СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы по урокам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы по урокам»

Комплекс упражнений на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.


1. Упражнения по теме «Изучение фонетики и графики»

  1. Тренировочное упражнение.








Цель: Развивать орфографическую зоркость, тренировать в различении согласных звуков. Развивать наблюдательность. Учитель предлагает рассмотреть данную таблицу и сформулировать задание к упражнению. Задание: Напишите предложения, в которых есть определенное количество согласных звуков. Первое предложение - одиннадцать согласных звуков. Второе предложение – семь согласных звуков. Третье предложение - четырнадцать согласных звуков. Первое упражнение выполняется совместно с педагогом, остальные предложения дети составляют самостоятельно.

Белка строит гнездо изо мха

У ежа нора из травы

Жилища у животных разные.





  1. Упражнение «Составь слово».

Цель: Развивать фонематический слух, учить анализировать информацию, выделять главное.

Выполняя задание, дети разгадывают слово, непосредственно относящееся к теме урока:

1) первый слог в слове «утюг»

2) глухой Т, звонкий - ...

3) последняя гласная в слове соринка

4) мягкий сонорный согласный в слове «репа»

5) шестая буква алфавита

6) превратите слово «гора» дом для мыши

7) гласный звук в слове «дивный», указывающий на мягкость предыдущего согласного звука

8) буква, обозначающая два звука в слове «енот» (УДАРЕНИЕ)


2.Упражнения по теме «Изучение состава слова»


Упражнения этой группы способствуют развитию любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.

  1. Упражнение «Кто больше?»

Цель: Закреплять умение подбирать однокоренные (родственные) слова и выделять в них корень; Развивать наблюдательность, внимание, память, речевые навыки и интеллект обучающихся;

Учитель выставляет перед учащимися табличку с корнем. Обучающиеся составляют однокоренные слова.

Например: шел

пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел и т. д.

  1. Упражнение «Однокоренные слова».

Цель: Учить подбирать родственные слова и выделять корень, развивать творческое мышление.

Запишите слова, состоящие из:

Корня: стол, ...

Корня: зонтик, ...

Корня и окончания: земля, ...


  1. Упражнения к разделу «Орфография»

        1. Упражнение «Найди слово».

Цель: Повышать грамотность в написания словарного слова, активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Учитель использует шуточные вопросы,  например:

  • Я считаю, что ворона любит слово карандаш, как вы думаете, почему? Назовите еще слова, которые нравятся вороне.

Ответы: (карандаш, картина, картофель) 

  • В каких словах живет кот? (рокот, локоть)

  • В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога)

  • Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, Сорока, однажды) и др.

  • В каких словах ель растет? (картофель, учитель,  понедельник)

        1. Упражнение «Графический диктант».

Цель: Развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес детей.

Задание: Выпишите из данных слов только опасные буквосочетания.

Почка, точка, мачта, молочный, полочка, помощник: (щн; чк; чт; чн; чк).

Задание направлено на поиск и выделение информации, структурирование знаний.

        1. Упражнение «Что лишнее».

Цель: Учить определять орфограмму в слове, развивать мышление.

Прочитай, убери лишнее слово, обоснуй свой выбор. 

а) морковь, копуста, ягода, урожай;

б) сторож, голубь, тапор, медведь;

в) заяц, белка, варобей, сорока;

Образец ответа: В словах капуста, топор, воробей допущены орфографические ошибки.

  1. Упражнение «Исправь ошибку».

Цель: Учить видеть несоответствие в тексте, развивать орфографическую зоркость, пробуждать любознательность.

Детям предлагается набор слов или предложений с ошибками, дети должны найти, исправить ошибку и объяснить свое решение.

Задание: Ученикам раздаются карточки с заданиями, на которых напечатан текст с ошибками. Обучающие должны найти их и переписать текст без ошибок. В данном упражнении дети не только развивают орфографическую зоркость, но и играют роль «учителя» при исправлении ошибок. Задание модно выполнять индивидуально, в паре и коллективно.


Утро

Ноступило утро. Из-за леса выглинуло приветливае солнышко. Шырокий лук и тихоя речька освитились ево лучами.


Зима

Пришла халодная зема. Пабилели паля и пригорки. Рика пакрылась лдом. Забрила зема влес, и наридила все диревья.

  1. Упражнение «Шарада».

Цель: Закреплять знание словарных слов, расширять кругозор, побуждать к активной поисковой деятельности.

Первое — нота, второе — тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа — соль)

Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

  1. Упражнение «Сказки».

Цель: Закреплять знание написания слов с непроверяемым безударным гласным звуком, стимулировать познавательную деятельность, с помощью нестандартных упражнений.

- Назовите сказки детского писателя Чуковского К.И.

- Рассмотрите иллюстрацию. Назовите, из какой она сказки? (Тараканище.)

- Назовите зверей, которые упоминаются в произведении: (медведи, кот, раки, комарики, волки, зайчики, лягушки, воробей, носорог, крокодил, слон и т.д.)

- Запишите слова с непроверяемым безударным гласным звуком.

- Сравните свои записи с образцом на доске.

Правильный ответ: комарики, медведи, воробей, носорог, лягушки, крокодил.


4.Упражнения по теме «Изучение лексики»

  1. Упражнение «Слоги».

Цель: Тренировать речевой и мыслительный аппарат, закреплять знание правил русского языка.

Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ж Б ; Ы А, будьте внимательны.

Образец правильного ответа: СЫ, СА, ЖА, БЫ, БА.

Слоги с буквами Ш и Ы составить нельзя, есть правило.

  1. Тренировочное упражнение.

Цель: Совершенствовать практические навыки в составлении предложений, мотивировать познавательную активность.

Составьте 2 предложения из слов:

А) В школу дети цветочную утром идут;

Б) Маме рождения я день сделал;

Правильные ответы:

А) Утром дети идут в школу. (Лишнее слово - «цветочную»).

Б) Предложение составить нельзя, не хватает слова.

  1. Упражнение «Переставь буквы в словах и запиши новые слова».

Цель: Формировать у детей интерес в составлении новых слов, развивать внимательность, логическое мышление

Построение нового слова, путем перестановки букв.

Барон - ___________________________

Мазок -   __________________________

Сосна -____________________________

Стук - ____________________________

Влага - ___________________________

Шкала - __________________________

Банка - ___________________________

  1. Упражнение «Зашифрованное слово».

Цель: Учить работать с символами, шифрами, кодами, формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Расшифруй тему сегодняшнего урока. Для этого замени цифры буквами. 5,1,4,6,1,3,7,1,12 2,10,13,3,1 3 9,6,8,3,1,11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

б

в

г

з

л

н

о

с

у

х

я

к

(ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ)

  1. Упражнение «Вставь подходящие по смыслу слова».

Цель: Развивать творческое мышление.

Принакрылась______ снегом_____ дорога. На дереве дятел пристроился, головки и спинка ________, а на затылке __________шапочка.

6. Упражнение « Найди ошибку в сказке».

Цель: Учить находить ошибки в тексте, развивать мышление, внимание.

- Я знаю, что вы хорошо знаете сказки Чуковского. Я зачитаю отрывки из сказок, а вы услышите ошибки. Слово – ошибку запишите в столбик.

1. Муха, муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку потеряла.

2. Едут и плачут, пряники жуют.

3. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой. Забегает умывальник и качает головой…

4. Добрый доктор Айболит! Он под деревом стоит.

-Запишите глаголы - антонимы.

Образец правильного ответа:

потеряла – нашла

плачут – смеются

забегает – выбегает

стоит – сиди.


Познавательный интерес является одним из главных мотивов обучения и может рассматриваться, как мощное средство стимуляции к образовательной деятельности, а также устойчивой чертой личности младшего школьника. Учитель должен развивать и укреплять познавательный интерес, используя различные формы работы на уроке.