Материалы к урокам русского языка.
Работа с текстом
ТЕКСТ
Уж мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки, когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег. Я с благоговением посмотрел на штабс-капитана…
– Нам придется здесь ночевать, – сказал он с досадою, – в такую метель через горы не переедешь. Что? были ль обвалы на Крестовой? – спросил он извозчика.
– Не было, господин, – отвечал осетин-извозчик, – а висит много, много.
За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях.
218 слов
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Прочитайте текст. Определите тип текста и его стиль. Установите автора произведения и его название.
2.Объясните значения слов: кровля, бурка, сакля, отрада.
3.Выполните морфемный разбор слов: окружающих, прилеплена, ощупью.
4. Выполните морфологический разбор имен существительных из третьего предложения.
5. Найдите в тексте сложные слова и объясните их правописание.
6. Найдите в тексте вводные конструкции и объясните знаки препинания при них. Каково их значение?
7. К какой лексике относится слово «извозчик»? Объясните его значение. Подберите синонимы к нему.
8.Найдите обособленные определения в тексте, объясните условия их выделения.
9.Выполните полный синтаксический разбор предложений.
Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.
За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле.
10. Найдите в тексте имена собственные, объясните их правописание.
11.Укажите предложения, осложненные однородными членами предложения; поясните знаки препинания в данных предложениях.
12.Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание приставок пре- , при- », объясните выбор букв в приставках.
13.Найдите предложение, осложненное обращением; определите вид обращения; создайте схематическое изображение данного предложения.
14. Создайте схему последнего предложения; поясните типы связи в нем.
15.Выпишите из последнего предложения 3 словосочетания с разными типами грамматической связи и выполните их разбор.
16.Объясните правописание суффиксов в словах: единственная, чугунный, прилеплена, закопченные, разложенный, выталкиваемый.
17.Приведите примеры из текста к орфограмме «Безударные гласные в корне слова».
18. К какой части речи принадлежит слово «ущелье»? Каким способом было образовано это слово?
19.Найдите кратные формы прилагательных. Вспомните, чем отличаются они от полных форм.
20. Почему слово «здесь» пишем с буквой з?
21.К какой части речи принадлежат слова: вокруг, обратно, посередине, ощупью? Объясните способ их образования.
22. Поясните значение слова «ибо» в предложении. Определите часть речи. Подберите синонимы к слову.
Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
23. Определите вид орфограммы в слове «пеленою»; подберите свои примеры слов на данную орфограмму.
24. Найдите в первом предложении третьего абзаца все имена существительные и определите их склонение.
25. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении.
26. Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
27. Каково ваше впечатления от текста?
28. Какие признаки указывают нам, что это текст?
29. Укажите средства связи между предложениями первого абзаца.
30. Произведите фонетический разбор слова «блеют».
31. Выпишите все причастия и выполните их морфемный разбор.
32. В каком значении употреблено слово «благоговение»? Запишите словарную статью об этом слове.
33. Укажите все служебные части речи в первом предложении.
34.Укажите тип первого предложения в третьем абзаце. Создайте его схему.
35. Подберите синонимы и антонимы к слову «приветные».
36. Найдите в тексте имена числительные, определите их вид. Какими членами предложения они являются?
37. Объясните все орфограммы в слове «расстилался».
38. Объясните знаки препинания в предложении
Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую).
39.Найдите субстантивированное причастие в тексте.
40. Выберите из текста материал для словарного диктанта.