МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ОТРЫВОК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Где-то гремит война»
ВИКТОРА АСТАФЬЕВА
Четыре дома на высоком полуобвалившемся яру, среди них длинный барак, прогнутый, как седло, — это и есть поселок Шипичиха. Чуть в стороне, в устье речки Шипичихи, стоит еще один дом с множеством пристроек. В нем живет объездчик. Но шипичихинцы почему-то этот дом к поселку не причисляют.
Объездчик живет богато. У него есть даже граммофон, который он заводит на Новый год и на Первое мая. Чтобы не ходить далеко по ягоды, объездчик загородил растительность, какая густо населилась в устье речки. В ограду попали черемуха, несколько берез, ивняк и даже одна пихта. Все это называется садом, хотя никто ничего здесь не садил. Среди кустарников и деревьев стоят на ножках ульи, и здесь же судорожно култыхает спутанный конь, звякая боталом. Не любят в поселке хитроватого объездчика и оттого не считают его своим.
Поселок получил свое название от речки. А вот почему так именуется речка, даже ушлый объездчик толком не знает. Может быть, потому, что в устье речки, в небольшом омуте все лето колышется белая подушка пены и шипит она так, будто под ней упрятались рассерженные гусаки. А, может, зовут речку Шипичиха оттого, что по склонам гор, между которых она петляет, расселился ежистый шиповник. У сибирских цветов и трав сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи. Но когда зацветает шиповник, серые горы становятся нарядными, и по распадкам ветер кружит тучи ярких лепестков, и отовсюду наплывает густой, нездешний, дух. Такой дух, что даже ко всему привычные лесные люди умиляются, втягивают его носом. Впрочем, они не только нюхают, но и горстями собирают лепестки, наметанные между камнями, ситами вылавливают их из воды, сушат и зимой заваривают вместо чая.
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Объясните значения слов из текста: барак, объездчик, граммофон, ушлый.
2.Найдите в тексте вводные конструкции и поясните знаки препинания при них.
3. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при- ».Поясните их правописание.
4.Выполните синтаксический разбор предложения:
А, может, зовут речку Шипичиха оттого, что по склонам гор, между которых она петляет, расселился ежистый шиповник.
5. Выпишите из текста имена собственные и поясните их правописание.
6. Выпишите из текста причастные обороты, поясните их синтаксическую роль.
7. Найдите в тексте слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи», объясните их правописание.
8. Найдите в тексте простое односоставное предложение, осложненное однородными сказуемыми.
9. Выполните морфемный разбор слов: ежистый, наметанные, вылавливают, рассерженные, судорожно, хитроватого,
причисляют, объездчик.
10. Выполните морфологический разбор выделенных слов из предложения.
У сибирских цветов и трав сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи.
11.Определите аргументированно стиль и тип текста.
12. Определите тему отрывка.
13.Найдите в тексте местоимения и определите их разряд.
14. Найдите в тексте слова с сочетаниями -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.Поясните их правописание.
15. Выполните фонетический разбор слов: зацветает и нездешний.
16.Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Поясните пунктуацию в них.
17. Найдите в тексте деепричастные обороты и поясните пунктуацию при них.
18. Найдите в тексте слова разговорного стиля и поясните их значение.
19. Каким настроением проникнут этот текст? Какие слова и словосочетания помогают передать это настроение?
20. Напишите транскрипцию слов: устье, шипичихинцы , здесь. Всегда ли слова пишутся так, как произносятся?
21. Подберите однокоренные слова к слову привычные. Выделите в них корни.
22. Какие средства речевой выразительности привлекли ваше внимание в тексте?
23. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне.
24. Определите род, число, склонение, падеж выделенных в предложении слов.
Чтобы не ходить далеко по ягоды, объездчик загородил растительность, какая густо населилась в устье речки.
25. Подберите синонимы к словам: ушлый, хитроватый.
26. Найдите в тексте имена прилагательные и определите их разряд.
27. Найдите в тексте в первом абзаце глаголы, определите их время, вид, наклонение. Определите у этих глаголов число, род и лицо (если есть).
28. Укажите предложения, осложненные однородными членами.объясните знаки препинания при них.
29.Выполните синтаксический разбор словосочетаний: наметанные между камнями, живет богато, подушка пены, серые горы, ежистый шиповник.
30. Выпишите из текста примеры слов, образованные суффиксальным способом.
31. Подберите заголовок к тексту.
32. Объясните использование тире в первом предложении.
33. Определите склонение у существительных из последнего предложения.
34. Подберите антонимы к прилагательным в первом предложении.
35. Как связаны части текста?