СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку русского языка. Анализ текста (на основе отрывка из произведения В.Астафьева "Где-то гремит война"). Тренировочные упражнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные упражнения  помогут совершенствовать навыки анализа текста, а также приобщат   к изучению литературных произведений В. Астафьева.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку русского языка. Анализ текста (на основе отрывка из произведения В.Астафьева "Где-то гремит война"). Тренировочные упражнения.»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

ОТРЫВОК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Где-то гремит война»

ВИКТОРА АСТАФЬЕВА



Четыре дома на высоком полуобвалившемся яру, среди них длинный барак, прогнутый, как седло, — это и есть поселок Шипичиха. Чуть в стороне, в устье речки Шипичихи, стоит еще один дом с множеством пристроек. В нем живет объездчик. Но шипичихинцы почему-то этот дом к поселку не причисляют.

Объездчик живет богато. У него есть даже граммофон, который он заводит на Новый год и на Первое мая. Чтобы не ходить далеко по ягоды, объездчик загородил растительность, какая густо населилась в устье речки. В ограду попали черемуха, несколько берез, ивняк и даже одна пихта. Все это называется садом, хотя никто ничего здесь не садил. Среди кустарников и деревьев стоят на ножках ульи, и здесь же судорожно култыхает спутанный конь, звякая боталом. Не любят в поселке хитроватого объездчика и оттого не считают его своим.

Поселок получил свое название от речки. А вот почему так именуется речка, даже ушлый объездчик толком не знает. Может быть, потому, что в устье речки, в небольшом омуте все лето колышется белая подушка пены и шипит она так, будто под ней упрятались рассерженные гусаки. А, может, зовут речку Шипичиха оттого, что по склонам гор, между которых она петляет, расселился ежистый шиповник. У сибирских цветов и трав сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи. Но когда зацветает шиповник, серые горы становятся нарядными, и по распадкам ветер кружит тучи ярких лепестков, и отовсюду наплывает густой, нездешний, дух. Такой дух, что даже ко всему привычные лесные люди умиляются, втягивают его носом. Впрочем, они не только нюхают, но и горстями собирают лепестки, наметанные между камнями, ситами вылавливают их из воды, сушат и зимой заваривают вместо чая.







ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Объясните значения слов из текста: барак, объездчик, граммофон, ушлый.

2.Найдите в тексте вводные конструкции и поясните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при- ».Поясните их правописание.

4.Выполните синтаксический разбор предложения:

А, может, зовут речку Шипичиха оттого, что по склонам гор, между которых она петляет, расселился ежистый шиповник.

5. Выпишите из текста имена собственные и поясните их правописание.

6. Выпишите из текста причастные обороты, поясните их синтаксическую роль.

7. Найдите в тексте слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», объясните их правописание.

8. Найдите в тексте простое односоставное предложение, осложненное однородными сказуемыми.

9. Выполните морфемный разбор слов: ежистый, наметанные, вылавливают, рассерженные, судорожно, хитроватого,

причисляют, объездчик.

10. Выполните морфологический разбор выделенных слов из предложения.

У сибирских цветов и трав сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи.

11.Определите аргументированно стиль и тип текста.

12. Определите тему отрывка.

13.Найдите в тексте местоимения и определите их разряд.

14. Найдите в тексте слова с сочетаниями -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.Поясните их правописание.

15. Выполните фонетический разбор слов: зацветает и нездешний.

16.Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Поясните пунктуацию в них.

17. Найдите в тексте деепричастные обороты и поясните пунктуацию при них.

18. Найдите в тексте слова разговорного стиля и поясните их значение.

19. Каким настроением проникнут этот текст? Какие слова и словосочетания помогают передать это настроение?

20. Напишите транскрипцию слов: устье, шипичихинцы , здесь. Всегда ли слова пишутся так, как произносятся?

21. Подберите однокоренные слова к слову привычныеВыделите в них корни.

22.  Какие средства речевой выразительности привлекли ваше внимание в тексте?

23. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне.

24. Определите род, число, склонение, падеж выделенных в предложении слов.

Чтобы не ходить далеко по ягоды, объездчик загородил растительность, какая густо населилась в устье речки.

25. Подберите синонимы к словам: ушлый, хитроватый.

26.  Найдите в тексте имена прилагательные и определите их разряд.

27. Найдите в тексте в первом абзаце глаголы, определите их время, вид, наклонение. Определите у этих глаголов число, род и лицо (если есть).

28. Укажите предложения, осложненные однородными членами.объясните знаки препинания при них.

29.Выполните синтаксический разбор словосочетаний: наметанные между камнями, живет богато, подушка пены, серые горы, ежистый шиповник.

30. Выпишите из текста примеры слов, образованные суффиксальным способом.

31. Подберите заголовок к тексту.

32. Объясните использование тире в первом предложении.

33. Определите склонение у существительных из последнего предложения.

34. Подберите антонимы к прилагательным в первом предложении.

35. Как связаны части текста?