Материалы для подготовки и проведения родительских собраний по профилактике жестокости в детской и подростковой среде
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Данные информационные источники свидетельствуют о том, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и зачастую взрослые просто не знают, как справиться с их поведением. Детская агрессия – это способ реагирования ребёнка на невозможность сделать то, что хочется именно так, как хочется. Агрессия как энергия необходима для нормального развития ребёнка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если ребёнок направляет свою агрессию на всех подряд, без разбора, не учитывает последствия своих действий, не думает, кто находится перед ним, – просто сбрасывает накопившееся напряжение, то такое поведение может быть симптомом серьезного нарушения здоровья.
Можно говорить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности, если в течение 6-ти и более месяцев одновременно у него устойчиво проявлялись следующие особенности поведения:
часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряет контроль над собой;
часто спорит, ругаются с детьми и взрослыми;
намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять просьбы взрослых;
часто винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках;
завистлив и мнителен;
часть сердится и прибегает к дракам.
Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, намеренно употребляет грубые выражения, является источником огорчений педагогов и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Тем не менее, агрессивному ребенку, как и любому другому, необходимы понимание, ласка и поддержка взрослых, потому что его агрессия – это показатель внутреннего дискомфорта, отсутствие навыков адекватного реагирования на происходящие события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя одиноким, непонятым, никем не принятым. Своим жестоким и равнодушным поведением родители нарушают детско-родительские взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению у ребёнка уверенности, что его не любят. Перед маленьким человечком встаёт задача, как завоевать любовь и внимание других людей. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда удачные и приятные для окружающих, но как сделать лучше — он не знает.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции. Агрессивная реакция у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется. А происходит это по одной из четырех причин:
если его действия ограничили (к примеру, наказали или ввели систему запретов);
если он не может реагировать по другому в силу своего темперамента (индивидуальные особенности, темперамент);
если вокруг него все реагируют именно так (подражание реакции взрослых);
если ребёнок сильно разозлён (эмоции: гнев, злость, раздражение).
При этом существуют три источника формирования моделей поведения:
семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление взаимодействие со сверстниками;
символические примеры (телевидение, интернет, компьютерные игры и т.д.)
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, необходимо остановиться на факторах семейного воспитания, формирующих модели агрессивного поведения:
реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
характер отношений между родителями и детьми в целом;
уровень семейной гармонии или дисгармонии;
характер отношений с родными братьями и сестрами.
Также установлено, что если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными, ощущают безразличие к своим чувствам, отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям и сверстникам, а также окажутся втянуты в преступную деятельность.
Ряд учёных считают агрессию выученной реакцией, которая может быть приобретена путем наблюдения ребёнка за поведением мамы, папы или других родственников или подражания авторитетному лицу. Если кто-то из членов семьи повышает голос, ругается, приказывает, обзывается или способен ударить другого взрослого или детей, то ребёнок решает: именно так и надо поступать в жизни. Чем чаще ребёнок, действуя агрессивно, убеждается в эффективности своего способа добиться желаемого (кулаками, истерикой или обзыванием), тем вероятнее новые вспышки агрессии.
В целях формирования у детей позитивной модели поведения родителям следует соблюдать следующие правила.
Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе, т.к. «пустой желудок» также провоцирует агрессивное поведение.
Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставьте перед ним заведомо неосуществимые задачи, что способствует формированию страхов, заниженной самооценки, суицидальных попыток.
Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания («отомстить за пережитый позор»).После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что это помогает ребенку справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не стройте свои отношения с ребёнком в зависимости от его учебных успехов.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
В целях выявления признаков агрессии у ребенка можно воспользоваться следующим тестом.
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься о поведении вашего ребенка.
Следует внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как соотноситсятем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто