СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В документе представлены материалы для подготовки учащихся 1 курса заочной формы получения образования к обязательной контрольной работе по учебному предмету "Методика физического воспитания развитя детей ".
Вопрос № 1. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель физического воспитания – укрепление здоровья, формирование навыков ЗОЖ, обогащение двигательного опыта, воспитание физической культуры личности.
Оздоровительные задачи:
1.развитие функциональных органов и систем организма ребенка
2. формирование навыков правильной осанки и свода стопы
3.закаливание организма
4. повышение работоспособности.
Это первоочередные задачи физического воспитания, так как органы и системы у детей еще не совершенны, слабо развиты защитные функции организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям среды и чаще болеют. Оздоровительные задачи решаются в комплексе с образовательными и воспитательными («обучая-воспитываем, воспитывая – обучаем»)
Образовательные задачи:
формирование двигательных умений и навыков;
развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
формирование системы знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
4. освоение физкультурной и пространственной терминологии (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед назад, вверхвниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх; узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими; познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.
5.закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года и др..
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:
воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях;
эстетическое развитие (яркое красочное оборудование и инвентарь, единая форма одежды детей);
воспитание нравственных качеств личности (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
трудовое воспитание (подготавливают инвентарь к занятиям по физической культуре, изготавливают совместно со взрослым маски для подвижных игр, чистят лыжи и санки от снега )
формирование положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Вопрос № 2. Средства физического воспитания
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста можно выделить комплекс следующих средств: физические упражнения, гигиенические факторы, эколого-природные факторы, технические средства (тренажеры и тренировочные устройства) по Шебеко В.Н.
Гигиенические факторы включают общий режим труда, отдыха и питания гигиену одежды и обуви, физкультурного оборудования и инвентаря, помещения, площадки и т.п. Повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Нарушения питания, правильного чередования работы и отдыха, несоблюдение суточного режима могут свести к нулю все положительные сдвиги, которые достигнуты благодаря физическим упражнениям. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности и т.д.
Эколого-природные факторы (солнце, воздух и вода) играют важную роль в жизнедеятельности ребенка. Усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей появляются положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается объем веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем организма.
Солнце, воздух и вода используется для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые перепады температуры. Сочетание физических упражнений и природных факторов усиливает эффект закаливания.
Эколого-природные факторы используют и как самостоятельное средство. Вода очищает кожу от загрязнений, контрастные ванны служат для расширения и сужения кровеносных сосудов. Воздух лесов и парков содержит фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов. Под лучами солнца откладывается под кожей витамин Д.
Физические упражнения - это движения, сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Они в полной мере удовлетворяют потребность в движении, обеспечивают разностороннее развитие личности. Движения, входящие в разные виды деятельности, могут оказать положительное влияние на физическое развитие ребенка в том случае, если будет соблюдаться дозировка нагрузки с учетом возраста, состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности
Технические средства: тренажеры и тренировочные устройства
Тренажеры и тренировочные устройства (мини-батут, велотренажер, гимнастический роллер, бегущая дорожка, тренировочный каркас и др.) обеспечивают выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.
Требования к тренажерам и тренировочным устройствам: небольшие габариты и масса; простота в обращении; эстетичность; возможность дозирования нагрузки; соответствие антропометрическим и функциональным особенностям детей. Дополняя обычные занятия физкультурой, тренажеры и тренировочные устройства придают им более эмоциональный, привлекательный и совершенный
Вопрос № 3. Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения детей физическим упражнениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствование техники.
На этапе первоначального разучивания (длительность этапа 1-3 занятия) физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах.
Методика начального разучивания включает совокупность приемов:
1.Правильный, безукоризненный четкий показ педагогом образца движения в надлежащем темпе от начала до конца.
2.Расчлененный показ двигательного действия с пояснением всех элементов, составляющих движение.
3.Самостоятельное выполнение действия детьми, сопровождаемое указаниями воспитателя.
Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца с одновременным объяснением воспитателя. Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционального отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На этапе углубленного разучивания физического упражнения (длительность этапа 3-6 занятий) уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.
Методика углубленного разучивания включает использование приемов:
расчлененный показ элементов движения,
многократное повторение движения,
приемы словесного метода (объяснение, словесные инструкции, пояснения, указания). На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.
Этап закрепления двигательного навыка и совершенствование техники (длительность этапа 10 и более занятий) стимулирует детей к самостоятельному выполнению движения в целом, создает возможность применения его в играх и в жизни. Дети выполняют движение в играх, соревнованиях, предлагают творческие задания (внести изменение в упражнения, скомбинировать из знакомых новое, придумать свое, оригинальное). На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит от: сложности упражнения, возраста детей и их физической подготовки, уровня развития физических качеств, эмоционального состояния детей, методов и приемов которые использует педагог в своей работе, сознательного отношения детей к двигательной деятельности.
Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше внимания уделяется условиям и ситуации, в которых выполняется движение, творческому решению двигательных задач. Особенно это проявляется в подвижных играх.
Вопрос № 4. Ведущие компоненты здорового образа жизни детей условиях учреждения дошкольного образования и семье
На современном этапе развития общества проблема формирования ЗОЖ является актуальной. В практике работы учреждений дошкольного образования этому направлению уделяется пристальное внимание.
Структура и содержание системы здорового образа жизни в учреждении дошкольного образования и семье:
Эколого-гигиенические условия
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (генеральная уборка, проветривание, световой коэффицент, температура воздуха в помещении 18-22 градуса). Очищение и увлажнение воздуха обеспечивается за счет сквозного проветривания (в холодное время года для этого достаточно 7-10 минут). Обязательно сквозное проветривание в детском саду несколько раз в день (перед приходом детей, во время прогулки, перед занятиями физическими упражнениями, вечером после ухода детей домой).
Создание «мини экологических зон» в помещении. Живые растения очищают воздух в помещении, оказывают губительное воздействие на бактерии, а также положительно воздействуют на органы чувств. Созерцание зеленых и цветущих растений повышает защитные силы организма
Психологический комфорт
Демократический стиль общения с ребенком, уважение к личности ребенка. Необходимо понимать ребенка, уметь видеть его настроение, самочувствие, утомляемость.
Недопустимы раздражительность и нетерпимость по отношению к детям. Отказаться от словесных штампов «быстрее, поторопись», «сколько раз можно повторять».
Важно создать комфортные условия быта (удобный шкафчик и уютная кроватка и т.д.). Важно создавать ситуацию успеха, наличие мест для уединения дома и в саду, возможность свободного присутствия в группе родителей.
Индивидуальная улыбка и похвала для каждого из детей (многократно в течение дня).
Распорядок дня
Примерный распорядок дня представлен в учебной программе дошкольного образования. Правильный распорядок дня обеспечивает нормальное функционирование организма. Он должен иметь временные ориентиры, отвечать индивидуальным особенностям детей, быть удобным для родителей и педагогов. Важно обеспечить гибкость распорядка, учитывая сезон, погоду, особенности деятельности детей. Распорядок дня должен строиться на основе общих закономерностей работы организма, но нести воспитательный потенциал. Сон. Важно обеспечить качественный сон ребенка, так как недосыпание болезненно отражается на здоровье. Суточная норма сна для младших дошкольников – 11,5-12 часов, старших -10,5-11, в том числе дневного сна 2-2,5 часа. Чтобы ребенок хорошо засыпал, используют приемы: спокойная музыка, чтение сказки перед сном, колыбельная песня. Большое внимание уделяется оздоровительной прогулке. Важно соблюдать правила:
одевание на прогулку проводится так, чтобы дети не перегрелись и не вспотели; одежда должна отвечать погодным условиям.
Педагог должен знать признаки, которые говорят о тепловом дискомфорте ребенка и принимать незамедлительные меры.
Обеспечить оптимальную двигательную нагрузку, чередование нагрузок. Самые интенсивные физические нагрузки летом в начале прогулки, пока не жарко, зимой – на окончание прогулки.
Оптимальная двигательная активность.
Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе, разнородность физкультурно-игровой среды, специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности, включение движений во все виды занятий, в том числе и умственного характера. Продолжительность ДА в группах раннего возраста 60% общего времени бодрствования, 50% для детей старшего дошкольного возраста.
Система закаливания
Оздоровительные прогулки ежедневно 2 раза в день, умывание холодной водой с использованием элементов самомассажа, полоскание рта прохладной водой после каждого приема пищи, воздушные ванны до и после сна (5-7 минут), кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 минут), дополнительные закаливающие процедуры в семье.
Вопрос № 5. Приемы наглядного метода обучения детей физическим упражнениям.
Метод - это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.
Спецификой наглядных методов является восприятие предметов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств. Их использование обусловлено особенностями детского мышления и способностью детей к подражанию. Приемы наглядного метода формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.
Показ применяется при знакомстве детей с новым движением, демонстрируется несколько раз. Показ демонстрируется на высоком техническом уровне. После чего движение объясняется в целом и показывается еще раз. По мере усвоения движения прибегают к частичному показу. В средней и старшей группе используется зеркальный показ. Важно правильно выбрать место для показа упражнений, чтобы они были видны всем детям. Сложные упражнения демонстрируются с разных ракурсов (метание и др.) К показу движений может привлекаться заранее подготовленный ребенок (средняя и старшая группа). Показом не следует злоупотреблять, особенно на этапе закрепления двигательных навыков.
Имитация - подражание действиям животных, птиц явлениям природы и общественной жизни. Используется во всех возрастных группах, но чаще в младшем дошкольном возрасте. Дети подражают действиям животных (медведь, лиса, зайчик,), насекомых (комар, жук, бабочка), растениям (трава, цветы), видам транспорта (поезд, автомобиль), движениям в различных видах труда (колка дров, полоскание белья) и т.д. Прием вызывает положительные эмоции, желание двигаться, повторять движения и как следствие происходит формирование навыка. Дети должны быть знакомы с теми образами, которые используются при обучении физическим упражнениям.
Зрительные ориентиры (предметные ориентиры и разметка) используют для формирования ориентировки в пространстве, для углубления представлений о физических упражнениях, способствуют энергичному выполнению движений стимулируют к деятельности.
Например, задание ударить о предмет, подвешенный выше поднятых рук ребенка, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту. Чтобы научить ребенка 4-5 месяцев ползать, перед ним кладут яркую игрушку. Ребенок тянется за игрушкой и начинает ползти. Чтобы научить во время ходьбы держать корпус прямо, дается задание смотреть на игрушку, положенную выше уровня глаз.
При обучении строевым упражнениям используют зрительные ориентиры в виде графической разметки в зале.
Применяются при обучении детей всех возрастов. Могут быть на теле («достанем руками до носков ног»), и вне тела.
Звуковые ориентиры использую для освоения ритма и темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия. В качестве ориентиров используют музыкальные звуки, удары в бубен, барабан, музыкальное сопровождение, хлопки в ладоши.
Наглядные пособия – рисунки, картины, схемы, таблицы. Целесообразно показывать в свободное от занятий с целью уточнения движения. Используют тогда, когда у детей создано представление о движении. Просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач для уточнений зрительных представлений о движении.
Вопрос № 6. Приемы словесного метода обучения детей физическим упражнениям
Методический прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Методические приемы подбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.
Необходимость использования словесных методов можно объяснить тем, что они активизируют восприятие, мышление, помогают осмыслить двигательные действия, создают более правильные и точные представления о движении.
Название упражнения. Многие упражнения имеют условные названия, которые соответствуют характеру движения («насос», «гуси шипят», «паровоз» и т.д.). Педагог, показывая и объясняя упражнение, называет его. Когда дети освоят упражнение, педагог лишь называет упражнения, не показывает его. Название сокращает время, которое тратится на объяснение. Применяют во всех возрастных группах.
Описание – подробно последовательное описание техники физических упражнений. Используют для создание общего представления о движении. Применяется в старшем дошкольном возрасте. Словесное описание упражнений сопровождается показом упражнений.
Объяснение используется при разучивании физических упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, который будет разучиваться на данном занятии. Объяснение должно быть кратким, точным, доступным, эмоциональным. При объяснении следует ссылаться на уже известные детям упражнения, активизировать мышление детей. На этапе закрепления двигательных навыков к объяснению можно привлечь и детей.
Команды и распоряжения
Требуют различной интонации, динамики и выразительности. Команда – устный приказ взрослого, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом») Команды состоят их двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, а в исполнительной – надо исполнять действие. Предварительная часть команды произносится протяжно, исполнительная громко и быстро.
Распоряжение отличается от команды тем, что его формулирует сам педагог («Повернитесь к окну»). Также подаются в краткой форме, в повелительном наклонении. Используются в старшем возрасте, распоряжения – в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам площадки или помещения где проводятся упражнения.
Указания. Используют как при разучивании физических упражнений, так и при закреплении. Даются как до выполнения упражнения, так и во время выполнения. Указания применяются для разъяснения как действовать, предупреждения и исправления ошибок, оценки выполнения упражнения (одобрение и неодобрение), поощрения и др.
Вопросы к детям. Вопросы активизируют мышление, помогают уточнить представление об упражнении, вызвать интерес к ним. В начале занятия, например, можно спросить кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры.
Рассказ. Рассказ, придуманный воспитателем дошкольного образования, или чтение книги по физическому воспитанию вызывает интерес и желание заниматься физической культурой. Рассказывать и читать книги можно как до обучения, так и во время обучения физическим упражнениям. Повторное чтение, после того как дети обучались физическими упражнениям, направлено на уточнение представлений о правильной технике. Сюжетный рассказ можно использовать на занятии. Под рассказ, придуманный взрослым дети выполняют упражнения. Например, «Поездка на дачу», «Прогулка в лес».
Беседа. Имеет вопросо-ответную форму или форму обсуждения на тему, связанную с анализом техники выполнения упражнения. Проводится как до занятий, прогулок-походов и после них. Может быть связана с чтением книг, рассматриванием рисунков картин, экскурсией на стадион. Помогает педагогу выяснить интересы детей, степень усвоения упражнений, правил подвижной игры.
Оценка. Определяет качество выполнения упражнения, стимулирует детей и дается с учетом сравнения прежних достижений. Негативная оценка двигательных способностей не переносится на оценку личности («Ты плохой!») Оценивая детей, следует помнить о легкой внушаемости детей. Постоянная негативная оценка по отношению к ребенку может привести к тому, что нарушение требований педагога становиться нормой.
В младшем дошкольном возрасте используем только положительную оценку. В среднем дошкольном возрасте привлекаем детей к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо у них получается. В старшем дошкольном возрасте самооценка собственной двигательной деятельности.
Вопрос № 7. Приемы практического метода обучения детей физическим упражнениям
Практические (упражнения, помощь и поддержка, страховка, тренажер) применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физическом упражнении и закрепления двигательных умений и навыков. Увиденное и услышанное ребенок реализует в своих движениях.
Помощь и поддержка используется для уточнения положения отдельных частей тела, создания правильных мышечных ощущений прикосновением к ребенку взрослый уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, воспитатель проводит рукой по спине и т.д. Помощь в качестве страховки используется при выполнении лазания по гимнастической лестнице, канату, прыжках в длину, высоту и т.д. для обеспечения безопасности детей при выполнении упражнений. Упражнения могут выполняться на тренажерах.
Игровые методы (игровые задания, игры, соревнования, эстафеты). Применяются для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки, лазанье и т.д.). В игре дети могут творчески решать возникающие задачи, проявлять самостоятельность, находчивость в выборе действий. Соревнования проводятся со всей группой одновременно. Вначале организуются на правильность выполнения упражнений (кто лучше прыгнет, правильнее пройдет по скамейке и т.д.), затем кто быстрее. В младшей группе элементы соревнования ограничиваются подвижными играми, имеющими соревновательный характер «Солнышко и дождик»
Эстафета – командная игра с элементами соревнования, проводится только с детьми старшей группы. Подводятся коллективные и индивидуальные результаты. Соревнования и эстафеты проводятся, когда дети хорошо овладели движениями. Не злоупотреблять эстафетами, так как это может перевозбудить нервную систему.
Проблемно-поисковые методы (проблемные ситуации, логические задачи, загадки, импровизации). Способствуют развитию творческого и логического мышления, сообразительности, смекалки, совершенствованию двигательных навыков и умений.
Вопрос № 8. Задачи и средства физического воспитания детей в группах раннего возраста
В работе с детьми раннего возраста выдвигаются следующие задачи физического воспитания:
1.Развивать системы и функции организма ребенка, так как они несовершенны, . укреплять здоровье.
2.Формировать потребность в движении, накапливать двигательный опыт, учить «азбуке движений».
3.Приобщать к ЗОЖ (формировать потребность в чистоте и опрятности).
4.Формировать элементарные мыслительные операции в процессе двигательной деятельности в физкультурно-предметном окружении (двигательную память, воображение)
5.Использовать физическую культуру для развития личности ребенка, формирования гуманных отношений со сверстниками.
Средства физического воспитания детей в группах раннего возраста: гигиенические факторы, естественные силы природы (солнце, ,воздух и вода ) и физические упражнения (гимнастические упражнения, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения)
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста:
1.Создание экологически благоприятных условий в помещении с помощью санитарии и гигиены, сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствии детей); специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды, увлажняющих воздух и т.д. Поддержание температуры воздуха в пределах 20-22 градусов
2. Обеспечение психологического комфорта для каждого ребенка на протяжении всего дня пребывания
3.Использование с целью улучшения физического состояния специальной гимнастики и массажа
4.Индивидуализация и дифференциация режимных процессов с учетом здоровья, условий и традиций семейного воспитания.
5.Создание оптимального двигательного режима (продолжительность двигательной активности не менее 4 часов в день)
Двигательный режим в группах раннего возраста включает организованные формы работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на первой и второй прогулках, движения в бытовой и игровой деятельности), а также самостоятельную двигательную деятельность (закреплена в учебной программе физического воспитания: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке)
Закаливание организма (оздоровительные прогулки на свежем воздухе, умывание прохладной водой перед едой, после каждого загрязнения рук; полоскание рта прохладной водой после каждого принятия пищи; воздушные ванны до и после сна, на занятиях физкультурой; ходьба босиком до и после сна, на занятия х физкультурой от 2 до 10-15 минут)
Создание безопасной физкультурно-игровой среды (должна удовлетворять потребность в движении, содержать игровой элемент)
Вопрос № 9. Развитие движений детей раннего возраста
Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого - началу второго года жизни. Одни делают первые неуверенные шаги уже в 8- месячном: возрасте, другие начинают самостоятельно переступать только в 1 год 3 месяца.
Особенности ходьбы детей раннего возраста: чтобы удержать равновесие, малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, протягивает их вперед или поднимает вверх, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, так как дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, семенящий, короткий. Ребенок ставит пока еще недостаточно развитую стопу прямо, а не с пятки на носок. Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение центра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движения.
В процессе разнообразных игровых упражнений, например «Иди ко мне», «Принеси куклу», «Подойди к столу», ребенок проходит 2—3—5 м без остановки. Расстояние и продолжительность ходьбы постепенно увеличиваются. Ребенка приучают изменять направление, переступать через лежащие на полу препятствия (веревка, лента, рейка и т. д.).
На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д. Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты; усилия для сохранения равновесия. Необходимы многократные упражнения в ходьбе (по дорожке, доске ребристой или наклонной) и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях. При первых попытках малыши осторожно выполняют такие задания, требуют помощи, смотрят под ноги, идут неуверенно, робко приставным шагом. Однако часто они не соблюдают ограничений (веревка, рейка, край дорожки), наступают на них или переступают их. Воспитатель доброжелательно направляет ребенка, помогает ему идти по дорожке, держит за руку, подбадривает его и, если нужно, идет рядом. Детей приучают ставить поочередно сначала одну, затем другую ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, ящик, и так же спускаться, избегая при этом спрыгивания на пол, так как прыжок в глубину не соответствует возможностям детей этого возраста. Упражнения в ходьбе хорошо развивают внимание, если они проводятся эмоционально, в игровой форме с использованием предметов и игрушек, например «Иди по дорожке к кукле», «Пройди по мостику к мишке». Взрослый многократно называет предмет, а малыши повторяют название, обогащая тем самым свой активный словарь. Постепенно в игровых упражнениях «Идите ко мне», «В гости к куклам» и т. п. дети осваивают ходьбу небольшими подгруппами. В дальнейшем темп ходьбы ускоряется, малыши делают попытку побежать, выполняя задания «Бегите ко мне», «Догоните собачку (куклу)» и т. д. Составной частью каждого занятия во второй группе раннего возраста становятся разнообразные упражнения в ходьбе с помощью взрослого и самостоятельная ходьба.
Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.
Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Организуют упражнения в беге:
1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
2. Бегать в заданном направлении.
3. Менять направление при беге.
4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).
5. Правильно держать корпус.
Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догони лисичку», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, елочки и т. п. Детям нравятся подобные задания. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названием деревьев, окружающих построек.
Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни - переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти - пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.
Задача педагога – создать условия для развития у малыша умения ползать: ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом, ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1 м), лазать по лесенке - стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м) и др. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка. Обязательно первое время необходима страховка.
Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча, тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.
Целесообразно проводить упражнения:
Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину).
Ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений.
Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м). Бросать мяч взрослому.
Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.
Бросать мяч об пол и пытаться его ловить.
Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей.
Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма. Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:
1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.
2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.
3. Подскакивать с продвижением вперед.
4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, канавку и т. д.
5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка и др.
6.Спрыгивать с высоты (10см)
Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение "Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.
Важно создать условия для развития движений: разнообразная физкультурно-игровая среда (игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность); достаточно пространства для движений. Следует использовать ближайшее природное окружение.
Вопрос № 10. Методика обучения строевым упражнениям детей
Строевые упражнения – совместные действия занимающихся, в том или ином строю.
К ним относятся: построения, перестроения, размыкания и смыкания, повороты передвижения в строю.
Строевые упражнения используются во всех формах работы по физическому воспитанию, так как способствуют формированию правильной осанки у детей, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту, реакции, обеспечивают организацию детей в любом виде упражнений, дисциплинируют детей, расширяют их двигательный опыт. Но вместе с тем, не следует ими злоупотреблять в работе с детьми дошкольного возраста
Шеренга – строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии одного шага, а при двустороннем освещении – спиной к южным окнам, чтобы свет не мешал занимающимся наблюдать з действиями педагога.
При обучении построению в шеренгу в младшем дошкольном возрасте, используем зрительные ориентиры (кубики, шнуры с завязанными на нем ленточками через каждые 40 - 45 см, матрешки и др.). Педагог выставляет в ряд на расстоянии 40-45 см зрительные ориентиры. По распоряжению «Дети, встаньте около кубика, лицом ко мне» (ленточки, шнура) дети в любом порядке, независимо от их роста строятся возле ориентиров, лицом к педагогу. Педагог указывает, что нужно слегка коснуться носками предмета (равняться по предметам). Затем детям предлагается разойтись и походить, а затем снова построиться для закрепления навыка построения. Строятся без учета времени. Обучению построению происходит в игровой форме.
В среднем дошкольном возрасте используем общепринятую терминологию. По распоряжению педагога «Дети, станьте в одну шеренгу» дети строятся в зале, ориентируясь на графическую разметку или вовсе без ориентиров. Детей учат строиться уже по росту и запоминать свое место в шеренге. Чтобы шеренга была ровной, детей учат равняться по носкам рядом стоящего ребенка. В средней группе дети строятся в разных местах площадки и зала. Ориентируются на естественные ориентиры (предметы окружения площадки, зала).
В старшем дошкольном возрасте дети строятся в шеренгу быстро, четко. Педагог встает в правый верхний угол на правом фланге лицом к фронту к левой стороне зала в положение «смирно», поднимает левую руку в сторону, голову поворачивает влево указывая направление построения и подает команду «В одну шеренгу – становись!». Как только дети начинают выстраиваться слева от него, он делает несколько шагов вперед, поворачивается лицом к группе и наблюдает за построением. Уже дается задание детям равняться по груди. Используем команду «Равняйсь!» При этом правофланговый занимает стойку смирно, а остальные дети поворачивают голову вправо, подбородок приподнят. По команде «Смирно» дети поворачивают голову прямо и стоят в основной стойке. Для закрепления навыка построения в шеренгу используем игры «Перелет птиц», «Два мороза» и др.
Построение в колонну
Колонна - это строй, в котором, занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом, все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя. Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.
В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенки или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
В средней группе дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.
Дети старшей группы должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как ровняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем и содержание требований к старшим детям значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда как прием обучения, требующий одновременных и четких действий не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений.
Построение в круг
Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?"). Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Построение врассыпную
Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др. Место воспитателя во всех случаях - на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно. Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные распоряжения педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо». В старших группах без ориентира: «первое звено - направо, второе - налево - марш» и т.д.
Вопрос № 11. Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям
Общеразвивающие упражнения – это специально созданные упражнения для отдельных частей тела (рук, плечевой пояс, туловище и ноги), различных мышц, суставов, а также всех систем организма.
Алгоритм методики обучения общеразвивающим упражнениям:
1.Построение детей.
2. Раздача пособий.
3. Способ подачи упражнения в зависимости от возраста.
4.Контроль за ходом выполнения упражнений.
При обучении общеразвивающим упражнениям используются разнообразные приемы с учетом особенностей детей определенного возраста и их подготовленности.
В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры. Например, при повороте вправо можно предложить ребенку посмотреть на игрушку, которая расположена с правой стороны.
В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель поглотает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика), предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке).
Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах), следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2―3 раза), затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания. Упражнения простые, носят имитационный характер
В средней группе структура упражнений усложняется. Как правило, они состоя из четырех частей. Увеличивается количество упражнений с предметами (мячами, палками, обручами, ленточками).
Построение детей. В средней группе строятся в звенья, иногда в круг и врассыпную. Следует варьировать способы построений для поддержания интереса к выполнению упражнений.
Раздача пособий. Пособия берут самостоятельно или разбирают по ходу движения в колонне по одному. Важно научить детей делать это, не задерживая движения. Можно поручить дежурным или направляющим колонн по очереди или одновременно взять предметы, раздать детям и стать на свое место.
Способ подачи упражнения. Новое упражнение педагог сначала называет детям, что обеспечивает психологическую готовность к действию. Затем показывает упражнение. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем предлагает детям принять сходное положение, используя фразу «Исходное положение принять!» И дети принимают исходное положение. Чтобы обеспечить одновременное начало выполнения упражнения использует распоряжение «Упражнение начи-най!» и дети самостоятельно выполняют упражнение. Для одновременного окончания выполнения упражнения делает акцент на счет «два» или «четыре» при последнем повторении упражнения. Знакомое упражнение можно выполнить и по показу начальной части, заканчивает ребенок по собственному представлению. Даже упражнение новое, но технически не сложное, не нужно показывать, а назвав его, начать выполнять с детьми. Дети выполняют упражнение под счет, но на первом этапе счет чередуется со словами- указаниями «наклониться», «присесть» и др. В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильности выполнения не только основных, но второстепенных элементов упражнений («ноги в коленях не сгибать»). Каждое упражнение повторяется 8-10 раз (по рекомендациям Шебеко В.Н.)
Контроль за ходом выполнения упражнений. Возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Педагог контролирует и дает указания по ходу выполнения упражнений детьми. Счет фиксирует действие. Словесные и действенные комментарии должны вписываться в ритм и темп упражнений.
В старшей группе упражнения усложняются, дается больше упражнений аналитического характера, вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные упражнения, которые требуются четкого соблюдения направления амплитуды, темпа движения. Больше внимания уделяется дыхательным упражнениям. Многие упражнения проводятся в парах, выполняются на гимнастической скамейке, гимнастической лестнице.
Построение детей.
Для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений дети сроятся через центр в колонну по два, по три; шеренгами; в шахматном порядке.
Способ раздачи пособий. Пособия дети берут самостоятельно или разбирают по ходу движения в колонне по одному. Дежурные или направляющие колонн по очереди или одновременно беру предметы, раздают детям и встают на свое место.
Способ подачи упражнений.
Схема действий такая же как и в средней группе. Используют разные способы подачи упражнений (по названию, по показу, по слову). Большинство упражнений выполняется только по объяснению. Показ может быть частичным. Новое упражнение и в старшей группе требует четкого показа и объяснения. К показу и выполнению привлекаются и дети. Используют команды Каждое упражнение повторяется 10-12 раз (по рекомендациям Шебеко В.Н.)
Контроль за ходом выполнения упражнений.
Действия фиксируют счет. Возрастают требования к технике выполнения: четкости, одновременности, ритмичности, музыкальности. Обращается внимание на формирование у детей осознанного восприятия и выполнения, умение самостоятельно найти и исправить ошибки, увидеть различия и сходство в выполнении упражнения двумя детьми.