В.М. ШУКШИН

ТЕМА. В.М.ШУКШИН. Очерк жизни и творчества
Цель: Формирование личности учащихся на основе знакомства с жизнью и творчеством В. Шукшина.
Задачи:
Образовательные: Проследить с учащимися жизненный и творческий путь писателя; выявить художественные особенности рассказов Шукшина; показать нравственные идеалы писателя.
Развивающие: развивать у учащихся основные виды речевой деятельности; совершенствовать умение литературного анализа; дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать своё собственное знание, так как ценным является знание, добытое своим трудом, развивать эстетические навыки.
Воспитательные: воспитывать у школьников социальную ответственность, связывая учебный процесс с конкретными жизненными задачами и проблемами; интерес к творчеству В. Шукшина, нравственные качества на примере жизни и творчества писателя.
Тип урока: урок – исследование.
Методы обучения: поэтапный, частично – поисковый, групповая работа творческого характера.
Оборудование: портрет В. М. Шукшина, мультимедийная презентация, кластер, иллюстрации учащихся (обложка книги), эпиграфы.
Форма организации учебной деятельности: коллективное написание «книги» и проведение её презентации.
Эпиграфы к уроку:
Если бы Шукшин был только актёром, только режиссёром, только сценаристом или только драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежат одному человеку.
С. Залыгин
… Надо жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду.
В.М. Шукшин
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Работа по теме урока:
1. Слово учителя
(Звучит мотив песни «Калина красная»)
В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,
Черняшкою той, без которой немыслим народ…
( Е. Евтушенко «Памяти Шукшина»)
Сегодня у нас урок – исследование, т.е. мы с вами в течение урока будем исследовать жизнь и творчество Шукшина. Наша задача – увидеть и оценить достойно всю панораму жизни и деятельности писателя. «Если бы В. Шукшин был только актёром, только режиссёром, только сценаристом или только драматургом и, наконец, только прозаиком, это и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежат одному человеку», - говорил русский писатель С. Залыгин. И сегодня мы это почувствуем и убедимся в этом. Итак, кто же он, Василий Макарович Шукшин?
2. Выступления учащихся.
Используя стратегию «Презентация книги», учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Шукшина. Учащиеся заранее подготовили выступления, каждое из которых оформлено как страницы книги. Выступление сопровождается составлением кластера, таблиц, цитатного плана, а также мультимедийной презентацией.
1 страница – портрет писателя, годы жизни;
2 страница – «Личность и судьба»
(Ученик читает стихотворение):
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край Алтайский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
Рассказ учащихся о жизни писателя.
3 страница – «Творчество».
4 страница – «Шукшин – актёр и режиссёр».
5 страница – «Награды».
6 страница – «Художественные особенности рассказов Шукшина».
3. Слово учителя: Мы провели с вами исследование жизни и творчества великого русского писателя В.М. Шукшина, создали с вами «книгу» о нём, а теперь нам необходима обложка для неё (учащиеся показывают и защищают свои рисунки).
4. Составление кластера.
- Итак, кто же он В.М. Шукшин?
Шукшин: прозаик, актёр, режиссёр, сценарист, драматург, «деревенщик», Лауреат премий, талантливый человек, гуманист, правдолюб.
5. Составление биопоэмы писателя.
4. Обобщение: Нет с нами больше писателя В.М. Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Он был прост в общении, не терпел фальши и лжи и проповедовал добро. Мы завершаем наш урок стихотворением А. Дементьева, которое созвучно с жизненным кредо В. Шукшина.
Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.
Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
Я негодую и страдаю,
Когда её с улыбкой дарят
Так, что сперва не разберёшь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда – то всё решала шпага,
А нынче старый стиль не гож.
Я ненавижу в людях ложь.
Я не приемлю объяснений.
Ведь человек, как дождь весенний.
А как он чист, апрельский дождь!
Я ненавижу в людях ложь!
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть,
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была в начале?
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: прочитать рассказы Шукшина, написать эссе – размышление «Каким я увидел В.М. Шукшина, после проведенного урока».
Тема: Своеобразие рассказов В.М.Шукшина
Цели: вызвать интерес к творчеству В.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя, развитие речи учащихся, воспитание уважения к простому народу.
Оборудование: портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М. Шукшина, выставка книг, кроссворд по творчеству Шукшина, мультимедийный претор, презентация.
Словарная работа:
Сказ - 1) Род народно-поэтического сказания, повествования.
2) Литературное произведение, в котором сочетается реальное и сказочное, фантастическое, а повествование ведется от лица рассказчика.
Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Стыд - 1) Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка.
2) Позор, бесчестье.
Тесть - отец жены.
Эпиграф: Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно.
В.М.Шукшин.
Ход урока
Слово учителя.
«Есть люди, - говорил Шукшин - в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличают разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука…
(Читается эпиграф урока.)
Герои Шукшина не выдуманы, взяты из живой жизни, и про любого из них можно действительно сказать: этот только «нравственный», а другой «безнравственный». В них, как во всяком человеке, «намешано разного: хорошего и плохого, почти безошибочно отдает свою любовь и симпатию одним героям (как раз тем, что дороги автору) и не принимает позиции других (без сомнения, тех, чьи прообразы были невыносимы Шукшину в жизни)
Отчёт групп по прочитанным рассказам (каждой группе вопросы и произведения для чтения даются заранее)
Слушая отчёты других групп, ответьте на вопросы, которые записаны на доске:
- Каково общее впечатление от рассказов? Какой из них показался более интересным? Почему?
- Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Что осталось непонятным?
- Какую правду хотел рассказать о жизни Василий Макарович Шукшин?
Вопросы и произведения для 3 групп:
1) Рассказ «Мастер»
- Портрет Семки Рысь неприглядный. Но прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому человеку. Чем же взял нас за живое Семка Рысь, какими такими качествами привязал к себе?
- С каким чувством вы закончили читать рассказ? В чём причины того, что герой рассказа пьёт?
- Почему Семка решил отреставрировать церковь?
- Почему никто не согласился помочь Семке?
- Почему Шукшину понадобился эпизод с писателем?
- Игорь Александрович говорит Семке , что тоже обманулся , как и он. Обманулся ли Семка? Если да, то в чем?
- Почему Семка перестал ходить к талицкой церкви?
- Против какого течения «загребал» Семка? Почему его снова «выносит» к ларьку?
- Какой литературный жанр напоминает начало рассказа?
2) Рассказ «Волки»
- Какое впечатление производят на вас герои рассказа в самом начале? Как вы думаете, почему Иван и его тесть недолюбливают друг друга?
- Как раскрываются характеры героев при встрече с волками?
- Каким мы видим Ивана в первой и во второй части рассказа? Как меняется его поведение?
- Когда и почему Иван Дегтярев терпит поражение?
- Какие действия Наума вы считаете самыми подлыми?
- Какой смысл имеют слова «совесть», «стыд» в рассказе?
- Смелый ли человек Иван Дегтярев?
- Почему рассказ называется «Волки»?
- Представьте, что вы собираетесь снимать фильм по рассказу, разбейте рассказ на части – эпизоды. Какой из них для вас самый интересный?
3) Рассказ «Обида»
- В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Как выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
- Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Разделяете ли вы его позицию?
- Какова натура Сашки? Что он за человек?
- Зачем в рассказ введен ребенок? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
- Как автор относится к своему герою? К общей атмосфере жизни?
- Какие художественные детали рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, благодарность, озлобление, желание заклеймить?
- В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечтах, об отчаянии? Не прикрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории?
- Чем интересен писателю Саша Ермолаев? В каких его словах скрыта самохарактеристика, воссоздающая тип мышления и строй чувств?
- Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?
Своеобразие рассказов В.М.Шукшина.
В центре большинства рассказов Шукшина - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает читателя в своей значительности, обнаруживает свой нравственный подтекст. Такова ситуация и характеры в рассказе «Обида».
Писатель, выявляя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное, например, рассказ «Мастер».
Шукшинский рассказ организует ситуация. Начинается рассказ часто без каких-либо вступительных замечаний. Автор сразу вводит нас в ситуацию.
На страницах многих рассказов Шукшина мы встречаемся с «чудиками». Героями с нестандартным восприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск.
Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выражениями. Но особенность рассказов Шукшина в том, что авторская речь тесно сплетается с речью персонажей и язык автора тоже разговорный, народный. В них мало описаний. Шукшин очень лаконичен, внимателен к детям, которые помогают в нескольких словах показать характер человека.
Кроссворд по творчеству В.М.Шукшина.(даётся на предыдущем уроке)
Итог урока. Оценивание работ учеников.
Кроссворд «Знатокам Шукшина»

По горизонтали: 2. Объект вдохновения художника Смородина. (Рассказ «Пьедестал»). 6. Ее любил, ценил, за нее боролся, ей следовал в своем творчестве В.М. Шукшин. 8. Ценный поделочный материал, запонки из которого предпочел для выхода в гости Петя из одноименного рассказа Шукшина. 9. В фильме «Печки-лавочки» есть эпизод ссоры в купе, где Иван Расторгуев в ответ на наглость и самоуверенность командировочного отвечает мудреной грубостью: «П... в штанах! И в шляпе! И в плаще!» 11. Учебное заведение, в котором В.М. Шукшин получил актерское образование. 12. Сельскохозяйственная машина, на которой подростком довелось поработать Шукшину (цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова»). 13. От нее спас младенца во время сенокоса Кузьма Родионов (роман «Любавины»). 18. Скандальный человек типа Сергея Ивановича Кудряшова из рассказа «Психопат». 19. Имя одного из братьев Любавиных. 20. Член религиозной секты, к которой ненароком причислил оскорбленного дядю Гришу его племянник (рассказ «Гена Пройдисвет»). 21. Фамилия главного героя рассказа «Ноль-ноль целых». 24. В рассказе «Операция ... Пьяных». Он страдает не столько от боли, сколько от стыда. 25. Шукшин здесь родился и этим гордился. 26. Имя девицы, «очистившей» карманы Витьки Борзенкова (рассказ «Материнское сердце»). 30. «Маша-птичница», которая демонстрировала селянам модное платьице с передником по профессии (к/ф. «Живет такой парень»). 31. Впечатляющее размерами название колхоза, в котором бригадир Шурыгин разрушил церковь (рассказ «Крепкий мужик»). 32. Способ проявления комического, к которому в своем творчестве нередко прибегал В.М. Шукшин. 33. Рассказ Шукшина.
По вертикали: 1. Герой рассказа «Верую!» 3. Село в Горном Алтае (рассказ «Рыжий»). 4. Родное село Шукшина. 5. В переводе с греческого - это «притворство» сродни сарказму. Она сквозит в рассказах писателя. 7. Один из видных кинематографистов, на опыте которого Шукшин учился режиссуре. 8. Курортный город, где снимались эпизоды кинофильма «Печки-лавочки». 9. Методологический подход при анализе непосредственного взаимодействия людей. Характерен для творчества Шукшина. 10. Поэтесса, исполнившая роль журналистки в фильме «Живет такой парень». 14. Рассказ В.М. Шукшина. 15. В фильме «Калина красная» на него часто переходили старики Байкаловы в своих диалогах. 16. Один из рассказов Шукшина. 17. Предмет одежды, часто упоминаемый в рассказе «Митька Ермаков». 22. В судорожных припадках и взвизгиваниях она предрекла беду, поражение (роман «Я пришел дать вам волю»). 23. В просторечии шукшинских героев любимая девушка, возлюбленная. 24. Любимый поэт Шукшина. 27. Литературный журнал, в котором впервые был опубликован рассказ «Осенью». 28. Это не только груз в кадушке селянина, но и проявление барского насилия. 29. К нему причаливал и тот эсминец, на котором служил Василий Шукшин.
Тема: «Людей неинтересных в мире нет…» (по рассказам В.М. Шукшина)
Цель: Познакомить с творчеством В.М. Шукшина, с понятием толерантности и как это понятие нашло свое отражение в его рассказах.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока.
А) Слово учителя.
- Познакомьтесь с понятием толерантность.
- Понятие толерантность вошло в речевой обиход сравнительно недавно. Что оно означает? Почему так много об этом говорят?
- Действительно, в современном мире нравственное здоровье стало предметом острых споров. И именно нравственное здоровье современного общества было предметом мучительных раздумий В.М. Шукшина.
Б) Слово о писателе
В) Но В.М. Шукшин был и замечательным актером и режиссером
Г) Просмотр иллюстративного материала - 15 лет в литературе, 10 лет – в кино
БЕСЕДА ПО РАССКАЗАМ В.М. Шукшина:
Рассказ «Обида»
1. В чем суть происшествия в магазине?
- Была ли причина для обиды?
- Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
2. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще?
- Какова цель, каковы намерения Сашки?
- Разделяете ли вы его позицию? Почему? Что в нем говорит?
- Какие слова подойдут для этого рассказа? (хамство, оскорбление достоинства)
3.Какова натура Сашки?
4. Зачем в рассказ введен ребенок?
- Какую роль в тексте играют реплики девочек, что тети и дяди плохие?
5. Какова же нравственная атмосфера общества? (привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить)
Вывод: В общечеловеческом, мировом масштабе Сашка, несомненно, прав. Он верит в силу слова и в силу добра. Но в конкретной ситуации он не увидел, что таким людям, как человек в плаще, ничего объяснить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.
Чтение эпизодов рассказа
- Как заканчивается рассказ?
Рассказ «Алеша Бесконвойный»
1. Какие впечатление на вас произвел этот рассказ?
- Что в нем показалось странным, забавным, серьезным?
2. Почему Алеша в субботу «выпрягается»? Это прихоть, каприз или потребность?
3. С какой целью автор рисует детально что, как и в какой последовательности делает Алеша в бане, каким чувством окрашиваются его мысли и поступки?
- Как воспринимают Алешу окружающие и они сам себя?
4. Каково его отношение к семье, детям, окружающим людям, природе?
- Как автор показывает философский склад ума Алеши?
Чтение эпизодов рассказа
- А почему Шукшин так назвал рассказ?
- Что значит бесконвойный?
Вывод: Этот рассказ вызов общепринятой норме. В Алеше жажда внутренней свободы.
Рассказ «Чудик»
- Чем задел вас этот рассказ?
- Что в нем смешного?
Чтение эпизодов рассказа
Рассказ «Срезал»
1. Каково общее впечатление от рассказа?
- Что вас насмешило, удивило, навеяло грустное настроение?
- Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет «срезать»?
- От чьего имени он выступает?
2. Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина?( она высказана прямо в начале и в конце рассказа.)
Чтение эпизодов рассказа
Вывод: В Глебе Капустине писатель увидел тип психологии, порожденной жизнью.
- Какие рассказы В.М. Шукшина вы еще читали? О чем они?
Рассказ «Мастер»
- Чем он взял вас за живое?
- Но он ведь ничего не добился, за что же его уважать и даже любить?
«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Аристотель
ИТОГ
В центре большинства рассказов Шукшина – оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров, «голов и сердец».
«Людей неинтересных в мире нет».
Чтение стихотворения Е. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы как история планет
У каждой есть особое, свое
И нет планет, похожих на нее»
Если мы будем помнить об этом, то с уважением и пониманием должны принимать разных людей, уметь их слушать, видеть в них тоже человека, пусть не похожего на тебя, но тоже Человек.
Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками.
Подведение итогов.