ними нет возможности поспорить о политике или науке – не поймут или оскорбятся.
Постепенно болото обывательской жизни затягивает и доктора. Он уже потерял вдохновение от работы. Приобретя большую практику, поспешно и кое-как ведет прием пациентов. В итоге его практика делается огромной, что позволяет ему обзаводиться имуществом и домами.
Медленно исчезает грань, отделяющая Старцева от остальных обывателей. Он превращается для них в своего и за ним закрепляется примитивное неуважительное прозвище - Ионыч. Окружающие снисходительно воспринимают его потребности и капризы, а тот проводит вечера, играя в карты, и о политике с наукой больше не вспоминает. У Ионыча имеется другое увлечение – пересчитывать помятые купюры, принятые от пациентов.
Доктор потерял способность откликаться на чувства, он сделался раздражительным брюзгой. Все живое и страстное в его душе погибло, теперь он безучастен ко всему. Новому Ионычу всегда предстоит убивать вечера за картами, а потом одиноко ужинать. Его сердце окаменело.
Автор показывает трагедию духовного обнищания человека, который позволил себе поддаться убийственному влиянию общественных нравов. В погоне за покоем и сытостью он растерял надежды, убил мечты.
Каким становится наш герой?
В конце рассказа перед нами другой Ионыч: каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вступает в беседу. Котик же, убедившись, что у нее посредственные способности, живет надеждой на любовь Старцева. Но он – уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.
Теперь по вечерам он развлекается тем, что вынимает из карманов банкноты, а когда денег стало стишком много, разъезжает и рассматривает дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Старцев не замечает, что “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
Почему Ионыч? Свой.
Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!
Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.
Почему Старцев стал таким?
Карьера Старцева начинается в городе, где живут обывательской, пустой жизнью, он не видел перед собой других ориентиров и целей, кроме мещанского счастья. Это сыграло для главного героя определяющую роль – он оказался слаб, малодушен и вял, чтобы стремиться к лучшему, возвыситься над толпой обывателей. При этом, обладая мыслящим умом и чуткой душой, он пал ещё ниже их.
К чему призывает автор?
Об этой проблеме А. Чехов призывает нас серьёзно задуматься, взвесить свои слова и поступки, общество, в котором мы вращаемся, чтобы понять, не приведёт ли всё это и нас к подобному безрадостному концу? Рассказ «Ионыч» является серьёзным предостережением, как обществу в целом, так и каждому отдельному человеку, желающему для себя качественной жизни.
Ответственность человека.
Вы скажете: "У каждого своя судьба", - и будете правы. Однако, по моему мнению, каждый кует свою судьбу сам. Конечно, нельзя недооценивать его величество Случай: кто-то с детства обеспечен всем, а другой чуть ли не с пеленок пашет, как вол, чтобы достать хотя бы самое необходимое для проживания. Но как рожденный в нищете не обречен быть бедняком, так и сын богача не застрахован от сложных испытаний на своем пути и болезненного падения в черную бездну разорения и горя.
Человек - хозяин своей жизни. Всегда следует полагаться на самого себя, не надеяться лишь на одну удачу. Легче всего, конечно, плыть по течению, сложа лапки, и ни о чем не думать, но достигнете ли вы желаемого таким способом? Нет.
Удача улыбается тем, кто умеет ждать. Но не лучше ли приложить определенные усилия и достичь цели самостоятельно? "Никогда не бывает больших дел без больших трудностей", - говорил Вольтер. Чем более сложная борьба, тем приятнее победа. Жизнь прекрасна, когда создаешь ее сам.
Никто и ничто не бьет так сильно как жизнь. За одного битого двух небитых дают. Не важно, как ударят тебя, важно, как ты выдержишь удар, как будешь продвигаться вперед. Нужно понять: жизнь дает тебе хорошего пинка в спину для того, чтобы ты, наконец, решился сделать шаг вперед. Только так побеждают! То, что успех - это случайность, говорят только неудачники. "Счастливчики" же знают настоящую цену своему везению.
Наша судьба в наших руках
Не раз в своей жизни я слышал выражение «Судьба человека – в его руках». Это значит, что человек может добиться всего, чего он хочет, сам – благодаря силе своего желания, благодаря своему упорству, терпению, трудолюбию, вере.
Знаю, что не все придерживаются такой точки зрения. Многие считают, что от человека, в глобальном смысле, мало что зависит. Все определяют обстоятельства, окружающие люди, Господь Бог, наконец. «Что человеку на роду написано, так тому и быть», - рассуждают фаталисты. И ничего невозможно изменить, нужно терпеливо нести свой крест и надеяться. А там – как Бог даст…
Конечно, каждый человек имеет право на свою точку зрения. Но, скажу честно, такое смирение и трусость мне не близки. Ведь человек, верящий, что от него ничего не зависит, снимает с себя всякую ответственность за свою жизнь. Он может ничего не делать, ни к чему не стремиться, ничего не добиваться – все равно от него ничего не зависит!
Я не могу понять такого малодушия и пассивности. Я верю, что моя судьба – в моих руках. И примеров того, что от человека в этой жизни зависит почти все – сотни и сотни тысяч.
Человек вполне способен достичь личных целей и мечтаний, если приложить к этому непоколебимое желание, упорство, веру и труд. Чужое малодушие и пассивность непонятны мне. Ведь история человечества полна благородных примеров того, что даже одному человеку под силу разрушить стереотипы и существующую несправедливость. Не обязательно прыгать выше своей головы и пытаться помочь миллионам окружающих людей. Достаточно начать с себя, с сотворения своей судьбы. А будущее, возможно, поспособствует появлению возможности творить добро и к другим.
Готовимся к школьному диспуту «Кто он - современный Ионыч?»
Диспут
(лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения. Осуществляется диспут обычно под руководством ведущего.
Правила диспута.
Прежде чем спорить, продумай главное, что ты хочешь доказать.
Если ты пришёл на диспут, обязательно выступи и докажи свою точку зрения.
Говори просто и ясно, логично и последовательно.
Говори только то, что тебя волнует, в чём убеждён, не утверждай того, в чём не разобрался сам.
Спорь по-честному: не искажай мысли того, с чьим мнением ты не согласен.
Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.
Не размахивай руками, не повышай тона, лучшее доказательство – точные факты, твёрдая логика.
Уважай того, кто с тобой спорит: постарайся ничем не обидеть, не оскорбить товарища, ибо поступить так – значит показать, что ты не только силён в споре, но и воспитан.
Вопросы к диспуту.
Расскажите краткую историю доктора Старцева.
Какие вы находите общие черты в судьбе самого Чехова и его героя?
Встречались ли вам в жизни люди, подобные Ионычу? Приведите примеры
Какие черты, по-вашему, отличают современного Ионыча?
Кто виноват в превращении Дмитрия Старцева в Ионыча?
Чем опасен современный Ионыч?
Сделайте вывод: кто такой современный Ионыч?
Материалы для оформления.
*Нужно по капле выдавливать из себя раба.
*Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.
*Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.
*В жизни всё зло — от скуки, от праздности, от пустоты душевной.
*То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
*Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
*Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
*Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
*Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.
*Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.
*Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.
*Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
*Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить.
*Злость - это малодушие своего рода.
*Все мы на свете друг другу нужны, ищите своего человека.
*Как же люди любят исчезать. Особенно в тот момент, когда ты к ним уже привязался.
*Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их!
*Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.
*Умный любит учиться, а дурак – учить.
*Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
*Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу.
*Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет. Исходя из этого, ум служит единственно возможным источником наслаждения.
*Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
*Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.
*Высшим выражением счастья или несчастья является чаще всего безмолвие.
9