Тема урока: Материки. 7 класс.
Тип урока: Обобщение пройденного материала.
Цели урока: 1. Личностно-ориентированная. Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала в изучении особенностей физико-географического положения материков, в раскрытии их уникальности, как частей суши, актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по закреплению ранее полученных навыков, ориентируясь на самостоятельную работу.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Воспитывающая. Способствовать воспитанию нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.
Предметные задачи - (ЗУН) знания, умения, навыки
создать условия для развития у школьников:
умений самостоятельной работы;
решения проблемных ситуаций;
потребности в творческой деятельности;
информационной и коммуникативной культуры.
содействовать развитию навыков работы с различными источниками информации.
используя карты атласа самостоятельно выявить особенности ГП материков на земном шаре;
изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента.
объяснить основные сходства и различия ГП материков.
развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
способствовать формированию у учащихся:
индивидуального стиля учебной деятельности;
умения адекватно мыслить;
действовать в условиях ситуации выбора (учителя);
Познавательные УУД:
- Критический уровень: обучающийся из предложенного учителем источника зафиксировал необходимую информацию о географическом положении материка и воспроизвёл её;
- Достаточный уровень: обучающийся получил информацию о географическом положении материка из нескольких источников и применил ее для выполнения предложенного учителем задания, сравнил размеры материков;
- Творческий уровень: обучающийся самостоятельно организовал поиск информации о ГП материка; дал характеристику и на основе полученной информации сделал вывод и привел объяснения.
Регулятивные УУД:
- Критический уровень: обучающийся понял цели и задачи деятельности на уроке, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё впечатление о проделанной работе.
- Достаточный уровень: обучающийся сформулировал цель и задачи своей деятельности с помощью других, организовал свои действия самостоятельно по предложенному алгоритму, по завершению работы сравнил результат своей деятельности с запланированным.
- Творческий уровень: исходя из поставленных задач, обучающийся самостоятельно сформулировал цель своей деятельности, спланировал и организовал свою работу, продемонстрировал умения оценить и проанализировать результат своей деятельности в группе.
Коммуникативные УУД:
- Критический уровень: обучающийся отвечает на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму;
- Достаточный уровень: обучающийся даёт односложные ответы по заданному алгоритму самостоятельно;
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, презентации (в приложении).
Подготовительный этап. Формирование групп: (На экране демонстрируется слайд-шоу)
2 стола по 4 человека – «ОКЕАНОГРАФЫ», 2 стола по 6 человек – «ЗЕМЛЕВЕДЫ»
На столах атласы, учебники, раздаточный материал. Оценочные листы.
Остальные учащиеся занимают свободные места
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Активизация внимания.
- Перед началом урока, вы, наверное, обратили внимание на экран. Какое название можно дать увиденному? В других классах тоже придумали оригинальные названия: «Знакомая и незнакомая планета», «Музыкальное путешествие» и др. Сегодня мы обобщим свои знания о материках, закрепим полученные навыки работы с различными источниками информации. В чем уникальность этого материка?
2. Работа в команде.
2.1. - У вас на столах лежат «визитки», распределите их между членами вашего «научного общества». Если услышанная вами информация соответствует вашей «визитке» вы поднимаете её вверх. Презентация. (ответы на слайдах)
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ |
1 | Пересекается экватором. | Африка, Ю.Америка, Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. |
2 | Пересекается меридианом 180⁰ | Тихий океан, Антарктида, С.Ледовитый океан, Евразия. |
3 | Пересекается меридианом 0⁰ | Антарктида, С.Ледовитый океан, Африка, Евразия, Атлантический океан. |
4 | Пересекается всеми меридианами | Антарктида, С.Ледовитый океан. |
5 | Составляют одну часть света | Ю.Америка, С.Америка. |
6 | Пересекается Южным тропиком | Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Австралия, Африка, Ю.Америка. |
7 | Состоит из двух частей света | Евразия |
8 | Находится в северном полушарии | С.Ледовитый океан, С.Америка, Евразия. |
9 | Находится в южном полушарии | Австралия, Антарктида. |
10 | Находится в западном полушарии | Ю.Америка, С.Америка. |
11 | Находится в восточном полушарии | Австралия, Индийский океан |
12 | Находится в четырёх полушариях | Африка, Атлантический океан, Тихий океан. |
13 | Омывают Евразию | Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, С.Ледовитый океан. |
14 | Отделены от Евразии проливами | С.Америка, Африка. |
15 | Пересекается Северным тропиком | Африка, С.Америка, Евразия, Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. |
16 | Пересекается Северным полярным кругом | С.Ледовитый океан, С.Америка, Евразия, Атлантический океан |
Молодцы!
2.2. - А сейчас распределите поровну между членами «НО» содержимое конверта, согласно вашим «ВИЗИТКАМ». (раздаточный материал разрезать, разложить на 4 конверта)
Австралия
О.Тасмания | Джеймс Кук |
М. Байрон | 9 млн. кв. км (с островами) |
Африка
П-ов Сомали | 30,3 млн. кв. км |
М. Альмади | Давид Ливингстон |
Южная Америка
М. Париньяс | О.Огненная Земля |
Александр Гумбольд | 17,8 млн. кв. км |
Северная Америка
М. Мерчисон | 24,2 млн. кв. км |
П-ов Лабрадор | Витус Беринг и Алексей Чириков |
Антарктида
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев | В одном климатическом поясе |
Омывается морем Росса | 14 млн. кв. км |
Тихий океан
179,7 млн. кв. км | Фернан Магеллан |
Калифорнийский залив | Море Фиджи |
Атлантический океан
93,4 млн. кв. км | «Челленджер» |
Саргассово море | Гудзонов залив |
Северный Ледовитый океан
13,1 млн. кв. км | Море Баффина |
Море Бофорта | Фритьоф Нансен |
Индийский океан
74,9 млн. кв. км | Аденский залив |
Васко да Гама | Мозамбикский пролив |
Проверка задания. Презентация. (ответы на слайдах)
3. Индивидуальные задания.
3.1. Выездное задание.
Заполнить таблицу.
Место | Место в мире | Название | Величина(кв.км) | Примечания | Обозначить на стр.77 |
| | 1.Крупнейшие острова | |
1 | 3 | Калимантан | 734.000 | Азия | 1.1 |
2 | 6 | Суматра | 427. 350 | Азия | 1.2 |
3 | 7 | Великобритания | 229.885 | Европа | 1.3 |
| | 2.Крупнейшие полуострова | |
1 | 1 | Аравийский | 2.730.000 | Азия | 2.1 |
2 | 3 | Индокитай | 2.088.000 | Азия | 2.2 |
3 | 4 | Индостан | 2.000.000 | Азия | 2.3 |
После отчета группы, класс в рабочих тетрадях на стр.77 отмечает данные объекты.
3.2. Задание на время. «ЗЕМЛЕВЕДАМ 1» Найти крайние точки и определить протяженность материка Евразия с севера на юг.
| НАЗВАНИЕ | КООРДИНАТЫ | ПРОТЯЖЁННОСТЬ В ГРАДУСАХ | ПРОТЯЖЁННОСТЬ В КИЛОМЕТРАХ |
К.С.Т. | м. Челюскин | 78°с.ш. 104°в.д | 78°-1°=77° в 1° меридиана 111 км | 77 х 111=8547 (км). |
К.Ю.Т. | м. .Пиай | 1°с.ш. 103°в.д |
3.3. Задание на время. «ЗЕМЛЕВЕДАМ 2» Найти крайние точки и определить протяженность материка Евразия с запада на восток по 60° с.ш где в 1° параллели 55,8 км.
| НАЗВАНИЕ | КООРДИНАТЫ | ПРОТЯЖЁННОСТЬ В ГРАДУСАХ | ПРОТЯЖЁННОСТЬ В КИЛОМЕТРАХ |
К.З.Т. | м. Рока | 38°с.ш. 9° з.д | 6° в.д. и 171° в.д. 171°-6°=165° | 165°х 55,8=9207 |
К.В.Т. | м. Дежнева | 66°с.ш.170°з.д. |
3.4. Задание «ОКЕАНОГРАФАМ 1»
Перечислить моря и проливы, омывающие Евразию. Выделить, омывающие берега России.
ОКЕАН | МОРЯ | ЗАЛИВЫ |
С.Ледовитый океан | | |
Тихий океан | | |
Индийский океан, | | |
Атлантический океан | | |
3.5. Задание «ОКЕАНОГРАФАМ 2»
Перечислить острова и полуострова Евразии. Выделить, относящиеся к территории России.
ОКЕАН | ОСТРОВА | ПОЛУОСТРОВА |
С.Ледовитый океан | | |
Тихий океан | | |
Индийский океан, | | |
Атлантический океан | | |
Результаты заданий 3.4. и 3.5. оглашаются устно и отражаются на контурно карте всеми учащимися
3.6. Задания классу:
1.Ответить на 3-й и 5-й пункты плана описания ГП Северной Америки. (Работа с учебником. Приложение стр. 311)
2.В чем отличие ГП Евразии от других материков?
3. Сделать вывод: как географическое положение материков влияет на природу и хозяйственную деятельность человека?
3.7. Работа в тетрадях. А сейчас вспомните путешественников и исследователей. Заполните таблицу (коротко).
КТО? (Имя исследователя) | ЧТО? (Заслуги и достижения) | КОГДА? (Время исследования) |
1. 2. 3. | | |
4. «Материк на котором мы живем»
- Бутылочная почта доставила нам послание, но целостность доставочного контейнера вызывает у меня сомнения, я предлагаю вам проверить данную информацию.
1. Евразия пересекается экватором в южной части.
2. Крайняя северная точка Евразии – мыс Челюскин находится на полуострове Таймыр.
3. Координаты крайней восточной точки - мыса Дежнева: 66⁰ с.ш.; 170⁰ в.д.
4. Береговая линия больше всего изрезана на востоке.
5. На юге находится самый крупный полуостров - Индостан.
6. Находится во всех климатических поясах, кроме экваториального.
7. Самый крупный остров Европы - Великобритания.
8. Северное море находится на северо-западе.
Если найдете ошибки, исправьте их по образцу. (СЛАЙД) (Работа в тетради)
№ | Ошибка | Замена |
1 | Белый | Синий |
2 | Южный тропик | - |
3 | - | - |
Проверяем. (СЛАЙД)
№ | Ошибка | Замена |
1 | пересекается | не пересекается |
2 | - | - |
3 | В.д. | З.д. |
4 | на востоке | на западе |
5 | Индостан | Аравийский |
6 | кроме экваториального. | - |
7 | - | - |
8 | - | - |
5. Подведение итогов урока.
-Вы хорошо поработали.
-А как вы сами оцениваете свою работу? Зафиксируйте оценки в оценочном листе группы.
Ф.И. | Отметки о качестве работы на разных этапах урока | Итоговая оценка |
| | |
| | |
| | |
| | |
6. Этап рефлексии.
- С каким настроением работали?
- Какие затруднения были на уроке?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что хотелось бы повторить?
А сейчас напишите на листке, что бы нового вы хотели узнать о материках.
Передайте соседу по часовой стрелке.
7. Домашнее задание: (Продолжить таблицу «Кто? Что? Когда?»)
Определить к какому материку относится полученный вопрос, и подготовить дополнительное сообщение к уроку.