СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы ШППО учителей 3-х классов "Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы составлены учителями 3-х классов. Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Материалы ШППО учителей 3-х классов "Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ





МАТЕРИАЛЫ

ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОПЫТА

учителей 3-х классов

в 2022 – 2023 учебном году










Руководитель


учитель высшей категории,

«старший учитель»

Муниципального бюджетное

общеобразовательного

учреждения «Школа с углублённым

изучением отдельных предметов

№ 114 города Донецка»






г. Донецк, 2023


Формирование

финансовой грамотности учащихся

на уроках в начальной школе




Цели


1. Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников.

2. Обмен опытом по освоению нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

3. Обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.


Содержание работы


1.  Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

2.  Организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализа достигнутых результатов.

3.  Обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в данном внутришкольном объединении.

4.  Организация работы по накоплению дидактического материала.


Основные формы работы учителей


1.  Заседания, посвященные вопросам методики обучения учащихся.

2.  Круглые столы, семинары по предметам.

3.  Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения.


Состав







План работы

Школы передового педагогического опыта

на 2022 – 2023 учебный год



п/п

Направления деятельности

Сроки

Ответственный

1

Организация деятельности Школы передового педагогического опыта в новом учебном году

1. Обсуждение и утверждение плана работы.

2.Утверждение списка участников

октябрь

Руководитель

2

Теоретические основы финансовой грамотности учащихся

январь

Члены ШППО

3

Круглый стол «Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках в начальной школе»

март

Члены ШППО

4

Обобщение опыта работы учителей ШППО

май

Руководитель


























Теоретические основы

формирования финансовой грамотности младших школьников









(Чудновская А.И., учитель начальных классов, МБОУ «Школа №114 г.Донецка»)


«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость, 

а умело расходовать – искусство».

(немецкий писатель-романист) Бертольд Авербах


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования утверждается то, что необходимо адаптировать школьную программу к потребностям современного мира. Это связано с тем, что сфера финансов затрагивает практически все стороны жизни современного человека.

Многие ученые считают, «что начинать обучение финансовой грамоте лучше всего в раннем возрасте». Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами. Учащиеся в возрасте от 6 до 12 лет хорошо понимают финансовые концепции, выраженные простым языком и с помощью доступных примеров. Младший школьник уже не раз слышал о деньгах, и, конечно же, о их нехватке, когда на его просьбы родители отвечали «... не куплю, денег нет», но он никогда не задумывался о том, как эта проблема решается, также знал, что хочет ту или иную игрушку или угощение и что его желание почти всегда исполняется, но он не знал, как это сбылось.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому включение в уроки тем по финансовой грамотности сегодня особо актуально. Необходимость внедрения тем по финансовой грамотности в школах обусловлено еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Экономическое воспитание – это важная составляющая образовательного процесса. Потребность в финансовой грамоте была всегда, а остро обострилась в ходе реформ 90-х годов, когда экономика нашей страны стремилась к рыночным отношениям.

Финансовая грамотность школьников и детей в целом должна быть частью их знаний. Без умения управлять финансами невозможно представить жизнь ни одного человека. Однако изучать финансовую грамотность во взрослом возрасте намного сложнее. А все потому, что у взрослого человека уже сложились привычки. Поэтому изучение финансовых аспектов, познания мира денег следует начинать как можно раньше.

Фактически, изучение финансовой грамотности должно начинаться в школьном возрасте и продолжаться после него. Умение целесообразно использовать свои средства и делать их больше – основа финансового благополучия для дальнейшей жизни.  Эти навыки и включает в себя финансовая грамотность, которая важна не только для взрослого человека, но и, конечно же, для младших школьников.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер.

Считается, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.

Основы финансовой грамотности:

  • понимание природы и функции денег;

  • умение ценить деньги;

  • умение считать деньги;

  • умение составлять финансовый отчет;

  • умение экономить и сберегать;

  • умение тратить деньги и жить по средствам;

  • умение делиться.


Система финансовой грамотности включает в себя следующие компоненты:

1) грамотное управление капиталом – понимание, что деньги - это инструмент для достижения цели, а не энергия или магия. Развитие умения управлять деньгами, направляя их на достижение поставленных целей;

2) Учет и планирование свободных денежных средств: разработка личного финансового плана и умение его придерживаться Распределение финансовых потоков, умение ставить финансовые цели и планирование их достижения;

3) финансовое мышление и психология богатства - это психология, которая отличает богатых от бедных, многие богатые терпели неудачу и были банкротами, многие более одного раза, но именно мышление и психология позволили им стать теми, кто Я.

Понимание и умение применять эти инструменты в своей жизни позволяет считать человека финансово грамотным. Этот человек почти всегда достигает финансовой свободы, не в последнюю очередь потому, что он знает, что такое финансовая свобода.

С первого класса учащийся начальной школы в силах сам пойти в магазин и приобрести там что-то необходимое. Сначала сумма дается равная стоимости покупки, затем эту сумму можно увеличивать, чтобы приучить школьника пересчитывать сдачу и не тратить ее неразумно на свои нужды.

Важно понимать, что рано или поздно дети услышат некоторые факты о деньгах и получат знания о финансах на основе внешних данных. Эти внешние данные часто ошибочны. Например, коллеги могут сказать, что разбогатеть можно, только воруя, или когда вы заходите в раздел, кто-то может сказать, что только удачливый добивается успеха. Мы можем только представить, какие знания получит ученик, если он всерьез верит в своих «друзей».        

Более того, современные дети все чаще становятся активными потребителями и все более привлекают внимание производителей рекламы и розничной торговли.  Поэтому обучить основам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Уже в младшем школьном возрасте закладываются основы будущего формирования личности. Экономию, организованность, трудолюбие и другие качества нужно воспитывать с детства. Следовательно, процесс экономического образования должен быть систематическим и целенаправленным.

В рамках общеэкономической грамотности в начальных классах упор делается на элементарные понятия, относящиеся к жизненному опыту учащихся. Финансовая грамотность в младшем школьном возрасте помогает учащимся развивать экономическое мышление, приобретать необходимые навыки поведения в рыночных условиях, формировать сознательное отношение к работе и эффективное использование рабочего времени. Кроме того, у учеников развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.

Финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Чтобы у ученика начальной школы в будущем сложилась благополучная жизнь, педагог вместе с родителями должны рассказать детям, что такое деньги, откуда они берутся, как правильно ими пользоваться, как их заработать. Младший школьник и экономика на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Сфера экономической деятельности - одна из жизненно важных сфер, в которую ребенок погружен с детства.

Основы финансовой грамотности закладываются на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о типах собственности, семейных доходах и расходах, разумных расходах, пособиях и рациональных расходах, а также стоимости школьных активов. В начальной школе ученики начинают усваивать основные термины, составляющие сущность экономики: собственность, производство, торговля, товары, рынок, деньги, цена и т. д. 

Учащиеся по окончании начальной школы должны уметь  использовать карманные деньги, определять источники доходов и расходов, объяснять важность работы для удовлетворения потребностей, делать покупки в магазине и анализировать семейные нужды, способность удовлетворять потребности.

Ж елательно развивать финансовую грамотность путем интеграции в аудиторные занятия на уроке математики, используя задания, направленные на развитие подходящих идей для личного финансового управления и развитие навыков ответственного и осведомленного потребителя на финансовом рынке.












Формирование финансовой грамотности на уроках

математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии



(Петрачкова Н.В., учитель начальных классов, МБОУ «Школа №105 г.Донецка»)


Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Дети слышат разговоры о деньгах дома, в разговорах со сверстниками в школе, в телевизоре и т.д. Они рано узнают о том, что деньги позволяют получить все, что пожелаешь, и активно проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.

Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:

– анализировать свои потребности;

– выделять основные и особые потребности;

– определять источники удовлетворения различных потребностей;

– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;

– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

– совершать элементарные покупки в магазине;

– анализировать возможности семейного бюджета в удовлетворении потребностей.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа 2100»).

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Задача

Папа (работает): зарплата 100 тыс. р., написал книгу и получил го­норар 200 тыс. р.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. р., получила премию 40 тыс. р.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею 4 тыс. р.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил 40 тыс. р.

У семьи есть вклад в банке - 800 тыс. р., годовой процент по вкла­дам - 10%.

На текущие покупки тратили 90 тыс. р. в месяц, на коммунальные услуги,

транспорт и лечение - 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за 40 тыс. р. и компьютер за 30 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся в 400 тыс. р.

Задание

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Составьте годовой бюджет семьи.

Определите среднегодовой доход на каждого члена семьи.

Предложите, как семья может распорядиться своими сбере­жениями.


Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, дети высказывают собственную точку зрения, причем формируется устойчивое понимание выбора правильной модели финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Сказка о попе и работнике Балде», «Трое из Простоквашино» и другие).

- В каком произведении А.С. Пушкина герой оказывается в ситуации невыплаты заработной платы?

1.В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

В результате поп находит работника Балду, который соглашается работать за три щелчка по лбу в год.

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу».

Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп не захотел расплачиваться и по совету попадьи дал очень сложное задание Балде. Но тот смог перехитрить чертей, выполнил задание, и попу пришлось платить: «С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика».

Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

Сказке Пушкина А.С. более 180 лет. Однако, проблема, поднятая в произведении, повторяется и в наше время.

К сожалению, в условиях кризиса невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» недобросовестных работодателей. В сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам. В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законных основаниях.

В книге Э.Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо. Давай вспомним диалог героев.

«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете выписывать?

- Я буду «Мурзилку» выписывать. - говорит Дядя Федор

- А я про охоту что-нибудь. - Это шарик

- А я ничего не буду. Я экономить буду».

Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

3. «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а надо только поверить в чудо.

«В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?

Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки.

Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, любыми способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился четырёх золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе.

В сказке Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Система Занкова» предусматривает изучение таких тем, как «Семья и труд», «Транспорт и связь», «Жизнь современного человека» и т.д. Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, подумать, на что можно потратить свои сбережения. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем: 1 класс - «Что такое экономика?», 3 класс - «Чему учит экономика?», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет».

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Учебные материалы и задания важно подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей, включать проекты. Например, на уроках «кулинарии» – рассчитать стоимость блюда. А что выгоднее: вырастить овощи и фрукты на приусадебном участке или купить в магазине?  При изучении швейного дела: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченные материалы. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, узнают, что такое налоги, кредит.

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Считается уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования применить игровую и проектную, а также обратить внимание на исследовательскую деятельность.

В заключение, хочется сказать, для обобщения результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности) можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности в урочную и внеурочную деятельность.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.




Урок-игра по финансовой грамотности



(Гайсанюк О.В., учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 84 г.Донецка»)


Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

способствовать формированию экономического образа мышления;

воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Представление о результатах:

Личностные:

осознание себя как части семьи, общества;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

регулятивные:

оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок-игра по финансовой грамотности.

Для чего нам это нужно?

Сегодня мы совершим путешествие по 4-м станциям. Мы разделимся на две команды. Каждая команда будет выполнять задания и получать деньги (жетоны) за свою работу на каждой станции. В конце урока мы подсчитаем количество заработанных «денег» и определим победителя.

Наше путешествие начинается!


III. Работа по этапам игры

1 станция «Денежная»

Беседа:

  • Что такое деньги? Как люди пользуются деньгами? (стоимость ответа – 1руб.)

  • Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? (1 руб.)

  • Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной? (1 руб.)

Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.

Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!

А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.

Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.

Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!


Задание 1. Соедините части пословиц и объясните их смысл. (5 руб.)

  1. Без денег торговать

  2. Восьми гривен

  3. Гроша не стоит

  4. Лучше на гривну убытку

  5. На грош дела

  1. до рубля не хватает.

Б. на рубль суматохи.

В. как без соли хлебать.

Г. а глядит рублём.

Д. чем на алтын стыда.


1

2

3

4

5








2 станция «Аэропорт»

Сегодня в России насчитывают более 100 авиакомпаний, которые перевозят людей из города в город. Среди них есть популярные, просто известные, малоизвестны и вовсе не знакомые компании. Каждая отличается личным логотипом и набором предлагаемых услуг.

Задание 1. Рассмотрите таблицу и сделайте выводы (5 руб.).

Стоимость авиабилета Калининград-Москва

Название авиакомпании

«Аэрофлот»

«Ютэйр»

«Уральские авиалинии»

Бизнес-класс

Эконом-класс

Бизнес-класс

Эконом-класс

Бизнес-класс

Эконом-класс

Стоимость билета за один день до вылета

23500

9100

26800

12600

23200

10100

Стоимость за три дня до вылета

38600

5610

26200

3885

23500

3780

Стоимость билета за месяц до вылета

23500

3500

26700

3485

22600

3480


Беседа:

От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки билета). Еще многие авиакомпании поднимают цену в выходные дни. (2 руб.)

Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс? (1 руб.)

Как купить наиболее выгодно для себя? (2 руб.)

  1. Билет надо покупать заранее. За один день до вылета цены снижаются только на билеты бизнес-класса.

  2. Смотрим на авиакомпанию. Возможно, у Вашей семьи есть какие-то льготы или акционные купоны какой-нибудь компании.

  3. Если льгот нет, выбираем наиболее низкую цену.


3 станция «Банк»

Беседа:

Что такое банк? (1 руб.)

Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.

Чем отличается банкомат от терминала? Для чего они нужны? (2 руб.)

Что такое валюта? (денежная единица государства) (1 руб.)

Какие виды валюты вы знаете? (1 руб.)

Какая официальная валюта в России? (1 руб.)

Рассматривают настоящие купюры из Украины, Китая, Гонконга, ОАЭ, России, сравнивают их, находят общие и отличительные черты (по 1 руб. за ответ)

Задание 1. Сопоставьте: (7 руб.)

  1. Рубль

А. Польша

  1. Доллар

Б. Япония

  1. Евро

В. Россия

  1. Злотый

Г. Великобритания

  1. Фунт стерлингов

Д. Китай

  1. Иена

Е. США

  1. Юань

Ж. Страны Европы


1

2

3

4

5

6

7










Задание 2. (5 руб.) Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.


4 станция «Супермаркет»

Беседа:

- Может ли человек купить всё, что ему захочется? (1 руб.)

-Что нельзя купить ни за какие деньги? (1 руб.)

- Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (1 руб.)

-Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (1 руб.)

-Для чего в супермаркете ставят большие тележки? (1 руб.)

-Как найти в супермаркете самый дешевый товар? (1 руб.)

-Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (1 руб.)


Задание 1. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. (8 руб.)

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.


1

2

3

4

5

6

7

8











Задание 2. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? (5 руб.)


1) хлеб
2) сахар
3) минеральная вода
4) масло сливочное
5) кукурузные хлопья
6) масло растительное
7) рыба
8) кальмар сушеный
9) газированные напитки
10) молоко

11) яйцо
12) майонез

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)
15) сухофрукты
16) соль
17) креветки
18) кондитерские изделия

19) сельдь
20) финики сушеные
21) маринады
22) сало копченое
23) орешки соленые
24) конфеты
25) чипсы

26) мясо



Заполни таблицу

Необходимо

Время от времени

Не нужны




















IV. Подведение итогов

Обе команды подсчитывают набранные очки, объявляется победитель.

Беседа:

  • Какие задания показались вам сложными? Почему?

  • Какие не вызвали затруднений?

  • Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?



V. Домашнее задание

Исследовательский мини-проект «Шарлотка»

Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.

*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:

  • пошаговое исследование, которое было проведено;

  • выводы.



Задачи по финансовой грамотности для 1 – 4 класса



(Сумина С.В., учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 108 г.Донецка»)


Задача 1

У Вани было 300 рублей. Он купил дневник за 55 рублей, 10 тетрадей по 3 рубля, 3 ручки по цене 28 рублей. Сколько денег останется у Вани? Сможет ли он купить ещё точилку – машинку за 135 рублей?

Задача 2

Аня и Марина решили купить шоколадку за 90 рублей. У девочек есть по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей должны отдать Аня и Марина, чтобы потратить равную сумму денег? Сколько денег останется у каждой девочки?

Задача 3

Полина накопила 9 банкнот номиналом 100 рублей и 8 банкнот номиналом 50 рублей. Сколько всего денег накопила Полина? Хватит ли ей средств на покупку 3D ручки по цене 1200 рублей?

Задача 4

В декабре папа получил премию 15000 рублей, а мама получила премию на 3000 рублей больше, чем папа. На сколько увеличился доход семьи в декабре?

Задача 5

п\п

Траты семьи

Сумма

1

Оплата электроэнергии

1800 руб.

2

Оплата газа

2500 руб.

3

Оплата водоснабжения

500 руб.

4

Оплата вывоза ТБО

140 руб.

В таблицу внесены траты семьи на оплату коммунальных услуг в месяц. Какая статья расходов самая затратная? На какую услугу уходит меньше всего денег? Найдите общую сумму на оплату коммунальных услуг.

Задача 6

При царе Петре Первом монета номиналом 10 копеек имела название « гривенник», 25 копеек - «полполтинник», 50 копеек -«полтинник», 100 копеек рубль.

Сколько копеек составляло два полтинника?

Сколько копеек составляло три полтинника?

Сколько копеек составляло пять гривенников?

Сколько необходимо гривенников , чтобы получить два рубля?

Сколько необходимо полтинников, чтобы получить три рубля?



Задача 7

В феврале коммунальные услуги подорожали на 7 рублей, а в июне еще на 4 рубля . На сколько всего рублей подорожали коммунальные услуги ?



Задача 8

Потребительская корзина взрослого с расчётом на 1 год содержит 100 кг хлебных продуктов, а потребительская корзина ребенка содержит на 22 кг хлебных продуктов меньше. Сколько килограмм хлебных продуктов содержится в потребительской корзине ребенка?

Задача 9

Сколько шариков по 5 рублей может купить Даша на 10 рублей? А на 18 рублей? В каком случае останется сдача и сколько?

Задача 10

Таня и Серёжа решили сложиться и вместе купить плитку шоколада за 80 рублей. У Тани и у Серёжи по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей они должны отдать, чтобы потратить равную сумму денег? Сколько рублей останется у каждого?



Задача 11

Витя хочет купить шоколадку за 35 руб. и подаёт кассиру 50 рублей. Сколько он получит сдачи? Какие номиналы денег могут быть, запиши разные варианты полученной сдачи (учти,
что монет номиналом 1 и 2 руб. в кассе не было).



Задача 12

Мама решила отправиться за продуктами в магазин. В таблице показана стоимость продуктов в магазине № 1 и в магазине № 2. Сосчитай, сколько необходимо потратить денег в магазинах, внеси ответ в таблицу. Магазин № 1 находится рядом, а до магазина № 2 необходимо добираться на маршрутном такси. Стоимость проезда на маршрутном такси туда - обратно обойдётся в 86 рублей. Где выгоднее окажется приобрести продукты?


Наименование продуктов

Магазин № 1

Магазин № 2

Мука (1 кг)

35 руб.

29 руб.

Капуста (1 кг)

18 руб.

18 руб.

Яблоки (1 кг)

76 руб.

54 руб.

Сахар (1 кг)

40 руб.

35 руб.

Молоко (1 л)

70 руб.

67 руб.

Яйца (десяток)

57 руб.

51 руб.

Всего











Задача 13

У Иры было 80 рублей. Она купила шоколадку за 44 руб. и ей выдали сдачу 26 рублей. Правильно ли ей выдали сдачу?
Составь равенство или неравенство.

Задача 14

Миша собирал машинку из конструктора, но её собрать не удалось, так как в коробке оказалось не 78 деталей, а 76. Сколько деталей не хватало в конструкторе?



Задача 15

Сколько Саша накопил денег, если мама дала ему 4 монеты по 10 руб., папа – 7 монет по 5 руб., бабушка – 10 монет по 1 руб. и 10 монет по 50 копеек?



Задача 16

Оля планировала потратить на покупку ручки 58 руб., но потратила на 8 руб. меньше. Сколько потратила денег Оля на покупку ручки?



Игры по финансовой грамотности для 1 – 4 класса












(Косицына О.Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 103 г.Донецка»)


Юный повар

Подготовка: находим или рисуем изображения муки, сахара, масла, яиц, яблок, шоколада. На картинках пишем стоимость: шоколад — 3 монетки, фрукты и масло — по 2, остальные — по 1. Изображений каждого продукта должно быть столько же, сколько игроков. Заготавливаем условные монетки — у каждого ребенка будет по 6 штук. Участники игры получают карточки с рецептами (2 основных и 5 дополнительных). Если ребенок еще не читает, нужно нарисовать состав блюда.

Ход игры: вы пригласили друзей и хотите угостить их. Для шарлотки нужны мука, сахар, яйца, яблоки, для шоколадного пирога: шоколад, масло, яйца, мука. Цель игроков — приготовить пирог. Но есть и запасные варианты.

Три продукта. Из муки, яиц и яблок можно сделать яблочные оладьи, а если вместо яблок шоколад — шоколадные.

Два продукта. Из яиц и сахара — безе. Из яблок и сахара — печеные яблоки. Из масла и шоколада — шоколадный десерт. Из яиц и муки — несладкую лепешку.

Сначала дети изучают рецепты и думают, что они хотят приобрести. Их предупреждают, что магазин скоро завершит работу.

Участники игры по очереди покупают по одному продукту, меняя монетки на изображения. Ведущий объявляет, что магазин закрыт, когда на руках хотя бы у одного ребенка 4 карточки.

Участники решают, что можно приготовить из тех продуктов, которые у них есть. Побеждает тот, кому удалось приготовить блюдо с наибольшим количеством ингредиентов (любой пирог, на втором месте — любые оладьи, на третьем — остальные блюда, но можно отметить, что худший вариант для угощения — лепешка).

Цель: игра тренирует умение выбирать правильную стратегию покупателя. Какие продукты выбрать первыми, чтобы из них можно было что-то сделать? Как лучше их сочетать, если что-то уже есть на руках? Шоколад, который дети стремятся купить сразу, потому что он вкусный, оставляет мало возможностей что-то приготовить. К тому же шоколадный пирог — это невозможный вариант, ведь на него не хватит денег.

Книжная фабрика

Подготовка: по 20 листов бумаги и ручка для каждого участника, пачка канцелярских скрепок на всех.

Ход игры: игроки объединяются в группы по четыре. Это — отдельная фабрика (может быть только одна). Каждому нужно придумать название книге, которую будут изготавливать. Сначала тренируемся. Разрываем лист бумаги пополам, складываем половинки вместе и снова разрываем пополам. Получаем четыре четвертинки. Складываем четыре четвертинки вместе и сгибаем их посередине. Чтобы книга держалась кучи, скрепляем ее канцелярской скрепкой. На обложке пишем название книги.

Игра: за 3 минуты каждый участник старается сделать максимум условных книг. Ведущий отбирает правильно изготовленные, завершенные образцы и насчитывает каждой фирме аналогичное количество баллов.

Теперь в фирмах вводят разделение труда. Один человек только сгибает бумагу, второй разрезает, третий скрепляет, четвертый подписывает. Сколько на этот раз за 3 минуты удастся сделать? Какой вариант лучше?

Вариант игры: если заметного прогресса не удалось достичь, фирма определяет тех, кто «буксует», и отправляет их на обучение (потренироваться несколько минут). После возвращения снова работают вместе. Больше ли удалось сделать теперь?

Цель: на доступном детям уровне выяснить, зачем нужна специализация, повышение квалификации.

Финансовая пирамида

Подготовка: готовим условные монетки — по 3 на каждого игрока, а также значки тайного общества трех цветов (в зависимости от круга привлечения). Игроков должно быть больше 10 (хорошо проводить в школьном классе).

Ход игры: классическая схема: те, кто приводит новичков, получают часть дохода. Ведущий рассказывает, какая якобы замечательная игра: на определенном этапе можно ничего не делать и получать монетки за новичков. Первые ученики (минимум — два) отдают монетки ведущему, чтобы получить значки. Затем каждый должен привести еще двух игроков. Это уже второй круг привлечения — они получают значки другого цвета, отдают две монеты ведущему и одну — тому, кто их привел. Эти дети тоже приводят новичков, которые отдают по монетке им, по монетке — игрокам первого круга и еще по одной — ведущему. После этого третьего круга подводят итог: кто сколько потерял или получил монет. Ведущий получил 22 и более монет, игроки первого круга в целом потеряли по монете, второго — по две, а третьего — все «деньги». Участники обсуждают, кому может быть выгодна финансовая пирамида и стоит ли в ней участвовать.

Цель: познакомить детей с финансовым мошенничеством, приучить критически относится к предложениям «легких денег».

Домино «Деньги»

Подготовка: сделать (приобрести) монеты или сувенирные деньги стоимостью от 1 до 10 рублей. В идеале они должны быть и в виде монет, и в виде бумажных денег.

Ход игры: правила такие же, как в домино, но вместо «костей» выкладывают деньги. К купюре (монете) можно добавлять сколько угодно купюр или монет, но их общая стоимость должна равняться предыдущей. Например, к 5 рублям можно добавить две купюры по 2 р. и 1 р. (в бумажном или монетном виде).

Цель: приучить правильно разменивать деньги, осознать их стоимость, повторить состав числа (по математике).

Практика «Совместные покупки»


Цель: Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.


Практика «Самостоятельная покупка»


Цель: Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Ход практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

О бязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача. Похвалите ребенка за покупку!