Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
учреждения образования
«Солигорский государственный колледж»
_______________Л.С.Бузун
_______________________
Перечень теоретических вопросов
по учебному предмету
«Методика физического воспитания и развития детей»
для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента учебного плана по специальности 5-04-0112-01 Дошкольное образование, в дневной форме получения образования в учебной группе ДО-231с
Основные понятия в области физического воспитания и развития детей.
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы физического воспитания.
Средства физического воспитания
Характеристика физических упражнений как основного средства физического воспитания. Классификация физических упражнений.
Ведущие компоненты здорового образа жизни детей условиях учреждения дошкольного образования и семье.
Двигательные умения и навыки. Закономерности формирования двигательных умений и навыков.
Этапы обучения детей физическим упражнениям.
Физическая культура в учебной программе дошкольного образования.
Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям.
Задачи и средства физического воспитания детей в группах раннего возраста.
Организация двигательного режима в группах детей раннего возраста
Особенности развития основных видов движений у детей раннего возраста.
Общая характеристика, значение и виды строевых упражнений.
Методика обучения строевым упражнениям детей.
Значение и классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям.
Общая характеристика, виды основных движений
Методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе.
Методика обучения детей дошкольного возраста бегу.
Методика обучения детей дошкольного возраста ползанию и лазанию.
Методика обучения прыжкам детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Методика обучения прыжкам детей старшего дошкольного возраста.
Методика обучения детей дошкольного возраста катанию, бросанию, ловле мяча.
Методика обучения детей дошкольного возраста метанию.
Значение подвижных игр для всестороннего развития личности. Классификация подвижных игр.
Методика проведения подвижных игр с детьми раннего и дошкольного возраста.
Белорусские народные подвижные игры в системе физического воспитания детей.
Элементы техники и методика обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
Элементы техники и методика обучения детей дошкольного возраста игре в бадминтон.
Элементы техники и методика обучения детей дошкольного возраста игре в настольный теннис.
Элементы техники и методика детей дошкольного возраста игре в футбол.
Элементы техники и методика обучения игре в хоккей.
Методика обучения катанию на санках детей дошкольного возраста.
Методика обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах.
Методика обучению детей дошкольного возраста скольжению по ледяным дорожкам.
Методика обучения детей дошкольного возраста плаванию.
Формирование физических качеств у детей дошкольного возраста.
Значение, структура и содержание физкультурного занятия.
Типы и формы физкультурных занятий.
Методика проведения физкультурного занятия в учреждении дошкольного образования (группа по выбору).
Методика проведения физкультурного занятия в разновозрастной группе.
Значение, условия и формы проведения утренней гимнастики в учреждении дошкольного образования.
Методика проведения утренней гимнастики с детьми.
Назначение, требования и формы проведения физкультминуток в учреждении дошкольного образования.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Физкультурное развлечение как форма организации активного отдыха в учреждении дошкольного образования.
Методика проведения физкультурного праздника с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования.
Организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей дошкольного возраста.
Диагностика и прогнозирование индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей.
Содержание, формы и методы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми дошкольного возраста на основе диагностики и прогнозирования.
Развивающая физкультурно-игровая среда в учреждении дошкольного образования.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы по физическому воспитанию в учреждении дошкольного образования.
Взаимодействие учреждений дошкольного образования с семьей по вопросам физического воспитания и развития детей.
Основы безопасности при организации работы по физическому воспитанию в учреждении дошкольного образования.
Цель, задачи, средства и методы адаптивной физической культуры адаптивной физической культуры.
Современные образовательные технологии на занятиях физической культурой в учреждениях дошкольного образования с лицами с ОПФР
Требования к организации и проведению адаптивной физической культуры в учреждениях дошкольного образования с лицами с ОПФР в группах интегрированного обучения и воспитания.
Особенности методики обучения подвижным играм детей с ОПФР.
Особенности методики обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям детей с ОПФР.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах интегрированного обучения и воспитания.
Составитель: преподаватель Т.А. Михневич
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
Протокол № _3_ от 13.11.2024
Председатель цикловой комиссии
А. В. Иванова____________2024 г.
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
учреждения образования
«Солигорский государственный колледж»
___________________Л.С. Бузун
____________________
Практические задания по учебному предмету
«Методика физического воспитания и развития детей»
для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента учебного плана по специальности по специальности 5-04-0112-01 Дошкольное образование, в дневной форме получения образования в учебной группе ДО-231с
Разработайте комплекс общеразвивающих упражнений для детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Разработайте комплекс общеразвивающих упражнений для детей среднего дошкольного возраста. Запишите в соответствии с общепринятой терминологией.
Разработайте комплекс упражнений с нестандартным оборудованием для детей с ОПФР.
Разработайте план-конспект занятия по обучению строевым упражнениям детей младшего дошкольного возраста. Выполните графическое задание, отражающее расположение на площадке детей и педагога в зависимости от вида строя.
Спланируйте основные движения для основной части физкультурного занятия для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Выполните графическое задание, отражающие расположение на площадке детей и педагога во время выполнения основных движений.
Разработайте задачи к занятию по образовательной области «Физическая культура» (закрепляющий тип) для детей младшего дошкольного возраста.
Разработайте задачи к занятию по образовательной области «Физическая культура» (смешанный тип) для детей среднего дошкольного возраста.
Разработайте конспект утренней гимнастики для детей (сюжетная форма) для детей дошкольного возраста (группа по выбору).
Разработайте задачи к занятию по образовательной области «Физическая культура» (тематическая форма) для детей старшего дошкольного возраста.
Разработайте содержание вводно-подготовительной и заключительной части занятия по образовательно области «Физическая культура» (сюжетная форма) проведения для детей младшего дошкольного возраста.
Разработайте содержание вводно-подготовительной и заключительной части занятия по образовательно области «Физическая культура» (учебно-тренирующая форма) для детей среднего дошкольного возраста.
Разработайте содержание вводно-подготовительной и заключительной части занятия по образовательной области «Физическая культура» (игровая форма) для детей старшего дошкольного возраста.
Спланируйте основные виды движений (лазание/равновесие) с учетом наличия в группе детей с ОПФР (группа по выбору). Выполните графическое задание, отражающие расположение на площадке детей и педагога во время выполнения основных движений.
Спланируйте основные виды движений (метание/прыжки) для основной части занятия по образовательной области «Физическая культура» (учебно-тренирующая форма) для детей среднего дошкольного возраста. Выполните графическое задание, отражающие расположение на площадке детей и педагога во время выполнения основных движений.
Представьте графическую разметку расположения детей и педагога во время показа и выполнения следующих основных видов движений в младшем дошкольном возрасте: прокатывание мяча в ворота с расстояния 1-1,5; пролезание в вертикально расположенный обруч способом «боком».
Представьте графическую разметку расположения детей и педагога во время показа и выполнения следующих основных движений в среднем дошкольном возрасте: бросание мяча в вертикальную цель способом прямой рукой «сверху»; ползание по наклонной гимнастической скамейке
Представьте графическую разметку расположения детей и педагога во время показа и выполнения следующих основных движений в старшем дошкольном возрасте: прыжки с зажатым между ногами мячом; лазанье по гимнастической стенке
Разработайте сценарий физкультурного развлечения для детей младшего дошкольного возраста.
Проанализируйте конспект занятия по образовательной области «Физическая культура». Разработайте рекомендации по его корректировке.
Проанализируйте конспект проведения утренней гимнастики. Разработайте рекомендации по его корректировке.
Приведите примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (не менее 5 - 6). Продемонстрируйте их.
Разработайте и продемонстрируйте варианты проведения физкультминуток на занятиях по образовательным областям: «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработайте конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей младшего дошкольного возраста.
Разработайте конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей среднего дошкольного возраста.
Разработайте конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста.
Разработайте конспект проведения белорусской народной подвижной игры (по выбору учащегося).
Разработайте план-конспект проведения подвижной игры с учетом наличия в группе детей с ОПФР.
Приведите примеры игр и игровых упражнений (не менее 5) с элементами игры в баскетбол (с ловлей и передачей мяча, ведением мяча и др.) для детей старшего дошкольного возраста.
Приведите примеры игр и игровых упражнений по закреплению элементов техники катания на санках и ходьбы на лыжах для детей дошкольного возраста (группа по выбору).
Разработайте комплекс однотипных физических упражнений на прогулке тематического характера (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста.
Составьте сценарий спортивного развлечения с учетом присутствия в группе детей с ОПФР.
Составитель: преподаватель Т.А. Михневич
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
Протокол № _3_ от 13.11.2024
Председатель цикловой комиссии
А. В. Иванова____________2024 г.
Литература
Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастных группах / М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2006.
Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб.пособие / Н.Н.Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. М., 2002.
Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова
Основы методик дошкольного образования, М.М. Борисова. М., 2003. [Текст]: краткий курс лекций: учебное пособие / [О. Н. Анципирович и др.]. - Минск: Новое знание; Москва: Инфра-М, 2016.
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/В.Н. Шебеко. Вышэйшая школа, 2021 г.
Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей / В.А.Шишкина. Мозырь, 2014.
Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. Мозырь, 2005.
Шишкина, В.А. Методика физического воспитания детей: учеб./ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Минск, 2016.
Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.А. Шишкина. Минск, 2008.
Критерии оценки результатов
учебной деятельности учащихся по учебном предмету «Методика физического воспитания и развития детей»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание отдельных объектов изучения; распознавание отдельных терминов, понятий, определений, фактов |
2 (два) | Узнавание объектов изучения; различение элементов системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, основных форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.; осуществление соответствующих практических действий |
3 (три) | Неполное воспроизведение программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ особенностей системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу |
4 (четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования с элементами объяснения методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение программного учебного материала различной степени сложности (описание системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования с объяснением методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное воспроизведение программного учебного материала различной степени сложности (описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; наличие несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное воспроизведение программного учебного материала различной степени сложности (развернутое описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей; обоснование планирования работы по физическому воспитанию и развитию, взаимодействия с семьей; формулирование выводов); самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; наличие единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (развернутое описание и объяснение системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей; раскрытие сущности создания развивающей среды, физического воспитания и развития детей раннего возраста; обоснование планирования работы по физическому воспитанию, взаимодействия с семьей; формулирование выводов); самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; наличие определенного опыта творческой деятельности; наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера по отбору форм, методов, приемов, средств обучения физическим упражнениям детей разных возрастных групп; по интегрированию задач и содержания обучения из разных разделов программы; поиску разных вариантов проведения форм работы по физическому воспитанию; высокий уровень самостоятельности и эрудиции |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению системы физического воспитания и развития детей в учреждениях дошкольного образования, методики физического воспитания и развития детей, форм организации физического воспитания и развития детей; использование нетрадиционных форм организации физического воспитания; поиск новых технологий физического воспитания и т.д.) Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях |