Ф И уч-ся
ЗАДАНИЯ
для переводного экзамена по истории в 10-А классе (углублённый уровень)
ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска
ВАРИАНТ 2
Задание 1.1 Какой князь был первым правителем древнерусского государства – Киевская Русь? Запишите номер правильного ответа.
1) Рюрик
2) Олег
3) Аскольд
4) Дир Ответ: _______________________________
Задание 1.2 Как в начале XIX в. назывались представители привилегированного сословия, не платившие подати государству, освобождённые от обязательной государственной службы, имевшие право владеть крепостными крестьянами?
1) купцы
2) дворяне
3) мещане
4) бояре Ответ: _______________________________
Задание 1.3 Отмена «временно обязанного» состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра «о кухаркиных детях», ограничение прав земств – всё это относится к правлению:
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III Ответ: _______________________________
Задание 1.4 Прочтите отрывок из источника и укажите год проведения Земского собора, о котором идёт речь.
«Земский собор… начал свою работу ... в Крещение Господне. Первые три дня представители “всей Земли” посвятили посту и молитве. На четвёртый день они аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать» ... Вслед за этим был оглашён список из восьми московских бояр, из которых предстояло избрать царя ... Неожиданно ... на первый план начала выдвигаться кандидатура стольника Михаила Романова».
1) 1549 г.
2) 1598 г.
3) 1613 г.
4) 1642 г.
Ответ: ______________________________
Задание 2.1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, под которыми указаны эти события, в правильной последовательности.
1) Ледовое побоище
2) Смутное время
3) Образование США Ответ: ______________________________
Задание 2.2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, под которыми указаны эти события в правильной последовательности.
1) Свержение монголо-татарского ига
2) реформа Патриарха Никона
3) Великая французская революция Ответ: ______________________________
Задание 2.3 Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества. Запишите цифры, под которыми указаны эти памятники, в правильной последовательности.
1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
2) Софийский собор в Киеве
3) храм Василия Блаженного в Москве Ответ: ______________________________
Задание 2.4 Расположите в хронологической последовательности исторических деятелей. Запишите цифры, под которыми указаны исторические деятели в правильной последовательности.
1) Владимир Мономах
2) Богдан Хмельницкий
3) Отто фон Бисмарк Ответ: ______________________________
Задание 3.1 Установите соответствие между событиями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Принятие христианства на Руси Б) Отмена крепостного права В) Судебник Ивана III Г) Полтавская битва | | 1) 1497 г. 2) 1709 г. 3) 1562 г. 4) 988 г. 5) 1861 г. |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.2 Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVIII-XIX вв. и их произведениями.
Фамилии | | Произведения |
A) Карамзин Н.М. Б) Фальконе Э. B) Кипренский О.А. Г) Бове О. | | 1) комедия «Недоросль» 2) «История государства Российского» 3) портрет Пушкина А.С. 4) памятник Петру I в Санкт-Петербурге 5) Здание Большого театра в Москве |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.3 Установите соответствие между историческими терминами и их значением.
Исторические термины | | Их значение | |
А) наместник Б) полюдье В) реформа Г) самодержавие | | 1) политика государства в стране 2) неограниченная власть правителя 3) изменения в стране, проводимые государством 4) сбор правителем дани с подвластного населения 5) чиновник, управляющий частью страны от имени правителя |
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 3.4 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) Борьба с монголо-татарским игом 1) Введение Соборного уложения
Б) Укрепление власти царя 2) Подчинение церкви государству
В) Закрепощение крестьян 3) Выступление декабристов
Г) Общественное движение в России 4) Куликовская битва
5) Указ «О вольных хлебопашцах»
6) Воссоединение Украины с Россией
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 4.1 Эти исторические деятели, за исключением двух, относятся к событиям XVIII века. Запишите в ответ цифры, под которыми указаны лишние деятели.
1) Ломоносов А.В.
2) Потёмкин Г.А.
3) Суворов А.В.
4) Бирон Э.
5) Аракчеев А.А.
6) Лорис-Меликов М. Ответ: ______________________________
Задание 4.2 Все эти термины, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян. Запишите в ответ цифры, под которыми указаны лишние термины
1) «Юрьев день»
2) урочные лета
3) пожилое
4) вольные хлебопашцы
5) уставная грамота
6) Соборное уложение Ответ: ______________________________
Задание 5 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | Век |
Ярослав Мудрый | Создание «Русской правды» | ________(А) |
_____________(Б) | Контрреформы | XIX в. |
Иван Калита | _______________________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | Присоединение Крыма | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Елизавета Петровна
2) XVIII в.
3) Возвышение Москвы
4) XIV в.
5) Борьба с Ливонским орденом
6) XII в
7) XI в.
8) Александр III
9) Екатерина II Великая
Запишите в таблицу цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6 Прочтите отрывок из документа.
«20 августа великий князь выступил из Москвы и, пройдя границы своих земель, стал на реке Оке, осведомляясь о движениях неприятельских. Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и 6 сентября достигли реки Дона. Тут пришла грамота от святого старца – преподобного игумена Свято-Троицкого монастыря, благословение идти на татар. В 12 часу начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские вышли им навстречу, и обе рати стали друг против друга. После поединка Пересвета с Челубеем, началась битва, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли не только от оружия, но и под конскими копытами...».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события относятся к XV веку.
2) Великий князь, упоминаемый в отрывке, — Дмитрий Донской.
3) Битва закончилась победой русского войска.
4) В честь победы в этой битве в Москве был возведён Покровский собор.
5) После битвы Русь обрела независимость от Золотой Орды.
6) Святой старец, благословивший князя на битву, — Сергий Радонежский.
Ответ: ______________________________
Задание 7
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения
«Отставание в развитии Руси от западных стран было прежде всего вызвано длительным (более 240 лет) монголо-татарским владычеством».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
Задание 8 Рассмотрите схему и выполните задание
На схеме обозначены действия войск под предводительством
1) хана Батыя
2) короля Карла XII
3) Наполеона Бонапарта
4) Лжедмитрия 1
Запишите номер правильного ответа
Ответ: ______________________________
Задание 9 Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.
Перед вами редкая ситуация из российской истории: на рисунке изображены сразу три (!?) правителя страны (в царских коронах), принимающие послов.
Назовите имена (и фамилии) правителей, изображённых на этой иллюстрации.
Ответ: 1)__________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________
3) ___________________________________ _______________________________________