СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы олимпиады по истории России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы олимпиады по истории России.

Просмотр содержимого документа
«Материалы олимпиады по истории России.»


Материалы к Олимпиаде по истории I(школьный уровень)11 класс

Максимальное количество баллов — 100.

Раздел I. (24б.)

1.1.Соотнесите изречения и события (по 2балла за правильный ответ-8б.)

Изречения

События

А

« Как повадится волк к овцам, то все стадо перетаскает»

1

Создание «Повести временных лет»

Б

«Раздрася вся Русская земля»

2

Правление князя Владимира

В

«Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнем»

3

Съезд князей в Любече

Г

« Откуда есть пошла Русская земля»

4

Битва на Калке



5

Восстание древлян



А

Б

В

Г





1.2.Вставьте пропущенные сведения (по 2 баллу за правильный ответ-16б)

Вопросы
для сравнения

Киевское
княжество

Галицко -
Волынское
княжество

Владимиро -
Суздальское
княжество

Новгородская
земля

Особенности географического положения

А.

Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути

Д.

Ж.

Природные условия

Плодородные земли

В.

Умеренный климат, лесная полоса

Благоприятные для развития торговли

Система управления

Б.

Г.

Сильная власть князя

Аристократическая республика

Особенности хозяйствования

Пашенное земледелие, развитое ремесло

Пашенное земледелие

Е.

З.



  1. Власть князя ограничивалась боярами.

  2. Земледелие, скотоводство, промыслы.

  3. Князь.

  4. Наиболее плодородные земли на Руси.

  5. Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы.

  6. Северо-Западная Русь.

  7. Мотыжное земледелие.

  8. Северная Русь.

  9. Охота, рыболовство.

  10. Юго-Западная Русь.

  11. Ремесло и торговля.

  12. Казачий круг.



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З.










Раздел II. (18б.)

2.1. Кому принадлежат лозунги? ( по 2 баллу за правильный ответ )-10б

  1. «Превратить войну империалистическую в войн гражданскую»________________________

  2. «Ликвидировать кулачество как класс»_____________________________________________

  3. «Догнать и перегнать Америку» __________________________________________________

  4. «Экономика должна быть экономной» -_____________________________________________

  5. « Берите суверенитета сколько хотите» -____________________________________________



2.2.«ДА» или «НЕТ» (по 1 баллу за правильный ответ)-8.

  1. «Полоса признания» - это установление некоторыми ведущими странами Востока торговыхотношений с СССР.

  2. «Рабочий вопрос» в конце XIX века включал в себя комплекс проблем развития трудового законодательства.

  3. «Министерская чехарда» - постоянная смена министров в правление Николая I в 1825-1855гг.

  4. « Зубатовский социализм» - в 1901-1902 гг. создание нелегальных крестьянских организаций под руководством начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова.

  5. «Философский пароход»- возвращение в страны в 1922 году деятелей науки и культуры.

  6. « Коллективное руководство» - коллегиальное управление в СССР после смерти В.И.Ленина.

  7. «Малая гражданская война» - крестьянские восстания в 1920-1921гг.

  8. «Пролеткульт» - литературно-художественная и культурно- просветительская организация, проповедовавшая идея «чистой пролетарской культуры».

1

2

3

4

5

6

7

8










Раздел III.20б.

3.1. Логические ряды. Заполните пропуски (по 2 баллу за правильный ответ)-12б

  1. Обычное право - «Русская Правда» - Судебники(1497г.,1550г.)- Соборное Уложение (1649г.) - ……………………………………………………………………………………(-1832-1833г.)

  2. Приказы (XV-XVII вв.) – коллегии (1718 -1802 гг.) – министерства (1802-1917гг.) - ……………………………………… (1918-1946г)

  3. 1839-1843 гг.- Е.Ф.Канкрин; 1897 г. -………………………; 1924 г.- Сокольников (Бриллиант)

  4. 1861 г. – Манифест об отмене крепостного права; 1863 г.- составление уставных грамот; -1881……………………………………………………………………………………; 1905 -1907 гг.- отмена выкупных платежей.

  5. Приказ тайных дел- ……………………………………………(первая четвертьXVIIIв.) -Тайная канцелярия – Тайная экспедиция Сената - IIIОтделение Собственной Его императорского величества канцелярии

  6. Налог «с сохи» - налог «со двора» -…………………………. - подоходный налог

3.2.Укажите войну и ее хронологические рамки (по 2 балла за правильный ответ)-8б

А.

Б.

В.

Г.


4.1. (максимальный балл – 8 баллов)

Перед Вами карикатура под названием «А вы уверены, что они теперь безопасны?», созданная во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Внимательно изучите предложенный материал и выполните следующие задания:

1. Укажите название творческого коллектива – создателя данной карикатуры; по возможности укажите фамилии и имена советских графиков и живописцев – участников данного коллектива.

2. Укажите имя советского поэта – автора стихотворения к данной карикатуре.

3. Укажите какие исторические деятели изображены на данной карикатуре.

4. Укажите какое событие в ходе Второй мировой войны иллюстрирует данная карикатура.





- Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!

- Мой друг, во избежание риска, не подходите слишком близко!

4.2 Рассмотрите внимтельно изображения памятников культуры и выполните задание (макс. 17баллов).


  1. Четыре из предложенных памятников культуры были созданы в правление одного монарха. Укажите номера этих изображений, название памятника искусства, автора. Ответы занесите в таблицу.

  1. Под каким названием вошел в историю период развития русской культуры, когда были созданы эти произведения исусства?




Раздел V



5.1.Исторические версии (17 баллов)

Командующий 2-ой русской армией П.И. Багратион неоднократно резко высказывался критически о деятельности командующего

1-ой русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 года.

Какую другую точку зрения о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, который могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения



Ответы олимпиады по истории 11кл.

1.1.Соотнесите изречения и события (по 2балла за правильный ответ-8б.)

А

Б

В

Г

5

3

2

1



1.2.Вставьте пропущенные сведения (по 2 баллу за правильный ответ-16б)



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З.

10

3

4

1

5

2

8

11

2.1. Кому принадлежат лозунги? ( по 2 баллу за правильный ответ )-10б

  1. В.И.ЛЕНИН

  2. И.В. СТАЛИН

  3. Н.С.ХРУЩЕВ

  4. Л.И.БРЕЖНЕВ

  5. Б.Н.ЕЛЬЦИН

2.2 «ДА» или «НЕТ» (по 1 баллу за правильный ответ)-8.



1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

-

+

-

+

+

+



3.1. Логические ряды. Заполните пропуски (по 2 баллу за правильный ответ)-12б

  1. Свод законов Российской империи

  2. Комиссариат

  3. Витте ограничение рабочего времени

  4. О незыблимости самодержавия



3.2.Укажите войну и ее хронологические рамки (по 2 балла за правильный ответ)-8б

А-Северная война 1700-1721гг. Полтавская битва 1709г

Б-Русско-турецкая война1768-1774гг. Сражение при Кагуле 1770г.

В- Крымская война 1853-1855гг.Синопское сражение 1853г.

Г-ВОВ, Курская битва 5 июля-23августа 1943г

4.1. (максимальный балл – 8 баллов)

1. Укажите название творческого коллектива – создателя данной карикатуры; по возможности укажите фамилии и имена советских графиков и живописцев – участников данного коллектива Кукрыниксы : Куприянов, Крылов, Николай Соколов

2. Укажите имя советского поэта – автора стихотворения к данной карикатуре.-С.Маршак

3. Укажите какие исторические деятели изображены на данной карикатуре.- Франц Гальдер ,Клаус фон Штауффенберг, Эрих Фельгибель, Ольбрихт,Эрих Гёпнер и др.

4. Укажите какое событие в ходе Второй мировой войны иллюстрирует данная карикатура.- покушение на Гитлера операция «Валькирия»

4.2. Макс. 17 баллов – по 1 баллу каждый правильный ответ ( 16 баллов за ответы в таблице + 1 балл за указание периода).


Номер


Название


Автор

изображения





А

«Царевна - Лебедь»


Михаил Врубель

Е

Памятник императору Александру III.

Паоло Трубецкой

Ж

Афиша «Русских сезонов» – театральной

Сергей Дягилев.


антрепризы С. П. Дягилева. Гастрольные



выступления

артистов

Императорских



театров С.-Петербурга и Москвы за границей



в летние месяцы 1908–1914 годов.


И

Здание Ярославского вокзала


Федор Шехтель


Название периода : __Серебряный век________


5.1. Исторические версии (13 баллов)

5.Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:
- М.Б. Барклай де Толли был опытным и мужественным военачальником; избранные им тактика отказа от генерального сражения, план отступления и соединения двух русских армий были единственно правильными.
 
А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:
- 1-я и 2-я русские армии избегали сражения с Наполеоном. Отступали вглубь страны
- уклонение от генерального сражения с Наполеоном вызвало широкое недовольство в действующей армии
- в придворных кругах разделяли это недовольство, обвиняя М.Б. Барклая де Толли в слабости патриотического чувства, равнодушии к судьбе страны.
Б. При выборе альтернативной точки зрения:
-французская армия значительно превосходила по численности русскую армию
- отступление было преднамеренным, с целью завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть ее тылы
- в ходе отступления 1-я и 2-я русские армии блестяще маневрировали, не раз ставя в тупик Наполеона и его генералов
- удалось обеспечить соединение русских армий под Смоленском, а их дальнейшее отступление провести организованно и планомерно.