Технология развития критического мышления на уроках математики
Коробейникова Ольга Александровна
учитель математики
МКОУ СОШ №1 г. Россоши
E-mail: [email protected]
Ценностные ориентиры ТРКМ
По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений. С одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт, с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление, «логическое мышление», «аналитическое мышление», «творческое мышление».
Говоря о критическом мышлении необходимо заметить, что:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Формулировка ведущей идеи ТРКМ
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Опора на теоретические аспекты
В ТРКМ синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Это один из подходов, являющихся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности.
Базовая модель ТРКМ
Одно из основных положений ТРКМ - следование трем стадиям:
Вызов. На этой стадии формируется мотив к обучению. Учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Вызов… Что же нам нужно вызвать у детей в начале урока?
- имеющиеся знания, которые станут фундаментом новой информации.
- интерес к изучаемому предмету
- вопросы, которые интересую детей по данной теме
- проблемы, с которыми они сталкиваются
Приемы, используемые на этом этапе достаточно разнообразны. Например: «Дерево предсказаний» или «Рыбий скелет», «Ассоциаций» или «Ассоциативного круга», а так же прием «Корзина идей».
Вызов - Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.
Вызов - Стимулирование интереса к новому через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникающие вопросы вызывают потребность к новым знаниям.
Осмысление. Контакт с новой информацией. Форма получения информации может быть различна – чтение текста, лабораторная работа, лекция, эвристическая беседа. На данной стадии учащийся под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
Рассмотрим функции этой стадии:
- Информационная (Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется)
- Систематизирующая (Учащиеся не просто осваивают пласт новой информации, но и систематизируют его, "раскладывают по полочкам" в своей памяти)
Приемы, используемые на этой стадии: «Кластер», «Инсерт», «Плюс-минус», «Сравнительная таблица», «Маркировочная таблица».
Рефлексия. Это закрепление новых знаний, прояснение нового материала. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося, возврат к стадии вызова.
Пути реализации ТРКМ на уроках.
Прием «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
Прием «Концептуальная таблица». Используется, когда нужно сравнить три и более объекта.
Прием «Верные и неверные утверждения». Позволяет заставить детей задуматься над «мелочами» в математике.
Прием «Кластер».
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Часто применяю этот прием в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Прием «Ассоциации» В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Прием «шесть шляп критического мышления».
Применяется данный прием на стадии рефлексии.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.
«Белая шляпа» - (констатируются факты по теме, без обсуждения).
«Желтая шляпа» - (высказываются положительные моменты).
«Черная шляпа» - (определяются отрицательные стороны проблемы).
«Зеленая шляпа» - (высказываются самые бредовые идеи и предложения).
«Красная шляпа» - (формулируются эмоции)
«Синяя шляпа» - (проводится анализ по проблеме).
Использование данного приема на уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию, позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
ТРКМ и ФГОС
Всем известны особенности структуры урока в соответствии с ФГОС. Мы видим что модель ТРКМ органичным образом включает в себя элементы структуры урока.
Этапы ТРКМ | | Структура урока по ФГОС |
Вызов | 1 | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты). |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. |
3 | Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. |
Осмысление | 4 | Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. |
5 | Реализация построенного проекта 4-5 минут. |
6 | Первичное закрепление 4-5 минут. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. |
8 | Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. |
Рефлексия | 9 | Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 2-3 мин. |
Литература.
1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
2. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001.
3. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. – № 2.