СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для педагогического совета

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы для педагогического совета»

Способы формирования математической грамотности в начальной школе Выполнила: Мацуева Светлана, Евтихова Яна

Способы формирования математической грамотности в начальной школе

Выполнила: Мацуева Светлана, Евтихова Яна

Актуальность Актуальность исследования развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы обусловлена значительными изменениями приоритетов школьного образования в России.

Актуальность

Актуальность исследования развития математической функциональной грамотности обучающихся начальной школы обусловлена значительными изменениями приоритетов школьного образования в России.

Проблема Недостаточное дидактическое и методическое сопровождение профессиональной деятельности учителей начальных классов.

Проблема

Недостаточное дидактическое и методическое сопровождение профессиональной деятельности учителей начальных классов.

 Грамотность Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включается математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления .

Грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включается математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления .

Для описания деятельности при решении задач были предложены три глагола: формулировать, применять и интерпретировать, которые явно отражают основные виды деятельности при решении проблем посредством использования математики. Они указывают на три мыслительных процесса, в которые, как правило, будут вовлечены учащиеся при активном участии в решении проблем:

Для описания деятельности при решении задач были предложены три глагола: формулировать, применять и интерпретировать, которые явно отражают основные виды деятельности при решении проблем посредством использования математики. Они указывают на три мыслительных процесса, в которые, как правило, будут вовлечены учащиеся при активном участии в решении проблем:

– формулировать ситуацию математически, т.е определять переменные, размышлять и понимать условия и допущения, облегчающие подход к проблеме или ее решение;

– формулировать ситуацию математически, т.е определять переменные, размышлять и понимать условия и допущения, облегчающие подход к проблеме или ее решение;

– применять математические понятия, факты, процедуры размышления, т.е. выполнять действия c математическими моделями, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать c геометрическими формами в пространстве, анализировать данные;

– применять математические понятия, факты, процедуры размышления, т.е. выполнять действия c математическими моделями, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать c геометрическими формами в пространстве, анализировать данные;

– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты, т.е. переводить математическое решение в контекст реальной проблемы, оценивать реальности математического решения или рассуждений по отношению к контексту проблемы.

– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты, т.е. переводить математическое решение в контекст реальной проблемы, оценивать реальности математического решения или рассуждений по отношению к контексту проблемы.

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности 1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности

1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

2. Играйте в математические игры Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.

2. Играйте в математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.

3. Давайте жизненные задания С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

3. Давайте жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

4. Подключайте родителей Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.

4. Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.

5. Используйте цифровые платформы Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.

5. Используйте цифровые платформы

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.

Подробнее о способах развития математической грамотности других компонентов функциональной грамотности вы можете узнать на бесплатном курсе программы развития педагогов «Я Учитель» «Функциональная грамотность». Чтобы ознакомиться с содержанием курса и зарегистрироваться – переходите  по ссылке .

Подробнее о способах развития математической грамотности других компонентов функциональной грамотности вы можете узнать на бесплатном курсе программы развития педагогов «Я Учитель» «Функциональная грамотность». Чтобы ознакомиться с содержанием курса и зарегистрироваться – переходите  по ссылке .

Вывод: при формировании математической грамотности в начальной школе очень важно использовать актуальные и адаптированные под настоящее время задания, которые заинтересуют учащихся младших классов.

Вывод: при формировании математической грамотности в начальной школе очень важно использовать актуальные и адаптированные под настоящее время задания, которые заинтересуют учащихся младших классов.