Материалы к Олимпиаде по истории I(школьный уровень)11 класс
Максимальное количество баллов — 100.
Раздел I. (24б.)
1.1.Соотнесите изречения и события (по 2балла за правильный ответ-8б.)
Изречения | События |
А | « Как повадится волк к овцам, то все стадо перетаскает» | 1 | Создание «Повести временных лет» |
Б | «Раздрася вся Русская земля» | 2 | Правление князя Владимира |
В | «Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнем» | 3 | Съезд князей в Любече |
Г | « Откуда есть пошла Русская земля» | 4 | Битва на Калке |
| | 5 | Восстание древлян |
1.2.Вставьте пропущенные сведения (по 2 баллу за правильный ответ-16б)
Вопросы для сравнения | Киевское княжество | Галицко - Волынское княжество | Владимиро - Суздальское княжество | Новгородская земля |
Особенности географического положения | А. | Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути | Д. | Ж. |
Природные условия | Плодородные земли | В. | Умеренный климат, лесная полоса | Благоприятные для развития торговли |
Система управления | Б. | Г. | Сильная власть князя | Аристократическая республика |
Особенности хозяйствования | Пашенное земледелие, развитое ремесло | Пашенное земледелие | Е. | З. |
Власть князя ограничивалась боярами.
Земледелие, скотоводство, промыслы.
Князь.
Наиболее плодородные земли на Руси.
Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы.
Северо-Западная Русь.
Мотыжное земледелие.
Северная Русь.
Охота, рыболовство.
Юго-Западная Русь.
Ремесло и торговля.
Казачий круг.
Раздел II. (18б.)
2.1. Кому принадлежат лозунги? ( по 2 баллу за правильный ответ )-10б
«Превратить войну империалистическую в войн гражданскую»________________________
«Ликвидировать кулачество как класс»_____________________________________________
«Догнать и перегнать Америку» __________________________________________________
«Экономика должна быть экономной» -_____________________________________________
« Берите суверенитета сколько хотите» -____________________________________________
2.2.«ДА» или «НЕТ» (по 1 баллу за правильный ответ)-8.
«Полоса признания» - это установление некоторыми ведущими странами Востока торговыхотношений с СССР.
«Рабочий вопрос» в конце XIX века включал в себя комплекс проблем развития трудового законодательства.
«Министерская чехарда» - постоянная смена министров в правление Николая I в 1825-1855гг.
« Зубатовский социализм» - в 1901-1902 гг. создание нелегальных крестьянских организаций под руководством начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова.
«Философский пароход»- возвращение в страны в 1922 году деятелей науки и культуры.
« Коллективное руководство» - коллегиальное управление в СССР после смерти В.И.Ленина.
«Малая гражданская война» - крестьянские восстания в 1920-1921гг.
«Пролеткульт» - литературно-художественная и культурно- просветительская организация, проповедовавшая идея «чистой пролетарской культуры».
Раздел III.20б.
3.1. Логические ряды. Заполните пропуски (по 2 баллу за правильный ответ)-12б
Обычное право - «Русская Правда» - Судебники(1497г.,1550г.)- Соборное Уложение (1649г.) - ……………………………………………………………………………………(-1832-1833г.)
Приказы (XV-XVII вв.) – коллегии (1718 -1802 гг.) – министерства (1802-1917гг.) - ……………………………………… (1918-1946г)
1839-1843 гг.- Е.Ф.Канкрин; 1897 г. -………………………; 1924 г.- Сокольников (Бриллиант)
1861 г. – Манифест об отмене крепостного права; 1863 г.- составление уставных грамот; -1881……………………………………………………………………………………; 1905 -1907 гг.- отмена выкупных платежей.
Приказ тайных дел- ……………………………………………(первая четвертьXVIIIв.) -Тайная канцелярия – Тайная экспедиция Сената - IIIОтделение Собственной Его императорского величества канцелярии
Налог «с сохи» - налог «со двора» -…………………………. - подоходный налог
3.2.Укажите войну и ее хронологические рамки (по 2 балла за правильный ответ)-8б
4.1. (максимальный балл – 8 баллов)
Перед Вами карикатура под названием «А вы уверены, что они теперь безопасны?», созданная во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Внимательно изучите предложенный материал и выполните следующие задания:
1. Укажите название творческого коллектива – создателя данной карикатуры; по возможности укажите фамилии и имена советских графиков и живописцев – участников данного коллектива.
2. Укажите имя советского поэта – автора стихотворения к данной карикатуре.
3. Укажите какие исторические деятели изображены на данной карикатуре.
4. Укажите какое событие в ходе Второй мировой войны иллюстрирует данная карикатура.
- Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!
- Мой друг, во избежание риска, не подходите слишком близко!
4.2 Рассмотрите внимтельно изображения памятников культуры и выполните задание (макс. 17баллов).
Четыре из предложенных памятников культуры были созданы в правление одного монарха. Укажите номера этих изображений, название памятника искусства, автора. Ответы занесите в таблицу.
Под каким названием вошел в историю период развития русской культуры, когда были созданы эти произведения исусства?
Раздел V
5.1.Исторические версии (17 баллов)
Командующий 2-ой русской армией П.И. Багратион неоднократно резко высказывался критически о деятельности командующего
1-ой русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 года.
Какую другую точку зрения о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, который могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения
Ответы олимпиады по истории 11кл.
1.1.Соотнесите изречения и события (по 2балла за правильный ответ-8б.)
1.2.Вставьте пропущенные сведения (по 2 баллу за правильный ответ-16б)
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З. |
10 | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 | 8 | 11 |
2.1. Кому принадлежат лозунги? ( по 2 баллу за правильный ответ )-10б
В.И.ЛЕНИН
И.В. СТАЛИН
Н.С.ХРУЩЕВ
Л.И.БРЕЖНЕВ
Б.Н.ЕЛЬЦИН
2.2 «ДА» или «НЕТ» (по 1 баллу за правильный ответ)-8.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | + | - | + | - | + | + | + |
3.1. Логические ряды. Заполните пропуски (по 2 баллу за правильный ответ)-12б
Свод законов Российской империи
Комиссариат
Витте ограничение рабочего времени
О незыблимости самодержавия
3.2.Укажите войну и ее хронологические рамки (по 2 балла за правильный ответ)-8б
А-Северная война 1700-1721гг. Полтавская битва 1709г
Б-Русско-турецкая война1768-1774гг. Сражение при Кагуле 1770г.
В- Крымская война 1853-1855гг.Синопское сражение 1853г.
Г-ВОВ, Курская битва 5 июля-23августа 1943г
4.1. (максимальный балл – 8 баллов)
1. Укажите название творческого коллектива – создателя данной карикатуры; по возможности укажите фамилии и имена советских графиков и живописцев – участников данного коллектива Кукрыниксы : Куприянов, Крылов, Николай Соколов
2. Укажите имя советского поэта – автора стихотворения к данной карикатуре.-С.Маршак
3. Укажите какие исторические деятели изображены на данной карикатуре.- Франц Гальдер ,Клаус фон Штауффенберг, Эрих Фельгибель, Ольбрихт,Эрих Гёпнер и др.
4. Укажите какое событие в ходе Второй мировой войны иллюстрирует данная карикатура.- покушение на Гитлера операция «Валькирия»
4.2. Макс. 17 баллов – по 1 баллу каждый правильный ответ ( 16 баллов за ответы в таблице + 1 балл за указание периода).
Номер | | Название | | Автор |
изображения | | | | |
А | «Царевна - Лебедь» | | Михаил Врубель |
Е | Памятник императору Александру III. | Паоло Трубецкой |
Ж | Афиша «Русских сезонов» – театральной | Сергей Дягилев. |
| антрепризы С. П. Дягилева. Гастрольные | |
| выступления | артистов | Императорских | |
| театров С.-Петербурга и Москвы за границей | |
| в летние месяцы 1908–1914 годов. | |
И | Здание Ярославского вокзала | | Федор Шехтель |
Название периода : __Серебряный век________
5.1. Исторические версии (13 баллов)
5.Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:
- М.Б. Барклай де Толли был опытным и мужественным военачальником; избранные им тактика отказа от генерального сражения, план отступления и соединения двух русских армий были единственно правильными.
А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:
- 1-я и 2-я русские армии избегали сражения с Наполеоном. Отступали вглубь страны
- уклонение от генерального сражения с Наполеоном вызвало широкое недовольство в действующей армии
- в придворных кругах разделяли это недовольство, обвиняя М.Б. Барклая де Толли в слабости патриотического чувства, равнодушии к судьбе страны.
Б. При выборе альтернативной точки зрения:
-французская армия значительно превосходила по численности русскую армию
- отступление было преднамеренным, с целью завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть ее тылы
- в ходе отступления 1-я и 2-я русские армии блестяще маневрировали, не раз ставя в тупик Наполеона и его генералов
- удалось обеспечить соединение русских армий под Смоленском, а их дальнейшее отступление провести организованно и планомерно.