А.С. Пушкин. «Метель»
Материалы к уроку литературы
Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле.
Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома,
улаживая финансовые
вопросы перед свадьбой
с Натальей Гончаровой,
но заставшая деревню
эпидемия холеры
продлила пребывания
поэта в имении.
Издана повесть была в 1831 году.
Цикл «Повести Белкина» был опубликован
не под именем Пушкина.
Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств.
Автору важно было продемонстрировать своему читателю, как самый простой человек превращается в настоящую куклу в руках Творца или же по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.
Литературное направление повести – сентиментализм
Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
В повести «Метель» Александр Сергеевич специально рассматривает жизнь самых обычных людей. Они не отличаются особо блистательным умом, восхитительной внешностью, не склонны к геройским поступкам. У них нет гениальных задатков, особых талантов, невероятной силы духа.
Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.
Сюжетная линия, образы
Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии.
Подтверждает драматические
упования читателя эпиграф,
представляющий собой
фрагмент из поэмы Жуковского
«Светлана». Он продолжает
развивать заявленную в названии
тревожную, динамичную тему,
настраивает на романтический
лад. Интенсивное движение, пульс
поэтических строк носит
смятенный, вихревой характер.
С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность . Читателя сразу знакомят с главным персонажем. Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.
Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что
не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное,
как неизбежный рок, что
понимает читатель в конце
произведения. Узнав о том,
что избранница обвенчана с
другим, Владимир возвращается
в полк.
Вскоре поступает известие
о том, что прапорщик
погиб в Бородинском сражении.
Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком
Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить.
Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость.
Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья
он был обвенчан с
неизвестной девушкой.
Он не знает ничего о своей
«случайной» жене.
Оказывается, что обвенчаны
были Марья и Бурмин.
Героев ожидает счастливый
финал.
Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек.
Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.
Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» — произведение, которое обличает эгоизм,
легкомыслие,
непочитание старшего
поколения, родителей.
Каждый из героев
повести повинен
в каком-либо из этих
проступков.
Чем провинились герои?
Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома.
Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей.
В то время это считалось
большим грехом.
Бурмин тоже
провинился перед
судьбой: он
жестоко подшутил
над неизвестной
девушкой.
В итоге все герои наказаны судьбой. Причем,
Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.
Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Место природной стихии в сюжете
Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.
Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.
Особенности композиции
Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию.
Особенности композиции:
1.Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула – временная цепь событий; сюжет – это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.
2.Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной — то, чего добивался Пушкин. «Метель», содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.
3.Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают
Читателя к событиям повести:
метели, которая сыграет главную
роль в судьбе героев, вещим снам Маши,
тайному венчанию в церкви.
Чему учит повесть?
Повесть учит верить в лучшее, планировать свою жизнь, но принимать во внимание возможные случайности. Учит быть верным и честным. Учит благородству и чистоте помыслов. Учит верить в судьбу.
А вы что думаете?